Продолжаю рассказ о туристическом маршруте "Малый Иерусалим" по многоконфессиональной Евпатории, начатый здесь:
http://vol-majya.livejournal.com/3802921.html .
По нечётной стороне Караимской улицы, в районе домов №№ 47-49, обращает на себя внимание старинное здание, виднеющееся из-за высокого каменного забора. Первое, что бросается в глаза - круглое окно с витражом в виде большой шестиконечной звезды. Это синагога (еврейский молитвенный дом) Егия-Капай. Она также известна как Ремесленная, поскольку её построили в 1912 году на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах.
Над шестиконечной звездой, если внимательно присмотреться, можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.
Здание построено в форме базилики по проекту городского архитектора А. Генриха, из мамайского желтого известняка. Кладка камней главного западного фасада, чередование широких и узких рядов, копирует кладку стен Иерусалимского храма.
Центральный вход в синагогу, предназначенный для мужчин, находится в западной части, а алтарь ориентирован на Иерусалим - на восток. Для женщин открываются узкие боковые входы, через которые они поднимаются на верхнюю галерею, предназначенную во время молитвы для них.
Но синагогой мы полюбовались только снаружи, так как в нее никто не пускал. Зато рядом с ней было нечто очень интересное.
Прямо напротив синагоги на стене дома изображено великолепное граффити, иллюстрирующее визит в Евпаторию Николая Второго с семьей в мае 1916 года. Государь принял делегации от общин города, посетил офицерский госпиталь и кенассы (речь о которых будет впереди). На пляже наследник Алексей возвел крепость из песка. Николаю II очень хотелось искупаться, однако глазевшая толпа не оставляла никаких шансов.
Для императора и его семьи это был последний день в любимом Крыму. А для Евпатории - одно из главных событий в ее истории.
Снова улочки Старого города:
Последний взгляд на синагогу:
И очень смешное объявление. Сразу представляются именно пьяные грузчики, которые, двигаясь зигзагами, таскают мебель:
Улочками Старого города направляемся и Караимским кенассам.
И вот наконец вход в них:
Караимские кенассы - это молитвенный комплекс особого этноса - караимов. Если верить Николаю Гумилеву, караимы - это потомки - внимание! - отцов-евреев и матерей-хазарок, то есть люди, которых ни тот, ни другой народ не признавал за своих. Поэтому они со временем образовали особый народ. Религия караимов близка к иудейской.
Кенассы состоят из двух молитвенных зданий и множества внутренних двориков и галерей, которые оплетают виноградные лозы:
Плиты на стенах галерей. На них выбиты не молитвенные тексты, а история караимского народа:
Все великолепно отделано, все в мраморе:
Одно из молитвенных зданий:
В кенассах вызревает великолепный виноград:
Монумент в честь Александра Первого:
Вход во внутренний дворик:
Одно из молитвенных зданий:
Круглый внутренний дворик с великолепным виноградом:
Везде цветы:
Внутри храма:
Сейчас караимская община Евпатории насчитывает 150 человек. Согласитесь: для 150 человек такой комплекс - это очень и очень не слабо!
Снова идем по улочкам Старого города, на этот раз к мечети Джума-Джами:
Вот и она.
Джума-Джами (она же Хан-Джами или Ханская мечеть) - это пятничная, соборная мечеть в Евпатории. Она расположена по улице Революции и хорошо видна с моря. В наше время это единственная сохранившаяся в Европе многокупольная мечеть и одна из немногих мечетей, куда пускают туристов. Мечеть входит в экскурсионный маршрут «Малый Иерусалим», и летом тут ежедневно организовываются бесплатные экскурсии длительностью около 40 минут.
Перед посещением мечети все облачаются в халаты. Альтернативы нет, иначе в мечеть просто не пустят. Хотя правоверные мусульмане находятся там без всяких халатов.
Внутри мечети эскурсовод, по-видимому, священнослужитель, долго рассказывал об основах и идеологии ислама.
Люстра под потолком не шестиугольная, как в иудаизме, а восьмиугольная:
За время экскурсии в мечети был только один молящийся.
После рассказа об исламе экскурсовод включил для нас "призыв к молитве" ("Инш'Алла"). Надо признать, что протяжное и гулкое пение низкого и красивого мужского голоса производит очень сильное впечатление, и человек с не вполне стойкими убеждениями и идентичностью вполне может поддаться магии ислама, что сейчас сплошь и рядом и происходит.
На этом экскурсия не закончилась. Снаружи, на веранде, экскурсовод снова читал лекцию об исламе, о том, что это религия мира и любви, что главное в ней - любовь и помощь ближним, а основной принцип - "Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой". Наверное, вахаббиты, устраивающие взрывы по всему миру, и игиловцы (запрещены в РФ), отрезающие людям головы на камеры, думают точно так же.
В конце туристического маршрута "Малый Иерусалим" мы подошли к Свято-Никольскому собору, но его посещение, видимо, в маршрут уже не входило. Экскурсовод, проведшая нас по всем храмам разных конфессий Евпатории, сказала нам: "Вы можете войти в храм" - и попрощалась с нами. Православный храм ее, очевидно, совершенно не интересовал.
В ходе этого маршрута я убедилась, как умело и с каким тщанием презентируются в Евпатории туристическим маршрутом "Малый Иерусалим" самые разные конфессии и народы - все, кроме русского. Очень жаль, что у нашего народа такое не принято и совершенно не распространено. Совершенно не пропагандируются русская культура, история и образ жизни (хотя туристических маршрутов вроде бы и полно), а в храмах людей не встречает никто, кроме злобно шипящих старушек и тетенек, способных только оттолкнуть людей от церкви. И это очень печально: наш народ совершенно не умеет себя пропагандировать.
На этой немного грустной ноте я заканчиваю рассказ о многоконфессиональной Евпатории, и в следующем репортаже нас ждет Евпатория европейская, которая тоже существует и вполне реальна.
Источники:
http://evpatoriya.today/spravochnik/chto-posetit/mesto/mechet-dzhuma-dzhamihttp://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/svyatyni-kryma/sinagoga-egiya-kopay.html Предыдущие "крымские" статьи:
http://vol-majya.livejournal.com/3594794.html - обзорная
http://vol-majya.livejournal.com/3622074.html - Ялта
http://vol-majya.livejournal.com/3640071.html - Воронцовский парк и дворец
http://vol-majya.livejournal.com/3645582.html - Юсуповский дворец
http://vol-majya.livejournal.com/3664495.html - замок "Ласточкино гнездо"
http://vol-majya.livejournal.com/3685283.html - парк "Парадиз" в санатории "Айвазовское"
http://vol-majya.livejournal.com/3693940.html - мысы Плака и Фиолент
http://vol-majya.livejournal.com/3715559.html - Севестополь: оборона в двух войнах и наши дни
http://vol-majya.livejournal.com/3730646.html - военные корабли Севастополя
http://vol-majya.livejournal.com/3766236.html - Балаклава
http://vol-majya.livejournal.com/3783194.html - Херсонес
http://vol-majya.livejournal.com/3802921.html - Евпатория многоконфессиональная: музей крымскотатарского народа, монастырь дервишей и Старый город
Оформлено с помощью «
Обрамлятора»