Храм Рождества Христова в Беседах

Nov 10, 2014 15:23


… а также, возможности APS-С объектива Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS
с применением полнокадровой фотокамеры Sony Alpha A7R


Всего 61 фото

Сегодня я хочу рассказать о Храме Рождества Христова в Беседах. Мой интерес к этой замечательной церкви, как образцу возвышенной шатровой архитектуры совсем не случаен. Не так давно, я был просто очарован шатровым Храмом Преображения Господня в селе Остров, что находится совсем недалеко от храма «бесединского» и, также возведен на высоком правом берегу Москва-реки. Эти церкви сходны не только тем, что они расположены рядом, но и также связаны общей историей, временными рамками периода строительства шатровых церквей на Руси и духовными принципами закладываемыми в основу их возведения... К тому же, эти земли, как оказалось,  очень древние и, задолго до появления здесь царских сел, в этом благодатном местечке селились наши многочисленные славные предки. Река, плодородные заливные луга, густые леса сполна кормили их и обеспечивали всем, что нужно для жизни в крепком достатке. Красота этих мест и изобилие разнообразной дичи обусловили вконец появление здесь и великокняжеских сёл.

Этот материал преследует две цели - рассказать о моих впечатлениях об этом замечательном и возвышенном храме и, заодно, - протестировать «кропнутый» объектив Sony SEL 10-18 mm F/4 OSS в связке с новой полнокадровой фотокамерой Sony Alpha A7R. Для тех, кто интересуется этой темой - будет довольно любопытно. Все фото этого поста как раз и сделаны этой, хоть и не предназначенной друг для друга, но довольно премилой парочкой…) Выводы о результатах взаимодействия камеры и объектива - в самом конце этого поста.
Беседы начинают упоминаться в летописях связанных с именем великого князя Дмитрия Донского. Времена тогда были тяжелые и смутные. Лишь пару лет прошло с тех пор как татарский воевода Бегич был разгромлен в Рязанской земле и, тогда  Мамай в ультимативной форме пригрозил Дмитрию опустошением русских земель и обещанием обложить непомерной данью русских за их строптивость. Как раз во время пребывания Дмитрия в этом царском селе и пришло ему известие о том, что Мамай с неисчислимым войском идет на Москву. И в этом месте, на высоком берегу Москвы-реки, и был раскинут княжеский шатер, где проходила «беседа», военный совет великого князя с его верными и приближенными соратниками - двоюродным братом Владимиром, князем Серпуховским, князем Боброком Волынским, женатым на его сестре, князем Белозерским, отважным воином и храбрым воеводой Тимофеем Васильевичем Волуем и многими другими.
02.


Дмитрий Донской

Надо сказать, что Дмитрий к этому моменту провел гигантскую работу по объединению разрозненных русских княжеств, с целью  дать окончательный отпор татарам. Князю удалось собрать до 150 000 чел. конных и пеших ратников, что для тех времен было воистину небывалым количеством привлеченных ополченцев. Именно тогда в процессе «беседы» было принято решение, что когда все полки соберутся перед битвой - великий князь обратится ко всем ним с призывным словом. И, перед самым сражением, на поле Куликовом он вдохновенно скажет русскому воинству: «Мы пришли сюда защищать родную землю, православную веру христианскую. Честная смерть лучше позорной жизни. Или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы». От войска по всему Дону прокатился тогда громовой ответ: «Не посрамим земли русской!» И не посрамили - грозный враг был разгромлен, была одержана великая и значимая победа, ознаменовавшая начало конца татарского ига на Руси. Кстати, на левом берегу Москва-реки, совсем недалеко от этого места находится Николо-Угрешский монастырь. О его духовной роли в подготовке к Куликовской битве смотрите вот этот мой пост.

После этой великой победы, Дмитрий был наречен Донским и повелел возвести на том месте, где проходила судьбоносная «беседа» церковь Христову в честь ознаменования победы на Куликовском поле. С тех пор это место и называется Беседы. Уже через два месяца после великокняжеского повеления здесь построили деревянную церковь Рождества Христова.

Двести лет спустя церковь стала ветхой, село Беседы постепенно приходило в упадок и, лишь в конце XVI века здесь снова возрождается жизнь. В 1584 году на царство венчается сын Иоанна Грозного - Феодор Иоаннович. Во время совершения этого торжественного обряда, родственники царицы Ирины - Борис и Дмитрий Годуновы держали царские скипетр и венец. С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые недвижимые активы. Царь пожаловал боярину Дмитрию Ивановичу лучшие подмосковные земли и поместья, куда вошло и село Беседы. Вскоре, подав царю Феодору челобитную, боярин Дмитрий с его согласия начинает строить в своем селе каменную церковь в честь Рождества Христова на том месте, где когда-то стояла старая, деревянная. Активное участие в этом строительстве в вотчине своего дяди принимает и Борис Годунов, щедро жертвуя и деньгами, и строительным материалом, а впоследствии и дорогую церковную утварь для украшения внутреннего пространства этой церкви.
03.


Борис Годунов

В 1598-1599 гг. было завершено сооружение, хоть и небольшого, но величественного храма, сходного своим стилем с Коломенским и Островным, возведенными примерно в эти же годы. Бесстолпный одноапсидный храм, стоящий на фундаменте глубокого подклета, поднимается нижним каменным четвериком, который переходит в средний восьмигранный барабан и заканчивается открытым внутрь высоким шатром. Переход от четверика к восьмерику конструктивно осуществлен при помощи «тромпов» и внешне декорирован системой ярусов кокошников. (тромп - сводчатая конструкция для перехода от четырехгранного объема к восьмигранному, имеющая вид арки с конической внутренней поверхностью). Подклет, четверик и апсида сложены из белого камня, доставленного из ближней Мячковской каменоломни. Тщательно обтесанный, этот камень является облицовкой как внутренней, так и внешней сторон церкви, верхняя часть которой была сложена из кирпича. Кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочка́ми увенчивается маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Связи в нижнем и среднем ярусе были дубовые, а в верхнем ярусе - железные. По стройности пропорций и законченности форм храм стоит в ряду лучших шатровых сооружений своего времени, значимость которого сохраняется и в наше время.
04.


Первоначально основное здание храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним западным входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены в честь великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Димитрия Годунова, владельца Бесед.
05.


Федор Иоаннович

Таким образом, прослеживается особое внимание, которое было оказано при сооружении этой церкви со стороны не только семьи Годуновых, но и самого царя Феодора Иоанновича, а в последствии и царя Алексея Михайловича. После низвержения и смерти царя Бориса последовало падение всего рода Годуновых, а за этим и страшная смута на Руси. В смутное время село Беседы переходит к другим владельцам...

В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом. В 1889 году об этом достоверно пишет известный исследователь русской старины A. Mapтынов: «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты...».
06.


Алексей Михайлович
(на гравюре угадываются силуэты Храма Вознесения
и "Дворец царя Алексея Михайловича" в Коломенском)
Тогда же иконописцы на двух больших иконах изобразили лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича: на одной - св. Алексия человека Божия и Марии Египетской, а на другой - св. Феодора Стратилата и святых мучениц Ирины и Софии.

Поскольку Беседы значились в церковных книгах дворцовым государевым селом, то, как и в других подобных подмосковных селах, там были государевы хоромы, царские сады, рига, житницы и конюшни. От первых теперь нет и следа - время и пожары истребили все царское хозяйственное заведение. И лишь о последних замечательных конюшнях напоминает теперь Конюшенный овраг (о нем чуть позже).

От прежнего быта остался единственный памятник - каменная древняя шатровая церковь, которая является жемчужиной не только села Беседы, но хорошо известна как у нас в России, так и далеко за ее пределами.

В 1765 году Екатерина II жалует своему фавориту - графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому село Беседы и, в придачу соседнее село Остров. Новый хозяин, в основном, пребывающий в северной столице и царских дворцах, не слишком часто навещает свои подмосковные поместья. Беседы снова начинают постепенно приходить в запустение… Об усадьбе Остров и графе Орлове я уже выкладывал материал в свое время.

В начале XIX века, а точнее в 1815 году начинается новый период в обновлении этого храма - старая каменная ходовая паперть, сооруженная когда-то вокруг храма, была разобрана и, с южной стороны, пристраивается небольшой придел в честь святого Пророка Илии. В 1820 году был построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы. Одновременно сооружается трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шатром, которую мы можем видеть и сейчас.
07.



В 1882 году внутри церкви была выполнена монументальная масляная роспись на штукатурной основе на темы евангельской истории и в строгом академическом стиле. Внутренний декор всего храма помимо настенной живописи дополняют отдельные иконы, среди которых особо чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости», украшенная бисером семью лампадами и ажурным балдахином, а также больших размеров икона ХVIII века «Воскресение Христово» в киоте, образ святителя Николая Чудо-творца с чудесами в золоченой ризе ХVIII века и другие достопримечательные святые иконы, такие как большая икона Святого Трифона, кто так сильно привлекает в последнее время мое внимание.

Следует отметить, что в главном алтаре храма по сей день стоит древний каменный престол, который теперь покрыт золоченым, с эмалевыми вставками, металлическим облачением. Вышеупомянутый А. Мартынов еще в начале XIX века писал, - «... лет тому за 60, по сказанию 75-летнего причетника в «печурке» (небольшой нише) этого престола был найден деревянный сосуд «Святая Чаша», выточенный из березы и покрытый красной краской. На чаше этой написан масляной краской Деисус (изображения Христа и значимых святых в "иконостасной традиции") и восьмиконечный крест на Голгофе». Подобные сосуды в свое время находили в Троице-Сергиевой Лавре. Такие деревянные чаши употреблялись для богослужения в первенствующей древней церкви. Также в этом алтаре тогда были найдены и древние святые антиминсы (в древней Византии эти, в основном льняные, платки-антиминсы с зашитыми в них мощами святых прикреплялись или прибивались к престолу). К сожалению, эти артефакты не дошли до наших дней.

В период от 1917 года до 30-х годов прошлого века Бесединский храм был закрыт и в нижнем его помещении, где также находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, были превращены местным совхозом в овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году храм Рождества Христова был, наконец передан в пользование верующим. 21 сентября 1999 года Храм праздновал свое 400-летие.

Немного отвлекаясь, хочу сказать, что, к моему удивлению, в сети практически отсутствуют старые фото этого храма, поэтому свой рассказ о его истории я, по возможности, экологично перемежаю историческими портретами русских царей, имевшими отношение к "бесединскому" храму)

Как видите - это славное место, которое, находится совсем рядом с Москвой - ехать до него на автомобиле вообще проще простого - от Бесединской развязки на МКАД - меньше минуты. Надо сказать, что, проехав развязку в сторону области, не следует поворачивать вправо куда идут все автомобили, а ехать надо сразу прямо по невзрачной сельской асфальтированной дорожке. Движение на этом плавно-резковатом повороте интенсивное, - поэтому внимательней к встречному трафику…
Удивительное ощущение - Храм изначально очень «теплый и родной» - ты как будто погружаешься в его приветливую и одновременно возвышенную энергетику. Сразу спадает напряжение и такая привычная городская суета в сознании. Храм уже́ начинает «говорить с тобой», хотя ты, только пока еще, приближаешься к нему… Знакомое ощущение! Именно такие похожие и характерные чувства я остро-восторженно испытал недавно в дворцовом селе Остров на месте возведенного Храма Преображения Господня. Чрезвычайно интересно!
08.


Церковь вся в зелени, поэтому я даже поначалу огорчился, что сделать общие фото будет затруднительно, но оказалось, что рядом с церковью, на месте древнего Конюшенного оврага, сейчас обустроен премилый камерный церковный сквер с дорожками для неспешных прогулок и, там же - возведена маленькая водосвятная часовня пророка Илии с одноименным святым источником. Именно оттуда и сделаны основные ракурсы этой чудной церкви, что будут ниже…

Однако, для начала, войдем в церковь, немного осмотримся и попытаемся уловить ее духовную атмосферу... Снимать в церквях традиционно запрещено, но в «немосковских церквях» такие запреты не так сильны, так и в этом случае - я сделал здесь несколько фото внутри храма.
09.



Отмечу сильнейшее впечатление от так называемой «намоленности» церкви и ее неповторимого богатого торжественного внутреннего убранства. Храм этим впечатляет и поражает. Несмотря на то, что церковь сельская - сильно чувствуется молитвенное внимание бывших "сильных мира сего" и сегодняшних прихожан.
10.



Повторюсь, но храм воистину «намоленный» - другого слова в качестве эквивалента не подберешь - этого совсем поначалу не ожидаешь - "проваливаясь" и растворяясь в густой и золотистой энергетике храма Рождества Христова. Вот уж куда определенно рекомендую съездить и ощутить это все. По сходному общему впечатлению, исходя из вышеуказанных факторов, могу сравнить эту церковь по ощущениям, пока только, с храмом Знамения на Рижской в Москве, где находится в том числе чудотворная икона святого Трифона с его мощами.
11.



Поскольку я поначалу немного напутал с настройками камеры, а в глубине храма было, к тому же, очень темно, - последующие три фото получились очень шумными, так, что уж не сильно взыщите).
12.



На переднем плане - икона "Святителя Николая Чудотворца с "чудесами"...
13.



Кстати, я очень интересуюсь святым Трифоном, чувствуя к этому святому, какое то бессознательное трепетное влечение и, одной из причин посещения церкви Рождества как раз и явилось нахождение в ней древней и большой иконы святого Трифона в одном из приделов храма. Иконы святого Трифона довольно редки в Москве и каждая встреча со святым Трифоном для меня очень важна и волнующа… На фото ниже - икона святого Трифона, она находится в средней его части и чуть правее - у арки.
14.


Интересная наблюдение - храм не хочется покидать, несмотря на то, что вроде бы все осмотрел и "впитал"...
15.



А теперь, все же, выйдем из храма и обойдем его вокруг. Примечательно, что здесь, на его территории, бережно сохранены многие старые надгробия, в отличие от большинства существующих храмов, чьи погосты не выдержали испытания периода большевизма. Воистину, как раз здесь видна и проявлена "любовь к отеческим гробам"...
16.



17.



18.



19.



20.



Колокольня Храма Рождества Христова в Беседах
21.



22.



23.



24.



25.



26.



27.



28.



29.



30.



31.



32.



Я не просто так акцентирую внимание на некрополе Храма Рождества в Беседах - здесь создается удивительно-цельное впечатление о храме и всём, что его окружает - возникает осознание бережного и удивительно кроткого отношения к истории, внимания к уже почти безымянным людям, кто приходил сюда, - к Храму, молился и думал о Вечном... Определенно сто́ит, вот так, спокойно, поразмышлять здесь, вдали от городского шума и, "выключить" будоражащее и терзающее душу человеческое Сознание...
33.



34.



35.



36.



37.



38.



Я сделал попытку обойти церковь вокруг ее ограды... С левой стороны это не сильно удалось -  из-за лающих собак без привязи) И это фото - как раз слева...
39.



... а это - справа - со стороны церковного сквера...
40.



А это - уже со стороны старого церковного пруда...
41.



А вот и сам церковный пруд... Здесь где-то бъет святой источник... Забор, который вы видите на верхнем фото, огораживает старый овраг, в котором обустроен небольшой уютный парк-сквер - мы туда еще с вами скоро вернемся...
42.



А эту пару фоток храма я сделал со стороны склона Конюшенного оврага..., наверное, все же, он это и есть...
43.



44.



Поначалу я подумал, что сквер закрыт, но висячий замок на калитке оказался одетым только на одну петлю и дверца легко открылась... Спускаясь по ступенькам в парк сразу видишь трогательную водосвятную часовню Пророка Илии...
45.



46.



Водосвятный источник у часовни оказался перекрыт...
47.



48.



Ну, а теперь - мы в уютном церковном парке... Именно отсюда и сделаны основные ракурсы Храма Рождества Христова в Беседах.
49.



50.



51.



52.



53.



54.



55.



56.



57.



Есть здесь даже розовые кусты... - в общем, все очень красиво, ухоженно и уютно...
58.



Еще несколько фото Храма.
59.



60.



Прогулка по церковному скверу (а фактически когда-то - древнему оврагу), доставила мне не только удовольствие, но и истинное умиротворение и реальную разгрузку ума. С удивлением и, по новому, я начинал понимать, что каждый построенный когда-то храм несет в своей уникальной и индивидуальной истории частичку Большой Истории нашей Родины. От прошедших и недавних смутных времен начала прошлого века еще осталось достаточное количество церквей, чьи устремленные к Небесам главы могут многое рассказать тому, кто Задает Вопросы, да и просто взирает на них, пропуская через себя их возвышенную Красоту и, не только архитектуры, но прикасаясь к коллективному бессознательному нашего народа, которое может приоткрыть в результате свои тайны и донести нам чувства и эмоции давно ушедших в Вечное предков...
61.



P.S. для тех, кто заглянул сюда ознакомиться с фото снятыми на фотокамеру Sony Alpha A7R с "кропнутым объективом" Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS: Все фото для этой статьи, как я уже и говорил, целиком сделаны этой любопытной парочкой. Виньетирование, естественно, проявляется на крайних фокусных - особенно на 10-12 и 17-18 мм. Комфортные для съемки фокусные расстояния соответственно - 13-15 мм. Легкое виньетирование, конечно, проявляется и на этих фокусных, но оно совсем не так критично как на крайних. Наверное, Вы обратили внимание, что много фото в этом посте обрезаны "под квадрат" и это не удивительно, - все же объектив "кропнутый" и легче поступить с виньетками именно так. Также, в углах, некоторых горизонтальных и вертикальных кадров пришлось поработать штампом в Ps... Но, как, все же, снимает полнокадровая камера Sony Alpha A7R с этим объективом в плане качества и удобства!? И имеет ли право на жизнь его использование именно с семейством A7? Эти вопросы довольно актуальны для тех, у кого есть этот объектив 10-18 из уходящей в историю семейства NEX, и тех, у кого уже куплена новая полнокадровая "семерка" или только намечается к приобретению, а парк существующей кропнутой оптики хочется все же использовать...

В какой-то степени качество фото на широком угле даже выше, чем у полнокадрового объектива Sony FE 24-70mm F4 ZA OSS Carl Zeiss Vario Tessar T*. Картинка получается прозрачная, детальная и довольно качественная. Присутствуют, как водится, геометрические искажения и, здесь, могу только порекомендовать внимательней к построению кадра касательно вертикалей и горизонталей - по моим ощущениям - риск испортить кадр довольно высок. Я испытывал 10-18 на "соньке" для того, чтобы понять для себя, а может ли он  заменить пока еще не выпущенный в продажу и не сильно бюджетный по цене новый широкоугольник-зум Sony Vario-Tessar T* FE 16-35 мм F4 ZA OSS!? (Замечание - объектив Sony FE 16-35 выпущен в октябре 2014 года. Мой обзор о нем: http://vladimirdar.livejournal.com/36066.html). Как оказалось - может, но с парой серьезных оговорок - снимать им на полнокадровой камере возможно, но с заведомо осознаваемым присутствием виньетирования - необходимо делать существенную поправку на нее, возможно, путем обрезки. Временно, при отсутствии полнокадрового широкоугольного объектива или необходимого бюджета им можно делать неплохие снимки - в плане широкого угла, он вполне справляется с этой задачей. Об уровне качества и детальность и возможно судить по фото из этого поста, причем некоторые кадры изначально "строились" провоцируя критические условия по свету и соотношению "светов и теней". Но,в общем и целом, 10-18 "не подкачал". Я снимал им и другие архитектурные объекты и доволен полученным результатом.

© Vladimir d’Ar

храм рождества христова в беседах

Previous post Next post
Up