Коломенское - зима. Часть 1.

Mar 06, 2020 14:11



Всего 40 фото

Прогулку по Зимнему Коломенскому в этом году я разделил на две (а если еще точнее, как бы, на три части), собственно как она и происходила на самом деле. В первой мы осмотрим Дворец царя Алексея Михайловича (отдельно уже опубликована статья о последовавшей затем прогулке вдоль Зимнего Голосова  оврага - это как бы условно вторая часть), осмотримся в районе Вознесенского яблочного сада, а уже в третьей (которая будет под все же вторым номером) обойдем Вознесенскую церковь и ее окрестности. Надеюсь, не запутал) Итак, пойдемте скорее дышать свежим зимним воздухом в Коломенском поскольку весна наступает, и в ближайшее время даже сле́да снега в Москве не останется, да и весна календарная в этом году вообще-то уже давно на дворе)

Итак, мы находимся в западной части Заповедника «Коломенское»...
02.


О зимних праздниках напоминают вот эти «шахматные» светодиодные инсталляции
03.


Снега в этом году выпадало катастрофически мало, не говоря уже о солнечных днях, но кое-что нам перепало)
04.


Дворец царя Алексе́я Михайловича - это деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века (в близости от Вознесенской церкви). Представлял дворец собой систему клетей-теремов - отдельных деревянных сооружений, соединённых переходами.

В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» (здесь была ранее старая деревня Садовники - Садовая Слобода) была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия (это в полутора километрах от исходного места нахождения дворца).
05.


Первый дворец в Коломенском был воздвигнут еще великим князем Василием III. Его разорили во время Смуты и затем восстановили в правление Михаила Фёдоровича. Дворец перестроили по указу Алексея Михайловича в 1666-1671 годах по проекту архитекторов Семёна Петрова и Ивана Михайлова. Это было сооружение, объединённое переходом с церковью Казанской иконы Божией Матери, состоявшее из 26 соединённых друг с другом теремов.
06.


Высота некоторых построек достигала 30 метров. Зимой 1667 и весь 1668-й бригада, работавшая в Новом Иерусалиме у патриарха Никона, украшала дворец резьбой. Дворец имел асимметричную планировку и был обшит тёсом, имитирующим камень. На фасадах и в интерьерах установили резные наличники, выполненные в высокой горельефной и прорезной резьбы. Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещённых тремя тысячами окон. Общая площадь здания без хозяйственных помещений составляла 10250 м². Художественное оформление было сделано по образцу декора Теремного дворца Московского Кремля.
07.


После смерти Алексея Михайловича дворец был расширен и частично перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую столовую и на её месте построить новую. Работу выполнял крестьянин боярина Петра Шереметева Сенька Дементьев. Постройка была соединена с хоромами царя новыми сенями, под которыми находились золочёные ворота, названные Передними. После Стрелецкого бунта охрану дворца усилили и построили шестнадцать изб. В 1684 году отремонтировали терема и хозяйственные постройки, обновили роспись помещений и цвет кровель. Через год в каменной башне установили боевые часы, а передние ворота украсили железом и английским оловом.
08.


После переноса столицы в 1703 году в Петербург Коломенское утратило статус царской резиденции. Без ремонта и присмотра здание обветшало и находилось в аварийном состоянии. В 1762-м по приказу Екатерины II архитекторы под руководством Ивана Мичурина осмотрели дворец, сделали обмеры и чертежи. Сумму на перестройку признали слишком высокой и в 1768 году его было решено снести. Перед этим была создана модель старого дворца, которая хранилась в Оружейной палате и позднее была утеряна. На месте демонтированного сооружения высадили кусты акации.09.


В 1770-е годы для Екатерины II в Коломенском построили новое четырёхэтажное здание. Два нижних яруса были каменные, верхние - деревянные. Новое строение пострадало при оккупации столицы в 1812 году и было разобрано.
10.


Дворец с южной стороны

В 1825 году для Александра I по проекту зодчего Евграфа Тюрина построили новый летний дворец в стиле ампир. Он состоял из главного здания и двух боковых флигелей, соединённых с центральной частью галереями из двух рядов дорических колонн. Центр выделялся портиком и был увенчан поднимающимся над крышей круглым бельведером. Строение разобрали в 1878 году. По приказу императора художник Д.А. Смирнов по чертежам и описям, сделанным во время существования и разбора дворца, выполнил его деревянную модель. В настоящее время она хранится в музее-заповеднике.
11.


В конце XIX века исследователь древнерусского зодчества А.А. Потапов создал рисунки Коломенского дворца. На основе сохранившихся материалов в 1930-1950-е годы художник Дмитрий Сухов и исследователь И.В. Маковецкий попытались создать план достоверной реконструкции древнего Коломенского. Однако большинство работ было утрачено.
12.


В 1923 году был основан музей деревянного зодчества под открытым небом «Коломенское». В 1929-м начались археологические раскопки на территории, где раньше стоял дворец. В результате работ вскрыли остатки построек, нашли фрагменты строительного материала, бытовой керамики, изразцов. В конце 1990-х годов исследования продолжили и частично открыли белокаменные фундаменты дворцовых построек, уточняющие расположение царских хором. Мы увидим место дворца во второй (третьей) части).
13.


Идея воссоздания дворца в музее-заповеднике возникла в 1990-е годы, и была поддержана правительством Москвы. Поскольку за прошедшее время на месте демонтированного дворца сформировался природный комплекс и выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг где мы собственно сейчас и находимся.
14.


Реконструкция Коломенского дворца была проведена в 2008-2010 годах благодаря сохранившимся планам и обмерам. Строение представляет собой макет постройки времён Алексея Михайловича в натуральную величину. Конструкция и пропорции здания решены в соответствии с чертежами, сделанными по указу Екатерины II.
15.


Критики восстановления сомневались в подлинности схем и называли их художественным вымыслом, но раскопки фундаментов, выполненные археологом Леонидом Беляевым подтвердили полное совпадение с чертежами, созданными в 1767-м. Отделка помещений и росписи выполнены по архивным материалам и близки к оригинальной стилистике.
16.


Общая площадь застройки составляет более 7000 м². Исторические интерьеры воссозданы на общей площади 1,775 тысячи м² в 23-х помещениях. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Новое здание не является полностью деревянным. Из железобетона выполнены несущие колонны и перекрытия, замаскированные досками, фасады сделаны из брёвен. Стены расписаны гравюрами, «травным письмом» со стилизованными изображениями животных и людей. В интерьеры включены многочисленные произведения искусства XVII-XVIII веков: подлинные иконы, шпалеры и предметы быта.
17.


С этого момента, желающие осуществить именно последовательную и неразрывную прогулку по моему маршруту, а точнее, вдоль зимнего Голосового оврага, могут перейти к другому посту посвященному именно Голосову оврагу. Ну, а мы как бы перенесемся уже в окрестности зимнего Воскресенскиго яблоневого сада (уже после прогулки по Голосову оврагу).
18.


Сажать плодовые деревья и также кустарники ягод на территории царского имения начали примерно XVII веке. Они были описаны, кстати, в «Переписи дворцовых садов 1701 г.». Там отмечается, что яблоневые сады в Коломенском имели идеально геометрическую планировку. Также посадили и сливы, и вишни, и даже груши. Более шести тысяч саженцев! Нашлось место и для огорода.
19.


Село Коломенское поставляло к царскому столу свою продукцию. Фрукты и овощи были настолько вкусны, что царская семья после перенесения столицы в Петербург не пожелала отказаться от них. И урожай из-под Москвы по-прежнему привозили к императорскому двору. Яблоневые сады в Коломенском сегодня насчитывают около 900 деревьев разных сортов. Среди них есть даже диковинные экземпляры, уникальные для России.
20.


Реликтовые дубы Коломенского
21.


Если оглянуться назад, увидим вдали купол Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи
22.


Отсюда с холма можно обозреть Перервинскую пойму и в перспективе жилой район Марьино
23.


Недалеко здесь же находится Домик Петра I иже с его странноватым памятником
24.


Церковь Вознесения, котороый мы уделим внимание во второй части
25.


А пока несколько кадров Вознесенской церкви в разном приближении
26.


27.


28.


Комплекс Передних ворот - вид с запада
29.


30.


31.


Церковь Георгия Победоносца в Коломенском - каменный храм XVII века с колокольней середины XVI века. Колокольня современной церкви Георгия Победоносца, по всей видимости, была построена в середине XVI века и вначале относилась к стоящему рядом храму Вознесения.
32.


Храмовая икона «Святой Георгий Победоносец» над входом в церковь Георгия Победоносца
33.


34.


Водовзводная башня была построена в 1670-е годы как центр сложной гидротехнической системы, созданной для подачи воды в Государев двор. Размещавшийся в ней водоподъёмный механизм был, предположительно, изготовлен мастером Оружейной палаты Богданом Пучиным, присланным в 1675 году в Коломенское «к своему водовзводному делу».
35.


Башня располагалась на дороге между Коломенским и Дьяковым, проходящей через плотину в овраге, и композиционно выполняла роль связующего звена между соседними сёлами. Башня могла входить в южную линию ограды бывшей царской резиденции, которая отделяла Вознесенский сад от Вознесенской площади и являлась, по словам Ф.В. Берхгольца, «последними задними воротами у входа в сад», откуда начиналась старая дорога в Дьяково. Возможно, башня сменила Дьяковские ворота, входившие в ограду древнего Государева двора. Башня также известна под названием «Соколиная башня», так как согласно легенде, появившейся в XIX веке, в ней содержались ловчие птицы для царской соколиной охоты.
36.


Кирпичное здание высотой 15 м. внешне напоминает своеобразную проездную башню. Простая форма строения согласуется с её не лишённым изящества чрезвычайно скромным декором. Вертикальные пропорции башни вполне согласуются с аналогичными соотношениями бывшей колокольни Вознесенского храма, ныне колокольни церкви Георгия Победоносца. Как и в колокольне, в композиции водовзводной башни используются приёмы ордерной системы.
37.


Здание состоит из нижнего массивного четверика и верхнего довольно высокого яруса, который завершается каменным сводом, воспроизводящим деревянное покрытие «бочкой». «Лемех» кровли в наши дни заменён его имитацией. По всему периметру кладка нижнего объёма укреплена прочными железными связями, анкера которых просматриваются в области карниза.
38.


Главные фасады башни, северный и южный, имеют практически идентичное оформление. Широкие проездные арки, обведенные кирпичным валиком, прорезают северный (главный) и южный фасады. Над арками помещены киоты для икон. На высоте киотов по бокам от проездных арок расположены окна, а на северном фасаде, обращённом к храму Вознесения, имеется дополнительная пара окон, обрамляющая арочный проём. Боковые фасады нижнего яруса оставлены без окон, в отличие от верхнего объёма, прорезанного оконными проёмами со всех сторон. Окна украшены рамочными наличниками, а в нижнем ярусе к ним добавлены треугольные фронтончики. Раньше окна закрывались ставнями.
39.


В южной части восточного фасада верхнего четверика можно разглядеть заложенный арочный дверной проём. По-видимому, раньше он выводил на крышу восточного крыла башни, которая, скорее всего, была плоской и могла использоваться при работе водоподъёмного механизма. Сам механизм не сохранился и принцип его работы не установлен. Однако именно под восточным крылом башни сохранился глубокий (2 метра) перекрытый сводом белокаменный бассейн. На дне бассейна расположен узкий колодец, который мог доходить до водоносного слоя. Из бассейна под землю в сторону Вознесенского храма и в направлении села Дьяково уходят две керамические трубы.
40.


Передние ворота - сохранившиеся главные ворота Государева двора в селе Коломенском, построенном для царя Алексея Михайловича Романова. Расположены на западной стороне Вознесенской площади, напротив церкви Вознесения.

Продолжение зимней прогулки во второй части

Источники:

Беляев Л., Панова Т. Дворец царя Алексея Михайловича XVII века: историко-художественная реконструкция. - М.: МГОМЗ, 2011.
Вострышев М. Вся Москва от А до Я: энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2011.
Гра М., Жиромский Б. Коломенское. - М.: Искусство, 1971.
Коломенское. Государственный музей-заповедник: путеводитель. - М.: Моск. рабочий, 1981. - 143 с.
Кондратьев И. Седая старина Москвы. - М.: АСТ Хранитель, 2008.
Суздалев В. Русское чудо: царский дворец в Коломенском - шедевр русского деревянного зодчества второй половины XVII - первой четверти XVIII века. - М.: Пенаты, 2005.

P.S. Традиционно посетую на фотохостинг ЖЖ жутко ужимающий картинки качество которых в результате уже с пристрастием не оценить)

© Vladimir d’Ar, 2020

Вторая часть - Коломенское - зима

москва, москва зимняя, город, зима в коломенском, коломенское

Previous post Next post
Up