Идея, что нужно учиться выживать жить в природных условиях, в случае вынужденной посадки совсем не нова. Пилоты ВВС, космонавты этому обучаются специально и проходят регулярные тренировки. У любого пилота АОН также есть вероятность попасть в подобную ситуацию.И многие из летающих с этим сталкивались. Ничего страшного в этом нет, если готов к подобной ситуации.
Причины разные. Это и погода и поломки матчасти и некачественное топливо, которое в России совсем не редкость. Когда летаешь вокруг аэродрома, то это не так страшно, т.к. в районе пилотажных зон обычно предусмотрены площадки пригодные для вынужденной посадки или есть шанс дотянуть до аэродрома, а вот когда являешься маршрутным пилотом, вот тут данные навыки жизненно необходимы.
Немного истории:
Их самолет продержался в воздухе 26 часов 29 минут, преодолел за это время по прямой 5908 км, и приземлился в районе поселка Керби Хабаровского края.
Оставшись вдвоём в танге, Гризодубова и Осипенко стали ждать Раскову. Где Марина ? Лётчицы думали, что она опустилась где - нибудь недалеко, и пристально всматривались в лес. В каждом дереве им чудился силуэт подруги. Они подавали сигналы, стреляя из револьвера и ракетницы. Но Раскова не показывалась.
В хвосте самолёта находилась аварийная радиостанция, но сколько ни крутили её рукоятку, радиостанция так и не заработала.
И первую же ночь в самолёт залезла рысь. Гризодубова первой услышала сильное царапанье и мяуканье, а затем и увидела незваную гостью. Стрелять в неё не хотелось, - пуля могла повредить доску приборов, у которой виднелась голова рыси. В конце концов "кися", как её назвали лётчицы, удрала. Вслед за ней пришёл медведь. Он начал тереться о рули поворота. Лётчицы сначала решили, что это какой - нибудь человек пришёл. Гризодубова со словами: "Пожалуйста ! Заходите !" - гостеприимно распахнула дверь кабины... Выстрел из ракетницы поверг мишку в ужас. Он убежал и лес...
Так шли дни. Неожиданно лётчицы обнаружили в самолёте колбасу, грудинку, икру, положенные кем - то "сверх плана". Подарок был весьма кстати.
Несколько раз они слышали шум моторов. Самолёты шли на большой высоте и, несмотря на сигналы, не заметили "Родины".
Подруги решили не уходить далеко от самолёта. Они ждали Марину, а её всё не было. Что же случилось с отважным штурманом ?
...Ветер отнёс парашют к лесу. Шёлковый купол зацепился за пихту, и Марина Раскова повисла в 5 метрах от земли. Она обхватила ногами дерево, перерезала стропы парашюта и спустилась на землю.
Вокруг неё - густой, непроходимый лес. Нигде не видно просвета. Над головой совсем низко пролетел её самолёт. Моторы не работали, слышна была только сирена, которая гудит на машине, предупреждая, что надо выпускать шасси. Потом всё стихло. Одна в глухой тайге !
Вдруг донёсся звук выстрела, второй, третий... Раскова засекла по компасу направление выстрелов. Но тут - то и произошла ошибка. Эхо от сопок отнесло звук выстрела в противоположном направлении, и Раскова пошла не туда, куда следует.
Идти было очень тяжело. Сучья бурелома цеплялись за меховой костюм, приходилось переползать через поваленные на землю деревья.
На 5-е сутки Раскова вышла к большой мари, покрытой густой, высокой травой. Неосторожный шаг с кочки на кочку, и Марина Раскова провалилась. Сначала по пояс, потом но горло. Вода холодная, как лёд. Первый раз за время скитаний почувствовала она себя совсем одинокой. Никто не придёт на помощь, надо спасаться самой. Вспомнила виденный когда - то фильм, героиня которого выбралась из болота с помощью палки, и поступила точно так же. Положила свою палку на несколько кочек и стала подтягиваться. С трудом удалось выбраться из воды. Всё на ней промокло до нитки. Надо обсушиться, благо выдался солнечный день. Сушка продолжалась до вечера.
В первый день, когда Раскова рассчитывала быстро добраться до самолёта, она съела полплитки шоколада. На второй день решила быть осторожней и съела только четверть плитки. А под конец своих странствий дошла до нормы в... один квадратик и одну мятную лепешку. Временами она находила клюкву, грибы. Недостаток пищи приходилось возмещать даже берёзовыми листьями.
На 7-й день блужданий по тайге Раскова решила поджарить найденные ею два гриба и разожгла костер. От пламени вспыхнул валежник, загорелась трава и стволы сухих деревьев. Пришлось бежать от огня. В это время она услышала шум моторов. Это был самолёт, искавший её.
Не раз она встречалась с "хозяевами тайги" - бурыми медведями и пугала их выстрелами из пистолёта.
Утром 10-го дня Раскова увидела самолёты и отчётливо услышала выстрелы. Преодолевая сильную слабость, она пошла по направлению выстрелов. Она еле шла, опираясь на палку. На ней был шерстяной свитер с орденом Ленина на груди, одна нога в унте, вторая - босая.
Увидев Раскову, люди, находившиеся около самолёта, бросились ей навстречу. Товарищи хотели взять её на руки. Она отказалась и сама дошла до самолёта...
С того случая прошло 80 лет, мы имеем спутниковые навигаторы, трекеры и телефоны, однако в случае вынужденной посадке в труднодоступном месте, при отсутствии лётной погоды потребное время на поиск и эвакуацию экипажа могут составить несколько десятков часов.
Именно поэтому сейчас в АОПА-Россия ведётся большая работа по подготовке и комплектации носимого аварийного запаса (НАЗ) для АОН и отработки курсов по выживанию в природной среде.
Для команды Ил-14 это была уже третья тренировка в естественной среде. Первую мы выполнили более года назад (
отчёт). Тогда это выглядело как пикник на природе, но мы начали отработку применимости разного оборудования используемого в комплектации НАЗ, следующий выход уже был выполнен осенью в лес (
отчёт) под руководством эксперта по экипировке, охотника, путешественника, сотрудника концерна “Калашников” -
Михаила Ярина.
Михаил Ярин "Хыч"
И вот новый выход на 48 часов, уже в более сложные условия - зима, лесотундра, низкие температуры. Помимо выживания были отработана задача по обнаружению терпящего бедствия ВС по сигналам аварийного маяка. Мы включили имитатор АРМ, а пилоты вертолётов ВПСО “Ангел” должны были обнаружить нас, с чем успешно справились.
Поставленные задачи:
- психологическая подготовка пилотов АОН
- отработка методики поиска и спасения по аварийному радиомаяку (АРМ)
- отработка методов выживания в условиях лесотундры, зимой при низких температурах
- отработка снаряжения НАЗа
- проверка новых образцов снаряжения в боевых условиях
Выход назначили на 23 февраля, эвакуацию на 25 февраля 2018г.
Место выживания подобрали исходя из поставленных задач - 25 км восточнее Твери. Среди торфянных болот и озёр. Местность там очень близка к лесотундре.
Доставку - от Орловки до Волжанки на самолёте Ан-2 в лыжном варианте, далее заброска на вертолёте.
Авиационный поиск - силами поисково-спасательного отряда “Ангел” штатного подразделения АОПА-Россия.
Каждый участник команды собрал свой НАЗ, опираясь на уже имеющийся опыт и отработанную комплектацию, тем самым мы имели возможность протестировать большее кол-во вариантов снаряжения.
Итак, 23 февраля в 3 утра я встал и выдвинулся на аэродром, где стоял засыпанный снегом и примёрзший (как мы выяснили позже) Ан-2. Его нужно было заправить, прогреть и подготовить к вылету. Очень здорово, что 1,5 года назад мы попросили Галину Молчанову сшить нам чехлы на самолёт. Благодаря им, мы были избавлены от задачи отдирать и отбивать лёд с крыла. Он весь был на чехлах.
На рассвете начинаем очищать от снега и снимать чехлы с Ан-2
Прогрев двигателя. Полностью автономная система позволяющая возить с собой в самолёте.
Солнце быстро встаёт
Местами чехлы приклеились к самолёту
Заправить самолёт оказалось тоже не просто. Внедорожники с бочками топлива - Isuzu Trooper и Range Rover застревали в высоком снегу и их приходилось откапывать.
немного завязли
Пока мы откапывали машину, Андрей Петров добавляет 20л масла в бак
Медленно идёт заправка маслом в зимних условиях. Даже тёплое масло, на морозе -20 очень быстро остывает в канистре.
К обеду самолёт был подготовлен, маршрут согласован, подтверждение на приём Волжанки получено и мы попытались рулить. Но не тут-то это было… Ан-2 оказался приморожен к стоянке. Начались танцы с раскачкой самолёта руками и двигателем и вот он стронулся, но проехав 1,5м снова встал как вкопанный. Пришлось вспомнить опыт “Амдермского авиаотряда”, коим мы себя называли в прошлом году при полёте в Арктику на о.Белый. Взяли верёвочку и прошли по подошве лыж.
Ан-2 пополз по снегу, поднимая буруны снежной пыли. Грунтовая ВПП не укатывалась и взлетать нужно было с целины. Экипаж тоже остался на улице, они толкали и раскачивали Ан-2, чтобы оторвать его. Останавливаться было нельзя, т.к. лыжи могли снова прилипнуть к снегу. Прорулив по ВПП пару раз я накатал колею, по которой планировал взлетать, пока я катался ребята уже подошли к месту старта и теперь стояла задача их загрузить в самолёт. Это можно сделать при рулении на малой скорости. С двух проходов весь наш экипаж оказался в самолёте, ещё немного времени потребовалось, чтобы люди заняли свои места и зафиксировались. Теперь можно взлетать.
Click to view
На удивление самолёт легко оторвался от заснеженной полосы. Ан-2 великолепный самолёт!
Обойдя запретную зону в Завидово, через 35 минут мы прибыли на Волжанку.
Обходим Завидово подальше
Пока Андрей Петров рулит, можно и в телефон заглянуть
Проход над полосой, оценка ветра и заход на посадку, зарулили на перрон, аккуратно развернулись, чтобы не сдуть никого. На Волжанке ВПП укатана и прекрасна.
На перроне аэропорта Волжанка
Летать на лыжах намного комфортнее чем на колёсах!
На колёсах правда ещё не позволяет летать - снег должен слежаться и стать более плотным, но на лыжах просто песня.
Выгрузка вещей, которые берём с собой из самолёта.
Перед выживанием нужно обязательно подкрепиться, тем более будучи на Волжанке грех не зайти в ресторан на берегу Волги.
Отвезти на место выживания нас согласился хозяин базы и аэродрома, большой энтузиаст авиации - Максим Миронов.
Максим и Андрей готовятся к вылету
Пока мы ели, его вертолёт заправили и подготовили.
В ожидании следующего рейса
Перекидав вещи из Ан-2 в R-44, тремя рейсами нас закинули на место выживания.
полетели
Волжанка
Продолжение следует...
•
Практический курс по выживанию для пилотов малой авиации "НАЗ. 48 часов" 23-25 февраля 2018г. (ч.1)•
Практический курс по выживанию для пилотов малой авиации "НАЗ. 48 часов" 23-25 февраля 2018г. (ч.2)•
Практический курс по выживанию для пилотов малой авиации "НАЗ. 48 часов" 23-25 февраля 2018г. (ч.3)