Первые две записи про "греческое чудо", это
текстосфера (3) к разгадке "греческого чуда" текстосфера (4) внешняя память для интеллекта ***
Подоспела ещё одна книжка по истории систем письма:
Вяч. Вс. Иванов "От буквы и слога к иероглифу" (2013).
Это в дополнение к списку в записи
текстосфера (2) корни, где книжки довольно старые.
Инверсия в названии намекает, что там много говорится о дешифровке древних систем письма.
Но лингвистическая кухня нам трансверсальна.
Насчёт "греческого чуда" удаётся выудить любопытные цитаты, погружённые в по-гуманитарному недоструктурированный поток сознания (мы намеренно воспроизводим обрамление, "зарывающее" интересующие нас наблюдения, и нужно учесть, что мы всё это нашли у Вяч. Вс. только потому, что знали, что и где нужно поискать; бывший программист
Губайловский такой смысловой каши не допустил бы -- это в тему
мощного уморазвивающего потенциала алгоритмики):
На с. 141 находим:
Под алфавитом понимается система письменных знаков, передающих звуковой облик слов языка посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. Изобретение алфавита позволило делать запись любых текстов на естественном языке без обращения к их значению (в отличие от систем письма, использующих идеограммы -- письменные обозначения понятий и логограммы -- письменные обозначения слов), что сделало возможным повсеместную фиксацию, хранение и передачу самых разнообразных текстов на любых естественных языках, способствовало распространению грамотности и другим достижениям европейской цивилизации. Все известные алфавиты характеризуются наличием синтагматических правил обозначения фонем в словах и парадигматическим набором знаков, известных всем ими пользующимся в строго определенной последовательности. Принцип упорядочивания по алфавиту играет важную роль во всех современных средствах хранения и поиска информации (в словарях, других справочных изданиях, каталогах и т.п.).
Чуть дальше (сс. 155-156) ещё:
Заимствование консонантного письма греками и превращение ими его в универсальный способ передачи звуковой стороны языка было одним из великих событий в истории культуры. Изменился не только тип письма. Древний тип культуры, который можно назвать иероглифическим (в нейропсихологических терминах, употребляемых при этом метафорически, -- правополушарным) сменяется алфавитным (левополушарным). С этим связано введение принципа дискретности, который был осознан первыми греческими атомистами в их учении о неделимых элементах, оказавшемся важным для всей греческой науки, особенно математики. Во всей полноте значение этого принципа [тут текст в книжке разорван на полстраницы чужеродной Таблицей 5] было прояснено европейской наукой спустя две тысячи лет. С дискретным принципом связана идея следования элементов друг за другом. Она определяет понятие актуальной бесконечности, истоки которого Арнольд ищет у гипотетического Тота, повлиявшего на греческих ученых. Едва ли не самой существенной частью этого наследия греческих ученых явилось осознание ими возможностей логического вывода и дедукции как научного метода. Эти новые идеи находят завершение на последнем этапе развития древнегреческой науки после ее взлета начиная с V в. до н. э.
Обратим внимание на высунувшую свою голову "проблему полушарности" --
популярный в 70-80-х гг. лажевый пузырёк, в котором (наряду с важными вещами, как это обычно и бывает в случаях лажевых пузырей) с преувеличенным вниманием обсасывались экзотические эффекты, связанные с эволюционно-случайным разделением единого по сути ассоциативного поля мозга на два полушария. Но подробно обсуждать это сейчас, посреди бессонницы, не время.
Доставляет фейерверк слов, включая нейропсихологию, актуальную бесконечность, атомизм, "дискретный принцип", Арнольда, Тота, "дедукцию как научный метод" ...
Высшая Приматология отмечает в рассуждениях Вяч. Вс. избыточную, привычную у многоглаголящих высокопарность в отношении к их т.наз. интеллекту.
(Вот ы Губайловский
плохому учится.
Тут намечается приматологическая теорема в порядке теоретической концептуализации известного феноменологического наблюдения о том, чему охотней учатся приматы. Оставим на будующую какую-нибудь бессонницу.)
И на с.162 глава завершается таким абзацем:
Перенятие греками алфавита было одним из первых глобальных изменений культуры, так как алфавит на протяжении первых двух с половиной тысячелетий своего существования стал распространяться по всему миру.
Проще надо: один из видов шимпанзе, получив от Эволюции подарок в виде способности болтать без умолку, мучительно долго учится использовать её, способность эту, как инструмент моделирования.
А алфавит с минимальной learning curve как мощный "канал ввода-вывода" даёт такую феноменальную возможность задействоввать для решения
задач пентады текстосферу как "внешнюю память" для совокупного интеллекта Многоглаголящего Приматчества, что подобное конкурентное преимущество будет неизбежно копироваться в глобальных масштабах.