Чудо проявления небесного воинства на московской земле явленное в архитектурном образе Храма Преображения Господня в усадьбе Остров
Всего 47 фото
Сегодня мы немного углубимся в историю Храма Преображения Господня в селе Остров и попробуем выяснить, когда был возведен этот замечательный архитектурный шедевр периода шатрового строительства на Руси, а главное - попытаемся понять и вникнуть в духовный посыл строительство Церкви Преображения в великокняжеском селе Остров. Храм Преображения станет для нас с Вами на несколько мгновений не только любопытным архитектурным объектом, коим можно банально полюбоваться, но и проявится для нас как великий духовный символ единения и преображения русского народа в непростые моменты его истории, тогда, когда нас впоследствии могло вообще не быть.
Далее под катом рассказ о чуде связанный с Храмом Преображения, множество фотографий Храма, его бесчисленных, удивительных и изысканных архитектурных деталей, краткое исследование истории строительства, попытки понять причины и порыв для строительства этой церкви поражающей не только воображение, но и восхищающего душу образа Преображения единого и неодолимого Русского Народа.
Совсем не хочется начинать с того, когда была построена церковь и сообщать читателю, что этого точно не знает никто и, что существуют совсем разные и иногда противоречащие друг другу предположения на эту любопытную тему. Также точно никто не знает и хронологию возведения шатровых церквей на Руси, и какое место занимает в этом временно́м списке Церковь Преображения Господня в селе Остров. Мы же поступим по другому, поскольку доверять своим чувствам и интуиции мне, как человеку находящемуся сейчас вне научной среды и ее границ очень даже комфортно, начнем мы с самого первого впечатления об этом подмосковном храме, что находится совсем рядом с Москвой, и оказался, в конце концов, таким покинутым и лишенным точных документальных сведений о своем рождении и своих «родителях», но одновременно и таким же таинственным и живым.
Я уже касался в предыдущем посте
о своих впечатлениях, об усадьбе Остров, Храме Преображения Господня (часть 1) и, вообще об этом определенно таинственном, необычном и захватывающим воображение месте не только сознания, но будоражащем архетипичную память коллективного безсознательного, так, что углубляться в теорию не буду...)
Для того, чтобы начать это свое повествование, по большому счету, о Чуде, давайте, просто, для начала взглянем на возвышенные стремительные и торжественные архитектурные формы Храма Преображения.
02.
Если не торопиться и расслабившись начать сливаться с ним начинают появляться новые необычные впечатления и мысли о храме как о живом символе, возведенном в память о каком-то важном историческом событии в честь и память о котором он и был построен. Лично я, даже сейчас вот просто рассматривая его фотографии с трепетом ощущаю мощный стремительный и «ошеломляющий» посыл вдохновенного зодчего, кто возвел этот храм воистину как образ божественного преображения земного тела Христова.
03.
Как
я уже писа́л, село Остров издревле являлось, как и село Коломенское, великокняжеской вотчиной московских князей и впоследствии русских царей и самодержцев. Ощущения этого места в корне отличаются от ощущений, что несут земли приходских городских церквей и православных монастырей. Сюда князья приезжали поохотиться, предаться размышлениям и молитвам, получить откровения и благословение свыше, отдохнуть от государственных дел и, говоря современным языком, расслабится. Место удивительное своей задорной, мощной, торжественной, радостной и открытой энергетикой. Естественно, здесь всегда строились великокняжеские терема, а на месте Храма Преображения стояла в то время, скорее всего, деревянная церковь.
Остров стал процветать во времена Василия III, для кого это место особо запало в душу после посещения
Николо-Угрешского монастыря в мае 1519 года по дороге в это великокняжеское село. Василий III ехал туда «принимать» вновь построенный великокняжеский терем. Вскоре Василий III развернул в Острове большое строительство и заложил фундамент первого будущего белокаменного храма. Однако вскоре его планы были серьезно нарушены…
04.
Источник Напомню, что в те времена на Руси было совсем не спокойно. Не смотря на значительную и триумфальную победу Дмитрия Донского над полчищами Мамая в 1380 году на Куликовом поле, набеги кочевников продолжались, и Русь постоянно подвергалась этой смертельной угрозе и великому разорению. Самое страшное было то, что степняки всегда уводили огромный полон и часто в целых княжествах воцарялось запустение, а на месте поселений оставались одни голые пепелища.
В 1521 году на Русь неожиданно и вероломно напал крымский хан Махмед-Гирей объединив силы со своим братом Саип-Гиреем. Он нарушил все свои договоренности и обещания мира и несмотря на то, что собирал дань великую с русских княжеств. Опустошение и зверства крымских, ногайских и казанских татар были такими беспредельными, что в летописях их сравнивали с набегами Батыя и Тохтамыша. Тактически Махмет-Гирей переиграл Василия III разбив большое войско его воеводы Ивана Шереметьева под Коломной.
А вот далее начинаются чудеса. Ставка Махмет-Гирея находилась две недели на реке Северке (правом притоке Москвы-Реки), а на Москву пошли его сын Батый и многие другие подчиненные ханы. Оно и понятно, под этот момент слабости Василия III вассалы хана решили пограбить и захватить в плен побольше будущих рабов. Коломенские, московские и многие другие земли были полностью разорены, в частности был сожжен Николо-Угрешский монастырь и любимое великокняжеское село Остров… Татарское войско практически вплотную подошли к Москве и по ряду сведений жестоко разорило ее окрестности и пытаясь взять стольный град и увело тогда с собой огромный полон. Это был очень важный и ключевой момент. Падение Москвы могло стать окончательной гибелью не только московского княжества и всей славянской православной цивилизации.
Удивительно, но большинство летописей скудно и без подробностей освещают неожиданную причину ухода татарского войска в степи в этот благоприятный для них момент. Карамзин в своей «Истории государства российского» также сухо пишет, что осада была прекращена, прошли мирные переговоры и, что Махмет-Гирей якобы «убоялся» неприступных московских укреплений и собираемого Василием III под Волоколамском русского объединенного войска, а великий князь вроде как не хотел дальнейшего кровопролития.
Однако в одной летописной повести описывается более глубокая и веская причина поспешного ухода татар от стен Москвы. В этот момент проявила свою божественную силу и заступничество
Икона Владимирской Божией Матери, что всегда являлась заступницей Москвы и всей Руси. Летопись назвала эти события «новейшими чудесами Богоматери, что произошли в настоящее время». Летопись также сообщает, что эту запись повелел запечатлеть «тогдашний» митрополит всея Руси Макарий.05.
Источник Здесь надо сказать, что Владимирская икона Богоматери с момента перенесения ее в Москву стала храмовой иконой Успенского собора и главной святыней Московского Кремля, Покровительницей, Молитвенницей и Заступницей всей Русской земли. В грандиозных крестных ходах с Владимирской иконой Богоматери из Успенского собора в Сретенский монастырь 26 августа в память спасения от нашествия Темир Аксака в 1395 г.; 23 июня в память об избавлении от нашествия Ахмата в 1480 г.; 21 мая в память об избавлении от набега Мухаммед-Гирея в 1521 г. принимала участие вся Москва «от мала и до велика».
Я уже писал о феномене чуда, действенности массовой молитвы и изменении реальности (читай чуде) в подобных практически безнадежных ситуациях, как, к примеру осада Великого Новгорода суздальцами в 1170 году. Похоже, что подобные события, позволявшие именно русскому народу духовно объединиться в молитве против захватчиков и победить их происходили на Руси довольно часто.
Владимирская икона Богоматери с момента перенесения ее в Москву стала храмовой иконой Успенского собора и главной святыней Московского Кремля, Покровительницей, Молитвенницей и Заступницей всей Русской земли. В грандиозных крестных ходах с Владимирской иконой Богоматери из Успенского собора в Сретенский монастырь 26 августа в память спасения от нашествия Темир Аксака в 1395 г.; 23 июня в память об избавлении от нашествия Ахмата в 1480 г.; 21 мая в память об избавлении от набега Мухаммед-Гирея в 1521 г. принимала участие вся Москва «от мала и до велика».
Летописи сообщают, что тогда «вся Москва встала на молитву». Это сейчас мы практически не можем понять, как это - объединиться всем народом в молитве против захватчиков в едином духовном порыве. Ведь молитва это не просто слова, обращенные к Богу, - это открытый эмоциональный страстный посыл с верой и просьбой о спасении всего народа, о победе, об избавлении от смертельной угрозы обращенный к Богородице, защитнице Москвы, чему безоговорочно и свято верили все молящиеся. Подобный механизм изменения реальности нашим земным сознанием не осознается, но он, как говорится, «работает» и это и eсть тот самый фактор Веры, что включает механизм коллективного безсознательного народа, который проявившись уже сам находит способ экологичного и единственного правильного сбалансированного его воплощения в новом варианте развития событий..
Как мы выяснили, одновременно и долгое время молился весь стольный московский град без исключения. Жители Москвы всех сословий от мала до велика были объединены в одном большом страстном порыве и молили об изменении реальности - уходе захватчиков, что впоследствии и произошло, что и явилось настоящим чудом. Трудно, даже сейчас представить, что ощущали и как все эти молящиеся жители осажденной столицы, как они были объединены в одном великом отчаянном духовном порыве Надежды и Веры. Одно мы знаем, точно - чудо произошло - татарские войска неожиданно ушли в свои родные степи.
В «Степенной летописи» описываются события, происходившие в этот момент в ставке Махмет-Гирея. Поскольку основная часть татарского войска пошла на Москву разорять ее окрестности, в один момент от разных ханов объединенного татарского войска поспешили многочисленные гонцы, сообщающие в страхе о бесчисленных русских войсках стоящих у Москвы. Разъяренный Махмет-Гирей им не поверил, поскольку от многих русских пленных он знал, что подобное количество войск невозможно организовать и привести в такой короткий срок под Москву, но тут же отправил туда своего личного представителя кому он мог полностью доверять для проверки всех этих неожиданных и обескураживающих сведений. Этот человек вскоре вернулся объятый искренним ужасом нечленораздельно взывая к хану о том, он сам видел эти неисчислимые и великие русские рати, которые уже идут на них и, что им - татарам не избежать вскоре неминуемой смерти! Вот тут то и напал великий страх на Махмет-Гирея и всех присутствовавших при этом событии - татары срочно снялись и поспешно ушли.
Именно эта защита Свыше и отражена в образе Преображенского храма в Острове: четверик храма трактован как неприступный город-крепость, охраняемый небесным воинством - тем самым Сонмом Сил Небесных, которое явилось татарам в виде Русского войска, и которое традиционно символически изображается в русских храмах пирамидой кокошников. Но только такое их количество (а в Преображенском храме их более двухсот) - явление редчайшее для русской архитектуры, что как раз и соответствует «неисчетному множеству» Сил Небесных.
06.
Летописи также описывают эти великие события в видениях целого ряда московских святых, в частности небезызвестного Василия Блаженного, что истово молившийся рядом с Владимирской иконой «восхитися умом», удостоился необычайного видения - «не яко во сне… но наяве истинно…». Он увидел открывшиеся церковные врата и «чудотворный образ Пречистая икона Владимерская, на своем месте стоя». В этот момент Василий и многие другие молящиеся одновременно услышали голос от иконы, говорящий о том, что люди прогневали Бога и икона и все чудотворцы хотят покинуть город… В этот момент послышался шум, икона сошла со своего места, вся церковь наполнилась огнем, пламя выходило и в двери и окна потом же огонь исчез… Подобные видения «наяве» наблюдали многие.
Одна инокиня видела уходящую икону и многих святых покидающих город целой процессией…, а одна девочка-подросток также видела, как эта уходящая процессия была встречена Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, кто уговаривал святителей не покидать город и молиться образу Богородицы, не покидать город и молиться о помиловании согрешивших людей. В результате вскоре все участвующие в этом чудесном видении вернулись с иконой в Храм…
Как видно в этот самый момент и происходила смена реальности, читай чудо, для живущих в то время, найдя свое отражение в неосознанных чудесных видениях, что генерирует наш загадочный мозг, отражая все то, что происходит вокруг человека близким для него контекстом и уместными для его верований метафорами, причем, в состоянии транса или измененного состояния сознания, эти видения были, естественно, как наяву.
07.
Таким образом, нам понятна духовная причина и памятное основание для сооружения Храма Преображения, праздник которого, кстати, 6 августа, а как мы знаем из летописей Махмет-Гирей в спешке ушел 5 августа. Как я кже упоминал, Василий III уже начинал строить белокаменный храм в селе Остров, соорудив и естественно освятив его фундамент, но события связанные с чудесным избавлением Москвы от татарского разорения изменили остановленные нашествием планы великого князи и соответственно и его зодчего.
08.
Главную ось храма немного повернули по часовой стрелке, в результате чего юго-восточный угол южного придела стал нависать над заложенным ранее фундаментом, а северо-восточный угол северного придела, наоборот, отступил от края фундамента к центру.
Поворот азимута главной оси может свидетельствовать об изменении посвящения престола и о повторном освящении основания. Ось построенного храма оказалась точно сориентирована на стоящий, на противоположном берегу Москва-реки
Никольский храм в селе Петровском, и совпадает с азимутом восхода солнца в праздник Преображения Господня.
Таким же образом, проясняется причина перерыва в строительстве храма, а в связи с новым посвящением храма объясняется и его неповторимый образ.
09.
Ну и теперь совсем немного собственно о Преображении. Как известно храмы на Руси строили, символизируя в их архитектурных формах Тело Христово как его Церковь здесь на земле. Шатровая архитектура как нельзя лучше отображает это чудесное явление как, в общем, и Вознесение. В стремительном раскрывающем божественные Небеса образе шатра Церкви Преображения, Небесные Силы проявляют свое благословление Сыну Божьему и оказывают помощь всем земным людям. Зодчий воплотил этот неземной эпизод земной жизни, произошедший с Христом, с явлением ветхозаветных пророков в присутствии его трех любимых учеников-апостолов.
10.
Преображение Господне описано практически во всех апостольских евангелиях и довольно сходно в описываемых деталях. Иисус однажды пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» и апостолы их видели. Затем явилось сияющее облако, осенившее всех, и пораженные чудом ученики услышали из облака звучный голос: «…Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте…». Спускаясь тогда с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»…
11.
Эта икона "Преображение" из иконостаса Храма Преображения Господня в селе Остров.
Так вот - Храм Преображения в селе Остров и есть фантастическая и дерзкая попытка зодчего отобразить в архитектурных формах Царство Божие на земле. И, по моему глубокому убеждению, ему это вполне удалось.
12.
13.
14.
Точно не известно, кто был этим гениальным зодчим. По некоторым сведениям это так называемый Постник Яковлев или «по реклу» Барма. Некоторые считают, что это два разных человека. Есть также мнения, что Храм построен во времена Ивана Грозного, но это не совсем укладывается в существовавший контекст - Василий III не мог откладывать надолго возведение благодарственного храма и восстановление царского дворца-терема в Острове. Но, понятно, почему имя Ивана Грозного пытаются приписать к храму в Острове - этим возможно возвеличить и сделать еще более значимым само это место и отметиться в истории, но у этого царя было множество других своих государственных забот и хоть он и строил во множестве церкви, но это уже была совсем другая история, как, например, сооружение в 1555 году Храма Покрова на Рву, более известного как
Собор Василия Блаженного. И хоть во многом центральная церковь этого храма близка к архитектуре Церкви Вознесения в селе Остров, тем ни менее Храм Василия Блаженного более изысканный, более светский, более отточенный в своих архитектурных формах. Вполне, возможно, что возмужав и набравшись опыта, зодчий Барма во времена Грозного как раз и проявил свой уже зрелый и совершенный талант в сооружении Храма Василия Блаженного, что на Красной площади.
Но Храм Преображения в селе Остров все же стоит для нас особняком. Именно в нем воплощено Божественное величие и Человеческое Преображение, монументальность и близость Небес, что проявляют себя по мере нашей Веры и искренности молитвы к нему обращаемой. Храм Преображения олицетворяет торжество человеческого духа преодолевшего земные оковы и просиявшего в белом камне Церкви Спаса Преображения.
Давайте, поближе познакомимся с этим чудесным сооружением и его удивительными архитектурными деталями.
Шатровый храм Преображения Господня представляет собой однонефную церковь с куполом-шатром. Внешне шатер вписан в восьмигранник. В основании шатра церковь окутана ярусами кокошников, придающих облику высокого (до 39 метров) храма еще большую устремлённость к небу, и 12-ю малыми главками, увенчанными крестами по числу апостолов. Пределы, примыкающие к центральному храму, выполнены в стиле традиционной Псковской архитектуры. Приделы соединены окружающей храм галереей.
Паперти храма Преображения были бессводными и оставались таковыми до 1646 года, когда вступивший на престол Алексей Михайлович, заново отстроив островскую усадьбу, восстановив и реконструировав храм, устроил над папертями кирпичные своды.
15.
16.
17.
18.
В отделке храма необычен аркатурный пояс (ряд декоративных ложных арок на фасаде) под карнизом четверика.
19.
20.
21.
Эти европейские по происхождению детали сочетаются с псковскими бегунцом и поребриком в оформлении апсид и барабанов. Над карнизом главного придела сейчас восстановлены декоративные главки, аналогичные утраченным на шатре Покровского собора.
22.
В церкви, гордо стоящей на высоком холме, располагался наблюдательный сторожевой пост. Под крестом было обустроено помещение для наблюдателей. Сюда ведёт лестница, пробитая в стене четверика и частично восьмерика храма. В случае приближения неприятеля подавался тревожный знак дымом, который был виден в Москве. По некоторым сведениям Церковь Вознесения в Коломенском выполняла такую же важную роль и принимала как раз тревожные сигналы сигналы, идущие из Храма Преображения села Остров, который из Коломенского хорошо виден. Очевидно, что многие разрушенные сейчас шатровые церкви на Руси как раз выполняли одновременно свою еще и сторожевую роль.
Там, где на фасаде церкви видна деревянная лестница, там и есть дверь, ведущая на внешние стороны церкви и на сам шатер, на котором устроены вмурованные кованые ступени. Некоторые считают, что дозорный пункт был на самом верху, под куполом, но мне кажется это вряд ли возможно, поскольку при осмотре купола шатра изнутри ясно видно, что он является единым с внутренним пространством церкви и там нет и намека на какие либо крепления и перекрытия.
23.
Храм задал загадку ученым своей архитектурной неоднородностью. Вопросы вызывали два придела в псковском стиле. Об архитектуре приделов Спасо-Преображенского храма в Острове следует сказать особо, постольку они чрезвычайно архаичны и прототипами имеют ряд псковских построек последней четверти XV-го века.
Это, прежде всего Спасо-Преображенский собор Спас-Каменного монастыря 1478-1481 годов, и особенно - Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря, возведенный в 1481-1483 годах. Были предположения, что приделы было достроены позже для укрепления фундаментов храма, но исследования показали, что они возведены в одно время.24.
Северный придел святых Кира и Иоанна.
25.
26.
Неоконченная резьба правого нижнего кокошника северного придела. Что интересно, работа начата только в этом одном месте и не окончена...
27.
Апсида северного придела. У основания цоколя видна нестыковка основания цоколя и фундамента, что было вызвано изменением планов строительства после нашествия Махмет-Гирея.
28.
Та же ситуация и южной и центральной апсидой.
29.
Заложенные алтарные ниши приделов.
30.
31.
32.
33.
Кружево кокошников...
34.
В отделке храма необычны круглые окна-розетки на фасадах приделов. В этих окнах приделов И.Э.Грабарь увидел «мотив закомарных раковин Московского Архангельского собора». Кроме того возникают ассоциации с готическим окном - розой в ренессансной интерпретации. Подобные удивительные обстоятельства даже дали некоторым исследователям повод предположить, что храм строили два зодчих - русский и иноземец. Мне кажется, что это "механистическое" предположение, поскольку многие подобные элементы применялись в строительстве русских храмов и без участия иноземцев, к примеру, итальянцев...
35.
36.
Это южный придел святой Екатерины.
Розетки имеют значительную глубину - они как бы вырезаны в плоскости самой стены. Есть предположения, что они изготавливались столичными мастерами и привозились в Остров готовыми уже непосредственно для установки.37.
38.
Не менее примечательным является и появление пояса схематизированных иоников в карнизе, завершающем шатер. Но в отличие от классической трактовки этого мотива (хорошо известной по итальянским постройкам в Кремле) ионики заменены огрубленно вырезанными силуэтами ваз.
Не менее неожиданную трактовку известного мотива мы видим и в карнизе барабана, оформленного в виде машикулей (стилизованных навесных бойниц), как и в соборе Покрова на Рву. В церкви Острова они получают уникальную для Руси форму с расширяющимся округлым завершением.39.
Южный придел святой великомученицы Екатерины.
40.
Ранее шатер Храма Преображения был сходен с Церковью Вознесения в Коломенском. Однако, в 1767 г. устроили новую, более высокую барочную главу с новым же "крестом простой формы". В том же 1767 г. были переосвящены приделы церкви. Напомню, что ранее до времен графа Орлова в Храме Преображения существовали приделы Иоанна Богослова и преподобного Феодосия Киево-Печерского. Понятно, что один из новых приделов храма - святой Екатерины был реверансом графа императрице Екатерине II...)
41.
Немного отвлекусь - меня удивило отсутствие вездесущих многочисленных ворон обычно оккупирующих такие высокие храмы. Немного позже ситуация прояснилась - здесь живет старый ворон, которого я окрестил Хранителем. По всей видимости он и "гоняет" их). Ворон часто сидит на кресте осматривая окрестности разговаривая своим удивительным голосом Мудрого Во́рона с посетителями Храма да и с самим собой...)
42.
43.
А теперь, в заключение несколько общих видов Храма Спаса Преображения в селе Остров.
44.
45.
46.
47.
Усадьба Остров является пожалуй одним из самых интересных и перспективных подмосковных уголков для посещения организованными туристами. Это славное место, где, по всей видимости еще возможно воссоздать некий образ подмосковного дворцового села великих московских князей и русских царей. Конечно, многое уже не восстановить, потому как большая часть села застроена дачно-сельскими строениями, но как я выяснил, существует федеральная программа по восстановлению усадьбы Остров до 2018 года. Сроки вроде как не большие и будем надеяться, что великокняжеский дворец-терем Василия III, его сына - Иоанна IV Грозного и оранжереи и конюшни графа Орлова в селе Остров мы все же увидим!
В следующей, третьей части мы посетим Храм Преображения Господня, увидим его восхитительный кружащий голову шатер, осмотрим убранство сельской церкви, заберемся на колокольню, окинем своим взором островные окрестности и приглядимся ко многим архитектурным деталям храма, что не видны с земли...
Источники:
В.В. Кавельмахер. Церковь Преображения в Острове. (ложноготический шатровый храм рубежа ХVI-ХVII веков в Подмосковье. К вопросу о дате постройки, первоначальных объемах и стилистике церкви Преображения в Острове). М., 2009.
А.л, Баталов. Церковь Преображения Господня в селе Остров. Вопросы датировки и происхождения мастеров. Москва. Северный паломник, 2010. 72 с.
Винников Б.М. Церковь Спаса Преображения в селе Остров. Храм-памятник избавления Москвы от нашествия Мухаммед-Гирея в 1521 году. Научный православный журнал «ТРАДИЦИИ и СОВРЕМЕННОСТЬ», №12-2012, с.140-152.
М.М.Ермолаев. Фрагменты истории села Остров. Часть 1. Дворцовое село и немного об орловских рысаках.
М.М.Ермолаев. Фрагменты истории села Остров. Часть 2. Архивные материалы об Островской усадьбе.
© Vladimir d’Ar
Часть 1. Усадьба Остров - Напоминание о былом величии загородной великокняжеской резиденции. Часть 3. Храм Преображения Господня в селе Остров или Преображение - один взгляд изнутри. Часть 4. Церковь Спаса Преображения в селе Остров или рассказ о приделах храма. Часть 5. Сторожевой дозорный пост Храма Преображения Господня в селе Остров или немного впечатлений с Лестницы в Небо.