Коломенское - зима. Часть 2.

Mar 07, 2020 16:23



Всего 39 фото

Продолжаем нашу прогулку по Зимнему Коломенскому 2020 ( первая часть). Сейчас мы у Церкви Вознесения. Поскольку я уже подробно рассказывал об этой удивительной церкви в предыдущих материалах, информацию об этом храме буду давать сжато, главное, просто прогулка, наслаждение природой и архитектурными памятниками...

Церковь Вознесения возведена в 1528-1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале (по русским летописям - Пётр Фрязин или Петрок Малой) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма - великий князь Московский Василий III.
02.


Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника - Ивана Грозного. Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. По гипотезе С.А. Гаврилова, церковь была заложена на два года раньше рождения Ивана Васильевича и потому не могла быть обетной. Храм возведён как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.
03.


Сразу по окончании срока двухгодичной епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоежёнства, к Папе Римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесён к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для трёх престольного храма без подклета. Подобная планировка реализована при строительстве храмов Преображения Господня села Остров и Рождества Христова в селе Беседы (ныне Ленинский район Московской области).
04.


Западная стороны Храма Вознесения Господня в Коломенском

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 м, высота приделов - в 24,6 м, высота западного притвора - 14,4 м.
05.


Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершён. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось поставить храм на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для подъёма на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.
06.


В 1529 году по уточнённому замыслу строили подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещённую с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены была уже почти готова (она была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года).
07.


Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.
08.


Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатёр. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана. С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника.
09.


Снаружи переход четырехгранника в восьмигранник искусно замаскирован тремя рядами „кокошников“, являющихся тоже характерной формой деревянной архитектуры. Пилястры же и карнизы, которых много как снаружи, так и внутри, являются характерным заимствованием от итальянцев».
10.


11.


В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании, с которого открывается прекрасный вид на прилегающую окрестность.
12.


Место установили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти, причём для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.
13.


В дни своего рождения и именин царь Иоанн Грозный стоял службу именно в этом храме, указывал латвийский синодальный архитектор Владимир Шервинский. Особенной любовью к Коломенскому отличался царь Алексей Михайлович. В 1836 году по рисунку архитектора Е.Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.
14.


Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера сведений нет. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте [XVI века первоначальные плитки были перевёрнуты повреждённой лицевой стороной вниз, в результате чего обнажились их задние стороны, не политые белым ангобом. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки (нынешний интерьер Вознесенского храма можно посмотреть вот здесь)
15.


Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились сохранившиеся до настоящего времени царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Господа Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.
16.


Понимаю, что не к месту, но не удержался, и выложил здесь пролетающий лайнер Эмиратских авиалиний на очень большой высоте, оставляя длинный инверсионный след, так он изысканно-гармонично рассекал над Вознесенской церковью)
17.


Дворцовый павильон 1825 года в Коломенском - единственная сохранившаяся на территории музея-заповедника часть утраченного дворца императора Александра I (начало XIX века). Дворец был построен в 1825 году по проекту Е.Д. Тюрина на месте обветшавшего екатерининского дворца, однако император не успел его посетить из-за своей кончины. В 1870-е годы заброшенный дворец был разобран. От него сохранилась единственная постройка - павильон, служивший чайным домиком (или домашним театром).18.


Панорамы с высокого берега Коломенского. Это уже привычный вид...,
19.


А здесь у нас, уже новые масштабные виды Перервинской поймы, закрывшие перспективы к югу в сторону Марьино)
20.


В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.
21.


Вид Вознесенской церкви с севера

Передние ворота - сохранившиеся главные ворота Государева двора в селе Коломенском, построенном для царя Алексея Михайловича Романова. Расположены на западной стороне Вознесенской площади, напротив церкви Вознесения. В документах органов охраны памятников истории и культуры называются «Шатровые ворота с часами». Передние ворота построены в 1671-1673 годах как часть единого комплекса Государева двора царя Алексея Михайловича Романова в Коломенском. К тому времени уже был построен Сытный дворец с ледниками и теплыми погребами. Ледники в музее и во всех публикациях по Коломенскому называют «полковничьими палатами». Но это явное недоразумение: «полковничьи палаты» - это два помещения, выходящие на Вознесенскую площадь.
22.


Ворота представляют собой четырёхъярусное сооружение на трёх пилонах с двумя арочными проемами между ними. Первый ярус, в настоящее время покрытый скатными кровлями, первоначально завершался белокаменной балюстрадами. Над первым ярусом было устроено гульбище с выходом на него из северной стены второго яруса башни. На южную сторону гульбища можно было пройти по очень узким переходам между стенами и балюстрадами. Второй ярус был изначально покрыт пологими скатными кровлями, скрытыми балюстрадой. Этот ярус занимала «органная палата» с механизмом для создания имитации львиного рычания. Третий ярус представлял из себя часовую палатку: здесь располагался часовой механизм «на взрубе», то есть на небольшом бревенчатом срубе. Большие «указные круги» (циферблаты часов) размещались на западной и восточной стенах часовой палатки. Четвёртый ярус - восьмерик с арками для звона. Колокола звонили под управлением часового механизма. Верхний восьмигранный ярус звона покрыт каменным шатром. В завершении шатра поставлен двуглавый орёл, как символ царской власти.
23.


Полковничьи палаты (Сытный двор)

Перед воротами были поставлены по четыре льва перед обоими фасадами. «Органным устройством», создававшим имитацию львиного рыка, управлял часовой механизм. Он приводился в движение при достижении определенного часа. Воздух из «органной палаты» по каменным вертикальным каналам сечением 35×40 сантиметров с рёвом врывался в три пустых каменных чулана с каменным полом на первом этаже...

Сейчас рядом с восточной частью Передних ворот (Приказные палаты) установили инсталляцию - что-то вроде, "Кареты для Золушки")
24.


В вечернее время карета и половинки тыквы (или может быть яйца) наверное красиво подсвечиваются...
25.


Самое непосредственное участие в создании ворот принял «иноземец, часовой мастер Петрушка Высоцкий». Судя по тому, что всё сооружение является музыкально-шумовым инструментом органного типа, Пётр Высоцкий, вывезенный из Белоруссии как военный трофей в войне с Польшей, не только сделал для ворот часовой механизм со львами, но и являлся одним из авторов всей постройки.26.


Надвратная икона Вознесение Господне27.


Пройдем в ворота в сторону Казанской церкви
28.


Приказные палаты (вид со двора)
29.


Домик Петра I в Коломенском - деревянный дом, построенный в 1702 году для Петра I во время визита царя в Новодвинскую крепость. В 1877 году домик был перевезён в Архангельск, откуда в 1934 году его доставили в Коломенское и превратили в музейный экспонат. Является единственным в Москве мемориальным музеем, посвящённым Петру I.
30.


Храм Казанской иконы Божией Матери - бесстолпный пятиглавый православный храм середины XVII века. В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце. Есть все основания предполагать, что строительство деревянного храма было начато в 1649 году и окончено около 1650 года.
31.


Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года. Можно с уверенностью говорить, что к 1671 году именно каменный, сохранившийся до наших дней, Казанский храм уже был построен и освящён, действовал и переход к нему из царского дворца. С большой долей вероятности в качестве времени постройки кирпичного здания Казанского храма можно принять период с 1662 по 1670 год, а датой освящения храма полагать 27 ноября 1670 года.
32.


Пётр Паламарчук в книге «Сорок сороков» утверждает, что «под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани» на месте более раннего деревянного храма. Приблизительно в 1910 году на стены храма, «лишённые первоначально какой бы то ни было живописи», нанесли новую роспись[6]. В 1941-1942 годах храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.
33.


Первоначально храм был домовым и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 году. «...в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения...». Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё.34.


Святыни храма - Чудотворная икона Божией Матери «Державная», Чтимый список с Казанской иконы Божией матери (XVII в).
В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х годах скульптура находилась в главном храме.35.


Державная ико́на Божией Матери - почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 (15) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви монаршего села Коломенского.
36.


37.


38.


Спасские ворота
39.


Источники:

Баталов А., Беляев Л. Церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура, археология, история. - М.: МГОМЗ, 2013
Гаврилов С.А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском
Гаврилов С.А. Церковь Вознесения в Коломенском - исследования 1972-1990 годовГра М., Жиромский Б. Коломенское. - М., 1971
Моисеев Алексий, протоиерей. Казанский храм в Коломенском. История и современность. - М.: Первая Образцовая типография, 2015

P.S. Традиционно выражаю ироничный протест фотохостингу Живого Журнала за уродливую работу по "транслялии" фотографий для нашего читателя

© Vladimir d’Ar, 2020

Первая часть - Коломенское - зима

казанская церковь, вознесенская церковь, москва, москва зимняя, город, зима в коломенском, коломенское

Previous post Next post
Up