Сейчас в мировом развитии мы видим три фундаментальных кризиса и три соответствующих им ключевые тенденции:
1) Кризис Модерна и тенденция к наступлению «Нового Средневековья». Образно говоря, закат идеи прогресса и возвращение тяги к мистическому. Это реакция усталости «эмоционального полушария» человечества на длительное правление «полушария рационального». При этом пост-модерн как могильщик Модерна это по сути лишь кризисный переходный период.
2) Кризис неолиберальной экономической системы и тенденция к «новому кейнсианству». Переход к более государственнической, социалистической, если угодно, модели, осознание потребности в новой индустриализации. Это логичная реакция защиты от рыночных потрясений через переход к более чёткой экономической системе.
3) Кризис мультикультрализма и тенденция к усилению национализма. Принципиальный рост значения этноса в идеологическом и общественном дискурсе. По сути, реакция самозащиты северных и западных стран на мировые демографические процессы, попытка спастись от последствий раскрученного Западом проекта «общества для всех».
В целом это тройной удар по ключевой идеологии Модерна - либерализму. А также шанс на реванш для традиционализма, социализма и национализма.
Все эти тенденции объективны, очень противоречивы, широки и, во многом, разнонаправленны. К примеру, тенденция к фундаментализму сильней всего проявляется на Ближнем Востоке, к этнонационализму - на Западе, а экономические трансформации так или иначе затронут всех, однако командно-административный (в той или иной степени) тип экономики более естественен для России и стран Восточной Азии. При этом возвращение к традиции в Западной Европе скорей всего произойдёт не в христианской, а нео-языческой форме, в России же шансы Православия на возрождение намного выше по сравнению с тем же католичеством. Возникает закономерный вопрос: могут ли все эти тенденции, и идеологии, их выражающие, сойтись вместе? Если да, то где? И на какой основе?
Ответ. Могут. В России. На платформе патриотизма. В перспективе каждая из этих идей строит свой собственный «идеальный мир». Но именно в России, где всё больше людей обращают взор в прошлое, находя идеал то в Империи Сталина, то в Третьем Риме, то в Древней Руси, возможно соединение этих трёх тенденций при построении одного конкретного проекта - Великой России. Потому что именно у нас Православие это не только христианство, а ещё и оборонительная патриотическая система, Сталин это символ уже не коммунизма, а ускоренной индустриализации и великого вождя, а Русский народ - не просто один из народов России, а народ государствообразующий и значит объединяющий и стержневой для всей страны. Таким образом, в каждой из трёх идеологий есть потенциал к соединению через построение общего Нового Исторического Проекта - русского по своей сути, технологичного по своей материальной базе и мистического по своим ценностям.
Разумеется, радикальные проявления трёх тенденций сойтись не смогут. Но проявления умеренные, т.е. патриотические - вполне. Что кстати будет способствовать эволюционному, созидательному пути развития, без борьбы крайностей и революционных скачков.
Более того, такое соединение будет логично, ведь связано оно с построением общественно-исторической системы, основанной на Неотрадиции - исторической преемнице Модерна, как бы спасающей его через примирение с разрушенной им когда-то Традицией. Идеалы Модерна рухнули, а его ценности - нет. Прогресс, с его освоением космоса и культом науки, сейчас уже не идеал и не самоцель, а средство технологического развития. Поэтому он может спасти себя через служение Новой Традиции, необязательно даже религиозной, но, как минимум, национальной. Это продиктовано жизнью, ибо, чтобы отстроить заново и спасти свой собственный мир и свои ценности, необходимо быть современным, хорошо вооружённым и имеющим новейшие технологии. Поэтому у нас есть потребность стать одновременно высокодуховной и высокотехнологичной страной. Выбор между «отсталой самобытностью» и «безликой современностью» является ложным. Правилен третий путь - путь «прогрессивной уникальности». Возможна модернизация без вестернизации, равно как возможен и Русский Мир с нанотехнологиями. Более того, именно так и должно быть.
Всё это, казалось бы, похоже на идейное воззвание, однако эти тенденции реальны, и они видны, в том числе и с сугубо научной точки зрения. Значит, сама История даёт нам шанс воспользоваться ими! Ведь неслучайно Россия всегда искала Триединства. И это Триединство - код нашей цивилизации в самые разные времена. Так что, думаю, проявится оно и в относительно недалёком будущем.