определение и оглавление Продолжая размышлять о
роли нотации для возбухания
текстосферы, сделаем наблюдение, которое никто (в доступных нам текстах) почему-то до сих пор сделать не догадался.
Насколько оно правильное -- другой вопрос. Чтобы это обсуждать, надо сначала наблюдение зафиксировать.
***
Вот три первых попавшихся текста, трактующих загадку т.наз. "греческого чуда":
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический Проект, 2009. - 688 с., 2009 [
2013]
И 1. Загадка древнегреческой цивилизации Историки, философы, культурологи до сих пор спорят о «чуде» Древней Греции, оставившей столь заметный след в истории развития человеческой культуры, давшей человечеству многообразие философских идей, первые примеры демократии и прекрасные произведения искусства.
Анре Боннар при объяснении особенностей древнегреческой культуры делает упор на географический фактор. ...
Загадка греческого чудаАвтор статьи: Олег Викторович Мухин.
История Древней Греции является, пожалуй, наиболее захватывающей, величественной и интересной, знакомой нам еще со школьных времен.
Образование греческой цивилизации относится к промежутку с VII по V вв. до н.э., к так называемой эпохе "культурного переворота".
Известный французский историк XIX века Эрнест Ренан назвал появление и дальнейшее развитие древней цивилизации Эллады "греческим чудом". Да и не чудо ли это? Когда она появилась, великие цивилизации Египта и Вавилона измеряли историю своего существования уже тысячелетиями. Не чудо ли это, что такое, сравнительно молодое культурное образование, как Древняя Греция, открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Достаточно вспомнить великолепные образцы греческого гения в сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки первыми сломали существующие стереотипы и создали науку, которую некоторые современные исследователи называют "мышлением по способу греков". ...
Древнегреческая цивилизация... В XII в. до н.э. процесс цивилизационного развития греков-ахейцев был прерван вторжением более примитивных северных племен, в том числе дорийцев, которые к этому времени уже обладали железным оружием. ... Ахейские государства исчезли, слоговую письменность забыли. ...
В XI-IX вв. до н.э. греки оказались в зоне достаточно продолжительного упадка ... Это время называют темными веками ...
Темные века не дали памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства. Но в это время греки освоили железо, в обществе произошло имущественное расслоение. А власть царей стала наследственной.
Рождался новый тип организации общества -- греческий полис.
Рождение Древнегреческой цивилизации
Вторая попытка греков в создании цивилизации имеет началом так называемую архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.). ...
Определяющим моментом явился переход к производству стали. ...
...
Колонизация оказало огромное влияние на развитие древнегреческого общества. Она вывела греческий мир из состояния изоляции, в котором тот оказался после крушения Микенской культуры. Греки сумели многому научиться.
У финикийцев они взяли алфавитное письмо и усовершенствовали его, введя не только согласные, но и гласные буквы.
Из Финикии и Сирии они переняли секрет изготовления стекла из песка, добычи пурпурной краски из морских моллюсков. ...
Ага. Изобретение первого полноценного алфавита поставлено в ряд со стеклом из песка и краской из моллюсков.
***
Дирингер (
см.) сильнее прочих подчёркивает революционный характер греческого алфавита -- но никак не связывает это с древнегреческой грамматикой-софистикой-философией-литературой-политикой-... хотя связь -- стоит задуматься -- очевидна:
Наличие для дальнейшей истории (вплоть до наших дней) древнегреческой премудрости как целого массива было очевидным образом обеспечено ее достаточно полной фиксацией в текстовом виде (грубо говоря, стало возможным достаточно легко записывать всё, что попало, подряд).
Это в свою очередь очевидным образом коррелирует с тем фактом, что с греческим алфавитом была впервые создана система письма с минимальной learning curve без ущерба для функциональности.
Можно сказать, что тогда-то по-настоящему и возникла (западная) текстосфера как интеллектуальный феномен.
Какая-нибудь консонантная финикийская система достаточна для стандартизованных записей в торговом учёте, но элемент разгадывания текста -- несущественный в стандартизованных записях -- не позволяет просто сканировать большие массивы записанной премудрости, как это позволяет греческий алфавит.
Наконец, каждый пишущий знает, что лист бумаги (или экран) перед глазами -- это мощный расширитель довольно скромной оперативной памяти мозга (при условии, что содержание написанного оче-видно).
Легко обозримый массив уже написанного -- колоссальная помощь мозгу при выстраивании сложных рассуждений и концептуализаций.
(Ещё лучше, чем просто пишущие, это знают программисты.)
***
Военных новаций (намёк на стальные мечи гоплитов), выплёскивавшихся быстрыми обширными завоеваниями, было в Истории много.
Но завоевания Александра Македонского оставили за собой эллинистический мир, связанный греческим койне и письменностью.
В возникновении греческого койне роль интенсивного письменного обмена, ставшего возможным благодаря эффективной письменной нотации, тоже, надо думать, была не малой.
Доступность эффективной системы письма стимулировала поиск подходящих материалов и проч. (ср. у Истрина, с. 348). Что в свою очередь расширяло применение письма, создавая положительную обратную связь.
Но запущено это колесо было эффективной письменной нотацией.
***
Короче, выдвигается следующее утверждение:
За "греческое чудо" в том, что касается интеллектуальной сферы, эффективная система письма несёт бóльшую ответственность, чем "географический фактор" или "победа стали".
Именно максимально эффективная во всех отношениях система письма с минимальной learning curve.
***
Ну, ладно, это так, мимоходом, чтобы развеяться.
А то надо возвращаться к нашим приматам.