Херсонес Таврический - так назывался город, основанный древнегреческими колонистами более двух с половиной тысяч лет назад на юго-западной оконечности Крыма. Теперь его руины - одна из достопримечательностей Севастополя.
Только в 1827 году, спустя почти полвека после основания г. Севастополя, на этом месте начались раскопки, почти сразу же принесшие Херсонесу еще одно название - "Русские Помпеи". Год за годом из-под многовековых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города.
Находок было так много, что вскоре из них составилась интереснейшая экспозиция - так возник археологический музей. В 2012 году ему исполнилось 120 лет.
В начальный период жизни Херсонес занимал незначительную часть полуострова, примыкающую к западному берегу Карантинной бухты. В дальнейшем, вследствие неоднократного расширения границ города, его территория увеличилась почти в два раза и к началу первых веков нашей эры подошла к восточному берегу Песочной бухты.
Античный город - это прежде всего крепость с мощной линией обороны, построенной с учетом рельефа местности и способной длительное время выдерживать осаду и штурм неприятельских войск. В V-IV веках до н.э., когда Херсонес занимал участок около Карантинной бухты, он был опоясан небольшой по протяженности стеной, которую в конце IV - начале III веков до н.э. заменили новой. После этого длина оборонительных стен Херсонеса составила около 3,5 км при максимальной их толщине 3.5-4 м. Высота стен, по-видимому, достигала 8-10 м, а башен - 10 -12 м. Общая площадь города к этому времени, огражденная оборонительными стенами со всех сторон, составила около 30 га.
Как всякий город, границы которого определялись крепостными стенами, Херсонес имел тесную застройку с узкими улицами и небольшими площадями, расположенными, как правило, в наиболее оживленных районах. В городе была регулярная планировка, при которой кварталы занимали примерно одинаковую площадь и пересекались под прямым углом. В античную эпоху каждый квартал состоял из 2 - 4 жилых домов. В средние века происходит объединение кварталов и увеличивается плотность городской застройки за счет сокращения как количества улиц, так и их ширины. Однако унаследованная от античности регулярная планировка города сохраняется несмотря на то, что отдельные кварталы и даже целые районы сильно изменили свой внешний вид.
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе:
За два тысячелетия Херсонес неоднократно менял архитектурный облик: войны, пожары, рост населения, смена религии накладывали отпечаток на вид города. Обветшалые или сгоревшие постройки сносили, на их месте строили новые, при этом строительным мусором часто засыпали остатки зданий, стоявших здесь раньше, или приспосабливали их под фундаменты вновь строящихся. Так, в раннее средневековье в связи с принятием христианства были разрушены все постройки, связанные с культом языческих богов.
Постоянные набеги кочевых племен в XII-XIV вв. подорвали экономику Херсонеса. После очередного монголо-татарского нашествия в конце XIV в., завершившегося взятием и разрушением города, он долгое время представлял собой пепелище с остатками полуразрушенных домов, храмов и крепостных сооружений. Со временем городище заросло травой и кустарником, превратилось в место, откуда брали строительный материал. Так выглядел Херсонес к началу первых раскопок, производившихся на его территории в конце двадцатых годов XIX в.
За городскими стенами и вдоль дорог находились некрополи (кладбища). В античное время умерших хоронили в могилах или склепах; этот обряд долго сохранялся и после принятия христианства. На могиле устанавливали памятник - стелу - первоначально только с именем умершего, а затем с указанием его возраста. Только в X-XIV вв. стали совершать погребения внутри города, как правило, в храмах, часовнях или возле них.
У оборонительной стены, за пределами города, размещались мастерские ремесленников и их поселки. К ним почти вплотную подходили сельскохозяйственные земельные наделы.
Общий вид раскопанных городских кварталов:
Развалины античного театра с полукруглыми зрительскими скамьями. Сооружение на правой стороне скамей - это остатки христианского храма, построенного прямо на месте театра. До его постройки скамьи имели абсолютно правильную циркульную форму.
Раскопки городской усадьбы. Сохранился только подвал здания:
История дома:
Каменная кладка:
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе - православная святыня, которая увековечила принятие Русью христианства.
Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря.
В 1924 г. Херсонесский монастырь был закрыт, а Владимирский собор - передан музею. В период Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало: потрескались стены, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. В таком состоянии собор находился до недавнего времени.
Реставрация великой святыни началась в конце 80-х годов трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня.
Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания. Принятию Таинств предшествуют огласительные беседы.
Действуют нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмы.
Херсонес с самого начала существовал в окружении весьма воинственных и обычно враждебных ему племен - тавров и скифов. Городу неоднократно приходилось обороняться от их нападений, и в свою очередь херсонеситы, расширяя свои владения, вторгались в пределы соседних племен.
Археологические материалы свидетельствуют, что во II в. до н.э. Херсонес вступил уже ослабленным, и это столетие прошло для него под знаком сильнейших политических и экономических потрясений.
На протяжении второй половины I - первой половины II вв. Херсонес укрепил связи с Римской империей, которая в экстренных случаях оказывала городу военную помощь. Однако римские войска в городе находились недолго и после решения конкретных оперативных задач выводились в места своей постоянной дислокации в Подунавье, а херсонеситы вынуждены были искать помощи у боспорских царей, которые являлись союзниками Рима.
На протяжении середины II - третьей четверти III вв. Херсонес являлся крупной базой римского военного присутствия, где кроме сухопутных войск стояли корабли римского флота. На основании имеющихся источников можно достаточно уверенно говорить, что состав римского гарнизона, которым командовал центурион, не оставался неизменным на протяжении второй половины II - третьей четверти III вв. Он менялся в зависимости от обстоятельств, складывавшихся на границах Римской империи в Подунавье и в Таврике. Но на протяжении всего этого периода римские военнослужащие выделялись из состава Мезийской армии империи.
Присутствие римского гарнизона и флота позволило оградить город от нападений соседних племен, обеспечить безопасность на дорогах и морских путях сообщения, что способствовало оживлению торговли и развитию ремесел и промыслов. В первые века нашей эры увеличилось количество производственных сооружений. Можно думать, что в первые века нашей эры Херсонес являлся крупным ремесленным центром, где были развиты самые разнообразные производства.
Целый ряд жилых кварталов включал рыбозасолочные цистерны, что свидетельствует о большом развитии рыбного промысла, отдельные находки свидетельствуют о существовании мастерских по обработке металла. В это же время расширяется керамическое производство.
В третьей четверти III в. начинается заключительный этап римского периода в истории Херсонеса, который иногда рассматривают в качестве самостоятельного и называют позднеантичным. Его начало относится к третьей четверти III, а конец - ко второй четверти - середине VI в. Начальный этап выделенного периода совпадает с рядом «готских походов» против Римской империи, причем основная база этих варварских походов находилась на Боспоре. В результате этих событий этническая ситуация в Крыму изменилась. В окрестности Херсонеса переселяются племена готского союза. Смешавшись с местными сарматами, пришельцы образовали полиэтничный массив, в средневековых источниках известный под именем крымских готов. Это население установило тесные политические, экономические и культурные связи с Херсонесом.
В VI в., вероятно, при Юстиниане I, статус города меняется. Херсонес становится центром одноименной провинции, в которую входили также южный берег Крыма и Боспор. Расширение Византийской Таврики привело к повышению ранга ее правителей. Во второй половине VI в. военную и гражданскую власть в регионе осуществлял военный наместник - «дукс Херсона».
В конце IV - в VI вв. изменяется название города. Теперь оно звучит как «Херсон». В это же время господствующее положение в области идеологии занимает христианская церковь. Результаты анализа имеющихся в настоящее время данных свидетельствуют, что ко времени не ранее правления императора Юстиниана I (527 - 565 гг.) следует относить начало массовой христианизации населения города. Именно середину VI в. в истории Херсонеса можно рассматривать как своеобразный рубеж между античностью и средневековьем, когда в основном сложились те социально-политические и экономические предпосылки, которые позволили Херсону успешно развиваться на протяжении еще почти тысячелетия. С этого времени уже можно смело говорить о христианском Херсоне и начале в его истории новой эпохи - эпохи средневековья.
Реконструкция городской усадьбы с винодельней и ее история:
Три резервуара для производства вина:
А эти решетки установлены над канализационными люками. Уже в то время в домах была канализация:
Развалины античного храма, в позднейшую эпоху преобразованного в христианский:
Каменное сооружение слева - это алтарь христианского храма:
Море у Херсонеса:
Справа - остатки оборонительной стены:
За городскими стенами и вдоль дорог находились некрополи (кладбища). В античное время умерших хоронили в могилах или склепах; этот обряд долго сохранялся и после принятия христианства. На могиле устанавливали памятник - стелу - первоначально только с именем умершего, а затем с указанием его возраста. Только в X-XIV вв. стали совершать погребения внутри города, как правило, в храмах, часовнях или возле них.
Очень интересная реликвия - "Туманный колокол".
Во время оккупации Крыма французами колокол был вывезен из России и потом совершенно неожиданно "обнаружился" не где-нибудь, а... на колокольне Собора Парижской Богоматери. Усилиями российских дипломатов он был возвращен в Россию и с тех пор установлен на берегу моря, во время туманов своим звоном предупреждая моряков об опасности:
Здание общественной бани:
Оборонительная стена:
Древний бассейн, в котором почему-то обосновалась тетенька:
Беседка-сень на месте предполагаемого крещения князя Владимира:
Беседка установлена на месте средневековой крещальни-баптистерия.
Вид на Владимирский собор:
Остатки древних колонн:
Вид на Севастополь:
Звонница:
Так называемый Византийский дворик:
Памятник Святому Андрею Первозванному:
Храм Во имя Семи священномучеников Херсонесских:
Античные львы:
Памятник крестителю Руси князю Владимиру, расположенный уже вне стен Херсонеса:
Источники:
http://www.hersones.org/http://www.chersonesos.org/ Следующий репортаж будет посвящен Евпатории.
Предыдущие "крымские" статьи:
http://vol-majya.livejournal.com/3594794.html - обзорная
http://vol-majya.livejournal.com/3622074.html - Ялта
http://vol-majya.livejournal.com/3640071.html - Воронцовский парк и дворец
http://vol-majya.livejournal.com/3645582.html - Юсуповский дворец
http://vol-majya.livejournal.com/3664495.html - замок "Ласточкино гнездо"
http://vol-majya.livejournal.com/3685283.html - парк "Парадиз" в санатории "Айвазовское"
http://vol-majya.livejournal.com/3693940.html - мысы Плака и Фиолент
http://vol-majya.livejournal.com/3715559.html - Севестополь: оборона в двух войнах и наши дни
http://vol-majya.livejournal.com/3730646.html - военные корабли Севастополя
http://vol-majya.livejournal.com/3766236.html - Балаклава
Оформлено с помощью «
Обрамлятора»