средний мозг; тишина и покой

Jan 20, 2014 01:12

Ниже следует более-менее механическая сборка материалов, накопившихся по теме "тишины и покоя".
Сборка подстёгнута свежим замечанием коллеги о готовящемся законе о тишине (такой действительно готовится с мая прошлого года) в свете нашей почти уже годичной записи о том, как некие тупорылые "изучали" разъяснения Верховного Суда о тишине и покое.

Напомним, что ВС решил, что шум в жилых помещениях и на прилегающих территориях "регламентации и нормированию не подлежит" -- вопреки очень удобному для ментов мифу "с 7 до 23 ..."

Новый проект заметно ужесточает законодательство (переводит нарушение в более серьезную категорию, резко повышает штрафы, радикально облегчает применение закона -- сейчас это очень трудно сделать).
Но законопроект пока не принят.
Поэтому как бы в поддержку -- а заодно в качестве упражнения -- мы взглянем на проблему с Приматологической точки зрения.

***

Прежде всего, в реагировании на шум, который можно назвать нарушением тишины и покоя, задействован средний мозг.

Напомним, что этот рептилийный командный пункт управления занимается тем, что опережающим образом реагирует на простейшие типы сигналов, могущие нести информацию о критических важных ситуациях -- угрозах. Если говорить о звуках, то это:

-- резкие звуки (хруст веток или стук камней под ногами крупного зверя);
-- низкие звуки (рык крупного хищника);
-- звуки, характерные для речи многоглаголящих (о-очень важный и опасный контингент);
-- плач грудного ребёнка, который кажется специфически резким ровно потому, что средний мозг на него по-особому реагирует;
-- ...

Реакция среднего мозга на такие звуки заключается в "настораживании" организма, т.е. в приведении его в состояние некоторого стресса как подготовки к возможным действиям, в частности выплеск в кровь и ликвор соответствующих гормонов.
(У этой реакции есть и когнитивная компонента, но её нужно будет обсуждать отдельно.)

Например, громкая музыка с большими дозами ударных и мощными басами -- важная часть механизма поддержания некоторого уровня возбуждения тех, кто колбасится в ночном клубе.

***

Продолжительное воздействие звукошума поддерживает организм слушателя в состоянии чуток повышенного стресса, даже если это стресс лёгкий и на общем фоне жизни не особо замечается.
Но на длинных временах эффект этого дополнительного стресса неизбежно суммируется -- и проявляется как увеличение медицинских расходов народонаселения.

Каждый знает, как приятно бывает оказаться на природе.
Одна из главных причин кайфа -- отсутствие шумового фона снаружи организма и, соответственно, связанного с ним стрессового фона внутри.

Пример. Некий неугомонный экстраверт поначалу сопротивлялся (дело было в начале 90-х) желанию жены купить участок земли (какое-то поле распродавалось почти бесплатно) довольно далеко от дома, в трёх с лишним часах езды на машине.
Через сколько-то лет, когда появились деньги, чтобы на участке что-то соорудить, приехав туда, он был в шоке: "здесь так тихо!" -- и все последние годы смывается туда при любой возможности, несмотря на расстояние.
Любой невролог со стажем из районной поликлиники сможет сделать более решительные утверждения на тему расстройства здоровья народонаселения по причине разнообразного быдлошума.

***

Важно понимать, что сила звука не важна для того, чтобы свести с ума жертву.
Легендарная китайская пытка с регулярно капающими на голову капельками воды основана на том же общем механизме самонастройки синапсов.

Ещё Сергей Вячеславович сообщал о способности среднего мозга поднастраиваться на интересные сигналы.
Работает обычный механизм настройки синапсов:

Пусть один и тот же звук идёт по одним и тем же нейронам и синапсам. От упражнения синапсы укрепляются (становятся более проводимыми) -- как при любом научении ("повторенье -- мать ученья"). Формируется нейроцепь с повышенной проводимостью именно для этого типа звуков.
Если звук продолжает "капать", то нейроцепь продолжает "расти" (нейроцепи ветвятся по всей ассоциативной области, и любая нейроцепь может в принципе расти внутри этой области как ... саккулина внутри краба.
В какой-то момент она может стать достаточно мощной, чтобы при её активации имел место эффект доминанты. И тогда мало не покажется.

Другими словами, повторяющийся звукошум как бы "сверлит" в мозге дырку -- проводящую нейроцепь для себя (точнее, для электрической импульсации, в которую превращается звук в ухе).
Эта нейроцепь будет жить долго -- как любая долговременная память.

Результат -- своеобразная, но оттого не менее реальная травма мозга.

***

Второй момент в плане настройки мозга на звукошум.

Даже если звукошум первоначально не воспринимался негативно, то при регулярном повторении опыта по жизни обязательно наступит момент, когда этот шум ляжет на усталось нервной системы или какое-то другое раздражённое состояние.
И как только первый раз среагируют миндалевидные тела (гуморальные центры страха, агрессии и т.п. в головном мозге) -- пути назад не будет: дальше реагировать будут именно они, причём с нарастающей (как ясно из вышеизложенного) силой.

Мозг злопамятен, причём на физиологическом уровне -- мы это специально обсуждали.

Практическое следствие:

Если некий звукошум, что называется, "достал" (т.е. толстая нейроцепь под него сформировалась), то простое ослабление шума проблему не решит -- нейроцепь-то никуда не денется и будет реагировать даже на самый слабый такой звук.
Проблему решит только полное устранение шума (возможно, с устранением его источника).

Это важно понимать не столько "испытуемым" (которым светит альтернатива "психушка или Колыма"), сколько "испытателям": ведь их рациональным аргументам про какую-то там будущую Колыму будет противостоять агрессия, прущая из амигдал "испытуемого" здесь и сейчас.

А это нехорошая, опасная перспектива.

***

Организм изнашивается с возрастом -- и нервная система тоже.

Вспоминается, как на международном авиарейсе престарелая дама поставила на уши стюардесс истеричными требованиями прекратить плач младенца в передней части салона.

Надо сказать, что долгий плач этот утомлял не только престарелую даму, хотя и не до истерики.

Перспективка.

***

Беда в том, что ни увидеть, ни потрогать, ни измерить описанную травму мозга нельзя (ну, может, с помощью фМРТ, если сканировать мозг до и после "опыта").

В оплоте аниерархизма Швейцарии измерительным прибором для раздражения среднего мозга служит боекомплект пехотинца в доме каждого здорового мужика 18-50.

Вспоминается новость, как во время какого-то международного фестиваля компания турок гудела среди ночи, не реагируя, видимо, на предупреждения. И тогда мужик из соседнего дома дал по компании очередь из своего автомата.
В Швейцарии это "домашнее" оружие -- дело абсолютно принципиальное.
И выходит, что избежать кровавых расстрелов можно только одним способом -- ужесточать законы о тишине.
Что и имеет место.

Жена коллеги, мудро слинявшего туда на ПМЖ, поначалу жаловалась, что в многоквартирном доме, где они снимали квартиру, постирать белье в машине-автомате можно только в субботу в строго определенный интервал времени (что-то типа 10-18).

Upd 2015-12-20: два подхода к правовой регуляции ...

Сейчас, когда благосостояние дорогих россиян выросло, а квартиры приватизированы, в каждой квартире 100-квартирного подъезда есть стиралка-автомат, а то и посудомойка, и включаются они когда ни попадя (есть ещё не вычисленный гад, у которого оно включается ровно в 7 утра и стучит, переключаясь, до 9).
Такую ситуацию вообразить ещё в 2005 г. было невозможно.

Молодые коллеги, получившие новую квартиру по академическому сертификату, сообщают, что звукоизоляция в новых домах плохая -- очевидно, строители экономят.

продолжение

тишина-и-покой, протоценности, гондуrussоведение, тупорылые, последний_рубеж_обороны, мозг

Up