Античный театр в Мире (Демре, Турция) или Дыхание Истории

Feb 28, 2015 17:44



Всего 46 фото

Я решил для себя и для вас разделить свой рассказ о скальных ликийских гробницах и впечатляющем греко-римским театре и, вот почему. Не очень хотелось смешивать эти совершенно разные по своей исторической наполненности памятники, несмотря на то, что амфитеатр в Мире возведен в непосредственной близости от ликийских скальных гробниц и неразрывно с ними связан. Очевидно, соседство такого уникального и завораживающего памятника как ликийский некрополь должно было изначально инициировать в зрителе, посещающего театр, воодушевление и предвкушение театрального или зрелищного действа и вызывать возвышенные чувства. Условно считается, что по величию и своему великолепию, театр в Мире уступает только Колизею в Риме. Далее под катом - фото этого удивительного древнеримского сооружения, его история и мои впечатления о нем.

02.



Театр построен во II веке н.э. неким Лисинусом Ланфусом с бюджетом в 10 000 серебряных денариев. Его диаметр около 110 метров и вместить он мог до 10 тыс. человек (по некоторым данным и до 15 тыс. чел.). Всего в этом ттеатре Миры 35 рядов - 29 нижних и 6 верхних, разделенных диазомой (полукруглым проходом между рядами античного театра).
03.



Обычно этот театр в Мире называют греко-римским. Он полукруглой формы как греческие. Амфитеатром же называют сооружение вытянутой цилиндрической формы - классический пример - амфитеатр в Риме. В римских амфитеатрах архитекторы обычно делали дальние ряды немного выше, чтобы зрителям было хорошо видно сцену, здесь же, как и во всех подобных строениях Малой Азии римского периода этого не наблюдается. Также здесь нет принятого в римских амфитеатрах разделения зрительских мест «для богатых » и простых граждан. Таким образом, этот исторический памятник скорее греческий, чем римский по своей стилистике. Очевидно в Мире не приветствовалось кичиться своим богатством и властью, нежели, к примеру, в римской столице. Сцена и часть зрительских мест-ступеней высечены в скальном массиве. Этот театр был публичным центром древнего ликийского города Мира. Здесь проходили не только театральные постановки, но и мистерии, публичные суды, казни. Есть некоторые сведения, что здесь проходили гладиаторские бои и даже подобие имитации морских сражений с наполнением сцены водой, что несколько сомнительно, насчет последнего.

Театр неоднократно разрушался от землетрясений, но всегда быстро восстанавливался. В XII веке он частично был погребен, как и древняя Мира, под селевыми потоками повернувшей вспять реки Мирос из-за сильных землятрясений. К концу 90-х годов XX века он практически полностью был скрыт под вековыми речными наносами. Сейчас театр в Мире восстанавливается. Я заметил, что по сравнению с 2008 годом здесь произошли позитивные перемены - освобождена и расчищена площадка лицевого фасада амфитеатра и есть шанс, что театр восстановят максимально достоверно к оригиналу, потому как складированных исходных строительных известняковых блоков на территории этого исторического памятника очень много…
04.


05.



06.



Театр поражает воображение, даже современного человека, привыкшего к масштабным строениям своей эпохи. В таких местах особенно хорошо понимаешь, что кроме нашего мира был и другой - древний мир, не менее значимый для тех людей, что жили здесь, совсем не тот, что наш - полный сумасшедшей стремительной динамики и сказочных технологий. Но человек, по сути своей, остался тем же, его по-прежнему завораживают старые развалины, остатки древних храмов, архетипная память человечества оживает в таких местах и дает возможность пытливому и беспокойному уму немного заглянуть за завесу Времени, раскрыть для себя Невысказанное, загадочное и скрытое во Тьме Истории, потому мы и здесь.
07.



Сейчас мы на находимся на главной сцене театра. Дух захватывет радостным ощущением новых и неведомых впечатлений и ощущений. Ты стоишь там, куда столетиями были устремлены взоры тысяч и тысяч глаз возбужденных зрителей, захваченных азартом спортивных состязаний, представлениями, шоу и хитросплетением театральных интриг и сюжетов о человеческих слабостях и страстях.
08.



09.



10.



Обычно считается, что акустика в таких сооружениях очень сильна - мне посчастливилось в этом убедиться. Еще на подходе к театру я услышал совершено чу́дную песню в неповторимой сакральной полифонии ее звучания...
11.



...Прямо в центре театра находилось семь женщин стоявших небольшим кругом. Они пели сакральные песни совершенно неповторимого как содержания, так и высочайшего уровня их исполнения. Более всего это напоминало ирландский фолк-коллектив Clannad. Совершенно исполненные, в полифонии, партии ангельских голосов заполняли все пространство амфитеатра... Это было просто чудом и совершенным подарком. Завороже́нный этим действом я позабыл обо всем на свете. Голоса проникали в душу, во все мое естество, я, даже, в какой-то момент, стал захлебываться своими чувствами, нахлынувшими образами и необъятными впечатлениями... Акустический эффект объема, густоты и многомерности этого сакрального аудиального действа был совершенно поразителен. Переливы и отражения проникновенных женских голосов, наполняющих пространство древнего театра, взрывали сознание, невидимые нити прошлого и настоящего соединялись, искрили брызгами восславления радующихся богов, к которым и обращались сейчас эти безусловно профессиональные певцы... Я постарался встать как можно ближе к ним, чтобы уловить этот резонанс призыва из нашего времени и отклика времен прошедших... Сакральные вещи сменялись..., а когда, наконец, коллектив начал исполнять Summertime Гершвина...
12.



[...вот здесь можно послушать эту восхитительную вещь в исполнении Эллы Фицжеральд и Луи Армстронга... Представьте ее звучание, только с раскладкой на семь женских голосов... И, не забудьте включить звук в YouTube, если он отключен там по умолчанию...) ]

image Click to view



...настроение сразу сменилось и я, вдруг, ощутил себя в этой реальности, тем более меня уже давно настойчиво теребили за руку добраться наверх к Фортуне...) Время было совсем в обрез и, нехотя, я оставил этот чу́дный коллектив и отправился подниматься по ступеням амфитеатра, чтобы прикоснуться к Фортуне и сделать еще несколько фото с верхних точек обзора...

Вот они - эти кудесницы - там далеко внизу. Звуки  их голосов были слышны поразительно четко, детально, они нисколько не смешивались, и даже, как будто, женское дыхание исполнительниц, как Дыхание Истории, доносилось до меня сквозь ее плотные и смутные наслоения... Бесподобно! И, браво архитекторам!
13.



Мы находимся в диазоме... Отсюда наиболее вечатляющий вид на театр и окрестности древней Миры...
14.



15.



Прямо в скалах, возвышающихся на театром, изредка видны ликийские скальные гробницы. По всей видимости, при строительстве амфитеатра во II-м веке н.э., часть ликийских скальных гробниц этого участка скал была тогда уничтожена...
16.



17.



18.



19.



20.



Древние ликийские скалы над театром. На вершине даже видны следы каменной кладки...
21.



Это скульптурное изображение Фортуны в верхнем проходе-диазоме театра. За многие столетия ее образ постепенно растворялся во Времени от бесчисленных прикосновений страждующих... И, ничего не изменилось спустя тысячелетия - здесь постоянно толпятся туристы - коснуться Удачи) Мне тоже это удалось) В какой-то момент турецкие власти даже планировали изъять отсюда эту плиту со скульптурой и разместить ее в археологическом музее Антальи, но Фортуна, все же, осталась на своем изначальном месте...
22.



23.



24.



Завораживающее зрелище, не правда ли!? Исключая, конечно, вездесущие "помидорные" теплицы на втором плане…)
25.



26.



27.



28.



29.



30.



31.



У основание сцены театра - остаки былого великолепия этого удивительного сооружения в древней Мире.
Восхитительные фризы...
32.



33.



...Изящные капители колонн...
34.



Античные маски особенно восхитили...
35.



Осмелюсь предположить, что именно эти водоводы были предназначены для заполнения водой основной сцены для морских представлений и древних шоу на воде) Они как раз и находятся в стене основной фронтальной театральной сцены.
36.



Еще пара взглядов на это  чудо, уцелевшее в катаклизмах такой великой, но безжалостной Истории.
37.



А вот как выглядят ликийские скальные гробницы со стен этого амфитеатра в Мире.
38.



39.



40.



На большой площадке около скальных ликийских гробниц и амфитеатра - множество известняковых блоков, найденных при археологических раскопках этих памятников. Надеюсь, они найдут еще свое место в этом возрождающемся в наше время древнем культурном центре Миры.
41.



А это, как раз, те самые вездесущие помидорные теплицы современного Демре. Они подступают вплотную к этим чу́дным памятникам истории. Более того, некогда, на значительной части засыпанного землей амфитеатра Миры, также красовалась подобная теплица) Мне показалось актуальным это фото для реального отображения окружения существующего объекта посещения путешественниками. Кстати, если вы взгляните на спутниковую карту Демре, то этот город представляет собой по сути одну большую теплицу)
42.



Среди строительных каменных развалов попадаются артефакты совершенно удивительной красоты и тонкой работы. Этот блок - часть фриза с изящным растительным орнаментом; турки, почему-то, посчитали правильным вкопать его вертикально...)
43.



Здесь же, на входе в зону археологических памятников, на высоком каменном блоке выставлена хорошо сохранившаяся деталь фриза с восхитительными театральными масками.Туристы вовсю фотографируются, располагаясь на этом блоке, примерно так как вы видите, на фоне амфитеатра или скальных гробниц, в зависимости от выбранного ракурса)
44.



...
Но вот, наше посещение этого греко-римского амфитеатра заканчивается, чтобы, наконец, перейти к загадочным затонувшим скальным городам острова Кекова...
45.



Театр в Мире вызвал массу любопытных и чу́дных ощущений. Такие места определенно стоит посетить, потому, что где как не здесь можно ощутить на себе завораживающее Дыхание Истории.
46.



© Vladimir d’Ar

Церковь Святого Николая в Мире. Часть 1.
Ликийские скальные гробницы в Мире. Часть 2.
Греко-римский амфитеатр в Мире. Часть 3.
Древние затопленные города острова Кекова. Часть 4.

театр в мире, амфитеатр в мире, #мира, демре, ликия, турция, #театрвмире, мира

Previous post Next post
Up