В нашей стране часто говорят о нехватке Национальной Идеи, которая могла бы вдохнуть в Россию оптимизм и веру в будущее, объединить народ и показать ему лучший путь развития. Я абсолютно согласен с тем, что Национальная Идея необходима. Естественно, она должна быть ясной, красивой и патриотической. Но важно и то, как она будет подаваться. Скучные речи на пленумах никому не нужны, зато нужны яркие, сильные образы, вызывающие прилив энергии и желание жить и любить. И тут нам не обойтись без кинематографа!
Ещё незабвенный Ильич верно подметил, что кино это важнейшее из искусств, потому что знал: оно даёт наиболее массовый охват. Я же от себя добавлю: оставаясь при этом искусством. Уникальная возможность - творить, выходя при этом на огромный простор! Лучшего средства для здорового и интересного продвижения Идеи не придумать! Стесняться этого - редкостная чушь, ибо любой информационный продукт несёт в себе мировоззренческие ценности, не важно, глянцевый журнал это или «Война и Мир», и кино - точно не исключение! Так что если мы не будем воспитывать своих граждан, то этим займутся другие. В общем, высосанные из пальца псевдоэтические заморочки перед нами не стоят, поэтому сосредоточимся на том, что именно нужно снимать.
Что снимать в первую очередь, ясно - блокбастеры! Мы сейчас это определение немного видоизменили, но будем использовать уже нам привычное - «дорогостоящие фильмы для массового зрителя». Сразу оговорюсь, снимать надо далеко не только их, но сейчас поговорим именно о блокбастерах. Каких блокбастерах? Нам нужен максимальный идеологический эффект, следовательно, блокбастерах исторических. Научная фантастика, фэнтези и современные боевики тоже нужны, но максимальный эффект даёт История. Самые вдохновляющие образы живут в памяти, и потому достойны воскрешения. Государство должно (если не сейчас, то в обозримой исторической перспективе) выделить деньги на съёмку новых фильмов. Если будет не хватать режиссёров, то на первом этапе не пожалеть деньги на зарубежных, готовя параллельно своих «инженеров человеческих душ»! Все эти вложения многократно окупятся, если подойти к вопросу с должной тщательностью.
Массовый фильм это двойной эффект. Первое - финансовая выгода (а если блокбастер снят не Михалковым:), то на него обычно очень хорошо идут, был бы фильм качественный и пиар не подкачал). Второе - идейный эффект. Огромные батальные сцены, страстные любовные истории, драматические перипетии сюжета - всё это как нельзя лучше подходит для того, чтобы привлечь максимум внимания зрителя и вложить в его глаза и уши нужную информацию. Наш положительный герой не должен быть занудой, он должен быть победителем, защищающим свободу и справедливость не хуже голливудского коллеги! И тут Русская История готова нам помочь. У неё есть немало отличных сюжетов, ждущих своего часа!
Замечательно, что в наши дни снято множество фильмов про Великую Отечественную Войну. Я уверен, положительный духовный эффект от этого ещё проявится. Но ведь и до этого (да и после) были события, о которых стоит рассказать зрителю! Причём нужно сделать это с размахом, поскольку низкобюджнетные фильмы, которые снимаются об истории России сейчас, такого эффекта и такой отдачи не достигнут.
Предложу свои варианты наиболее полезных, на мой взгляд, образов с краткими идеями по поводу сюжета и предлагаемыми названиями фильмов:
- «Святослав». Жизнь древнерусского князя Святослава Игоревича была непрерывным экшеном. Вот и фильм получится весьма и весьма боевитым;) Победитель Хазарского каганата, гроза византийцев, заслуживший прозвище «Русского Александра Македонского» и героически погибший в бою с врагом - чем не образ неустрашимого славянского князя-воина? Да, образ достаточно агрессивный, но зато волевой и очень насыщенный энергетически. Что-то в стиле ВДВ, которые, как известно, никогда не отступают и никому не сдаются.
- «Князь Владимир». Фундаментальное произведение о первом правителе объединённой Киевской Руси, человеке, обратившем Русь в христианство. Это был реформатор масштаба Петра I, человек так же круто изменивший жизнь страны, и так же строивший централизованное (по тем меркам) государство. Чрезвычайно противоречивый образ: князь был жесток, содержал сотни наложниц, много воевал. Так что в батальных и любовных сценах недостатка не будет:). Но в итоге именно он решительно принял новую веру, пытаясь и свою жизнь изменить в соответствии с ней, женился на византийской принцессе, способствовал распространению на Руси передовых знаний и культуры. Так что морально-духовный фактор и семейная жизнь также заинтересуют зрителя и сформируют всегда интересный контраст.
- «Мономах». Светлый образ русского князя-объединителя - внука Ярослава Мудрого, правнука Владимира Крестителя. Честный и верный своему долгу князь всю жизнь боролся за единство князей и соблюдение традиции. Он принял власть в Киеве в трудный момент и навёл порядок. Наконец, самое главное - Мономах смог собрать вместе силы князей и нанести сокрушительное поражение степнякам-половцам, терзавшим Русь с юга. Образ положительный и правильный, но совсем не скучный: одна его охота на диких быков чего стоит! Владимир Мономах - враг междоусобиц, лишился своего сына, погибшего в распре, поэтому фильм приобретёт трагический оттенок. Но главная идея это победа над врагом через верность долгу и единство.
- «Александр Невский». Ещё один положительный светлый образ на фоне тяжелейшей ситуации ордынского ига. Победы князя над западными агрессорами (отличные кадры массово уплывающих под лёд тевтонцев:) и реющих на солнце русских стягов) и, как контраст, его нравственный и политический выбор в отношениях с Ордой, прошедший по его собственной семье. Красивые победы и тяжёлая судьба, гнев восставших против монголов горожан и всенародная скорбь по умершему князю. Стоит добавить глубокий психологический портрет князя, и его исторический образ снова живёт перед нами.
- «Ополчение». Жизненно важно наконец-то снять НОРМАЛЬНЫЙ фильм про 1612-ый год! Пусть там прозвучит искренняя речь Минина перед нижегордцами, пусть князь Пожарский поведёт войска в атаку на польских оккупантов, пусть покажут сомнения казаков перед решающей битвой и их в итоге победную роль. Гнетущая ситуация и великая общенародная победа. Можно показать всё на фоне жизни монаха Палицына, осмыслявшего события тех лет и в них участвовавшего. В общем, наиболее идейно-насыщенный из всех блокбастеров. Не так много личного, как в других фильмах, зато много народно-патриотического. Вообще, с идеей нельзя перебарщивать, но 1612-ый год это, пожалуй, исключение.
- «Новгородский полк». Фильм про Полтавскую битву, показывающий события этой важнейшей победы через жизнь младшего офицера Новгородского полка. Этот полк сыграл решающую роль в победе над шведами, им командовал лично Петр I. Большая батальная сцена битвы отлично дополнит человеческую панораму. Плюс историческая нагрузка: общая победа русских и украинцев и удар по предателю Мазепе. В этой связи, у офицера вполне может быть бурный роман с молодой украинкой, которая в итоге спасёт его от смерти после ранения в ходе битвы.
- «Генерал «Вперёд». Фильм про Суворова - полководца, который не потерпел ни одного (!) поражения, победив всех - от Пугачёва до наполеоновских генералов. История жизни гения, чудака и оригинала, создавшего передовую военную тактику и отличавшегося оригинальностью суждений. Разнообразие сцен и военных кампаний, жизнь двора, отношения героя с Потёмкиным и Екатериной II, восхищение, зависть, опала и победы. В общем, в полном смысле, военно-патриотическое, историческое кино, не лишённое философско-житейской жилки. Венец фильма - сцена штурма Измаила.
- «Бородино». Вот тут нужно будет постараться особенно, потому что великий исторический предшественник («Война и мир» Бондарчука-старшего) уже есть. Широкая сюжетная линия (жизнь офицеров-участников битвы и императора Александра I, жизнь двора и боевые походы) сведётся к одному единственному полю. Битву нужно снять во всём её грандиозном масштабе и драматизме, показывая подвиг всех русских воинов - от простого солдата в редуте до истекающего кровью Багратиона. Идея священной отечественной войны - идея о душе народа, вставшего на защиту своей Родины.
- «Белый Генерал». Фильм о Михаиле Скобелеве - победителе турок, едва не взявшем Константинополь в ходе русско-турецкой войны. Настоящий рыцарь, самоотверженный, жестокий и искренний, он вёл войска в атаку под артиллерийским огнём противника, на коне и в белом мундире. Великолепный образ, о котором в Средневековье сложили бы не одну поэму. Освобождение братских народов, Плевна, Шипка - в общем, «Турецкий Гамбит» надо будет переплюнуть. Все шансы на это есть. Как и любой рассказ о жизни настоящего рыцаря, фильм будет иметь красивую любовную историю и борьбу героя с власть имущими бюрократами.
- «Горячий металл». Коснёмся и пока что недостаточно освещённых страниц Великой Отечественной! Колоссальное танковое сражение под Прохоровкой (Курская дуга) явно достойно отдельной экранизации. История в основном должна быть личная, сюжет стоит выстроить через жизнь молодого танкиста, который теряет в бою весь свой экипаж, но раненый, продолжает биться, и встречает победу. Венец фильма - разумеется, панорама битвы тысяч танков. В конце - участие героя в Параде Победы на Красной площади.
- «Меня зовут Юрий Гагарин!» Печально, но даже к 50-летию первого полёта человека в космос у нас так и не сподобились снять ничего стоящего про человека, чья улыбка стал символом поколения. Фильм будет не такой «блокбастерный», как остальные, хотя сцены запуска корабля и полётов истребителей должны быть эффёктными! История получится одновременно жизненной драмой и исторической хроникой. Фильм расскажет о подготовке космонавтов, их руководителе Королёве, генсеке Хрущёве и других действующих лицах того времени. И конечно, цель - передать это уникальный триумф, радость всей нашей страны и всего человечества.
- «Красное небо». Жизнь советского офицера-лётчика и его бои с американцами в небе над Вьетнамом. Разумеется, победы над американцами, красивая компьютерная графика и письма на Родину молодой жене:). В общем, одновременно, можно приоткрыть пока не столь широко известную страницу истории, показать красивую человеческую историю и эффектные битвы в воздухе. Наконец, всегда приятно утереть нос американцам;)
Итак, эти 12 фильмов, дорогих массовых и исторических, я предлагаю снять! Повторю: если не сейчас, то хоть через 20 лет, а снять их нужно! Не только их. Есть другие сюжеты и другие жанры. Но перечисленные мной образы наиболее фундаментальны и полезны для национально-патриотического воспитания нашего народа. Тут будет и славянский дух, и христианская истина, и военное искусство, и технические прорывы. Тут будут трагедии и драмы, любовь и борьба, счастье и победы. В общем, всё то, что красиво и интересно. Разумеется, вопрос упирается в деньги и качество. Денег на фильмы и их рекламу государству и компаниям не надо жалеть: они окупятся. Вопрос качества серьёзней. Но если потребуется, то на первом этапе стоит пригласить хоть Кэмерона со Спилбергом для того, чтобы снять не унылую поделку, а фильм, как минимум не уступающий лучшим зарубежным аналогам. А духовная струна сделает наши отечественные фильмы даже лучше!
В общем, вот такой проект. Точнее, его набросок. И я уверен, что его рано или поздно получится претворить в жизнь.
* На картинке: кадр из знаменитого советского фильма "Александр Невский" (режиссёр С. Эйзенштейн, 1938 год)