Всего 50 фото
Суворовские места всегда завораживают неуемной деятельной бурлящей энергией этого непобедимого легендарного русского полководца, кто внес свой вечный вклад в Великую Русскую Историю. Одно жаль - интереснейшее и древнее село Кистыш и сельская церковь святителя Василия Великого под Суздалем пока оставляют в своем состоянии желать много лучшего, как и другие уже неперспективные села российской глубинки.
Я уже писал о
суворовских десантах (часть 1 и
часть 2) по восстановлении Храма святителя Василя Великого, но вот, все же, захотелось мне выложить имеющиеся в запасе фото именно этой удивительной, величавой и светлой духом церкви и рассказать о ней и селе Кистыш поподробней и с расстановкой. Далее под катом фото храма святителя Василия Великого, история села Кистыш, редкие исторические и бытовые сведения о сельской жизни Александра Васильевича Суворова в приложении к этим романтическим, но заброшенным местам и фото с последнего сельского праздника села Кистыш 2 августа 2014 года.
02.
Первое упоминание о селе Кистыш относится к 1521 году. Его пожаловал Ивану Суворову - деду Александра Васильевича Суворова, Петр I. Иван Суворов служил в ближайшем окружении Петра и пользовался его исключительным уважением и доверием. Мало того - Петр I был крестным отцом его сына - Василия Суворова - отца прославленного полководца. Василий с 14 лет был личным денщиком императора и часто выполнял его личные особо опасные и ответственные поручения.
Именно Василий Суворов впоследствии построил уже в родовом Кистыше первую деревянную церковь, назвав ее в честь своего
небесного покровителя святителя Василия Великого. Когда же этот храм обветшал его сын, уже прославленный и непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов, построил на месте старого новый каменный храм во имя Василия Великого, добавив два придела - во имя пророка Илии и своего небесного покровителя Святого и Благоверного Великого Князя Александра Ярославовича Невского.
03.
И, хотя храм сейчас еще далек от своего былого великолепия и духовной красоты, тем ни менее в настоящее время силами энтузиастов и фонда «Омофор» церковь восстанавливается и недалек тот день, когда храм начнет жить полнокровной жизнью, всем своим существованием знаменуя великую победу Александра Суворова над разрухой и невежеством в этой удивительной суздальской глубинке.
04.
В «доношении» священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 года епископу Суздальскому и Владимирскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, но которую от него приготовлено немало».
05.
Разрешение на освящение ново построенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие в открытии и отстоял всю первую Божественную Литургию.
06.
В зрелые годы только в три лета, и то наездами, пожил Суворов в Кистыше, в родовом своем (еще дедовском) имении со своей семьей. И каждый день своего пребывания в селе приходил он в храм Василия Великого. Брал обычно благословение у батюшки «пономарить», петь на клиросе и читать "Апостол". Часто просил разрешения молиться в алтаре, что очень любил. Молился он почти всегда слезно, с истинным покаянием. Пел густым бархатным басом. Ходил по храму осторожно, мягкой поступью и всегда говорил шепотом. Как-то, спускаясь с хоров, Суворов сказал: "Горе в том, что только что я побывал на небесах, в самом Царствии небесном, а теперь приходится вновь спускаться на нашу грешную землю, и вновь страдать и каяться за грехи наши".
07.
Кистыш - село древнее. Впервые в «Разъезжей грамоте» оно упомянуто в 1521 году как великокняжеская вотчина, а в XVIII веке перешло во владение великого русского полководца А.В. Суворова, «дом которого стоял недалеко от пруда, о чем свидетельствуют остатки каменного фундамента».
Из устных преданий, передающихся из поколения в поколение, деревенским жителям известно, что рядом с домом находились хозяйственные постройки, рос сад, был святой источник и стояла деревянная церковь, на месте которой в 1793 году на средства А.В. Суворова и была построена каменная.
Известно, что во Владимирской губернии великому полководцу принадлежали села Ундол с деревнями, а также Кистыш, Дьяково и Трутнево В Ундоле А.В. Суворов жил с 1784 по 1786 год, написал здесь знаменитую «Науку побеждать» и из Ундола наездами бывал в Кистыше.08.
Забота Александра Суворова о жителях Кистыша подтверждается документально. В начале сентября 1785 года Суворов пишет из Ундола в Кистыш некому П.А. Борщову: "Неимущим крестьянам (вновь прикрепленным от господина Ладоженского) пособить миром во всех недостатках, кому, в чем будет нужда: лошадь, корову, овцу или птицу, рассматривая дела миром при священнике. Крестьянские бани нынешней зимою сделать две новые: Дом мой засадить разными деревьями и цветами, а также насадить вишен, смородины, малины, крыжовника и пр. в саду. Крестьяне, которые самовольно повенчались и были грубы против священников, отдать на покаяние в церковь и приказать говеть им в Филипов пост. Хлебовский пруд исправить непременно будущей весною. Оба берега обоих прудов обсадить деревьями и особливо ивняком…"
Народное предание гласит, что Александр Васильевич любил прогулки по селу, в праздник созывать в сад крепостных девок и парней, молодых баб и мужиков и смотреть их хороводы, слушать народные песни. Потом крестьян обносили конфетами, пряниками и орехами.
Управляющего Терентия Чувашова крестьяне не любили, боялись. Он строго соблюдал интересы барина. Провинившихся секли на конюшие, с крестьян строго спрашивали выполнения работ на барщине и уплаты оброка. После смерти А.В. Суворова село Кистыш перешло в наследство его любимой дочери Наталье («Суворочки», как ласково прозвал ее отец), а затем оно стало собственностью Владимирского губернатора, помещика Леонтьева.
09.
В 1903 году храм Василия Великого в селе Кистыши хотели расширить, т.к. церковь «очень тесна и не может вместить всех молящихся в дни праздников». Однако Императорское московское археологическое общество отказало в утверждении проекта «Ввиду большого археологического интереса, представляемого этой церковью».
Храм потряс своей мощью и каким-то своим особым задорным свободным духом. Почему то всплыла ассоциация именно с деятельным и неуемным характером Суворова. Я ощущал себя здесь очень комфортно, не в пример некоторым заброшенным храмам, где часто пребывает мрак и запустение. Изнутри храм казался даже больше в объеме, чем снаружи. Кое-где, даже можно было рассмотреть следы фресок на стенах церкви.
10.
11.
12.
13.
14.
Церковь постепенно «оживает», проходят редкие службы, но одной мне посчастливилось побывать и запечатлеть в подробностях.
15.
Это настоятель храма - протоирей Игорь Любченко, чрезвычайно добрый, скромный и душевный человек.
16.
А это икона святого Пророка Илии, праздник которого проходил в этот день моего участия в суворовском десанте.
17.
Сразу привлек к себе внимание импровизированный походный иконостас, где золотом горела, как я узнал, недавно написанная восхитительная икона «Святого воина Александра Суворова». Как говорят сейчас, «энергетика» иконы меня глубоко впечатлила, вот уж не думал, что современные иконописцы могут так проникновенно выполнить иконописную работу!
18.
Вот она поближе…
19.
Старые фрески и элементы росписи храма святого Василия Великого
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
А это - придел святого благоверного князя Александра Невского, покровителя Суворова
27.
28.
29.
30.
Вот там, где заложена арка белым кирпичом был проход в колокольню храма, взорванную большевиками.
31.
32.
33.
В 20-30-х годах прошлого века повсеместно закрывались и разорялись многие храмы. Жительница села Кистыш Сидорочева Анна Васильевна ездила в Москву к Всесоюзному старосте М.И. Калинину с просьбой не закрывать церковь во имя Василия Великого, постройки 1793 года. Но, увы,… отстоять церковь не удалось. Всесоюзный староста при личной встрече намекнул, что его положение уже не позволяет ему как раньше влиять на ситуацию…
34.
В закрытой церкви Василия Великого устроили зерносклад колхоза имени "10-ой годовщины Октября"… Это была обычная история. Если церкви полностью не разрушали, их использовали под различные цели местные колхозы, затем совхозы…
35.
В конце XIX века среди крестьян Кистыша было развито кустарное производство миткаля (полотняной ткани). В селе насчитывалось пять «фабрик», на каждой работали 8-10 ткацких ручных станков. Получал каждый станочник за зиму не более 10 рублей. Многие мужики уходили на заработки в Москву и другие крупные города.
36.
Дела «пошли» в колхозе с 1952 года, когда Кистыш объединился с Вишенками, а затем с Весью. Хозяйству было присвоено имя А.В. Суворова. Развернулось строительство животноводческих ферм и других общественных зданий. В селениях зажглись «лампочки Ильича», в каждом доме заговорило радио, пришел к колхозникам материальный достаток.
Сейчас Кистыш на положении бригады входит в состав крупного совхоза «Суворовский». Имеет бригада более 1000 гектаров пахотной земли и животноводческие фермы на 690 голов крупного рогатого скота.
37.
38.
39.
40.
41.
В заключение - несколько фото с сельского праздника в Кистыше 2 августа 2014 года. Надо сказать, что этот день этот был богат праздниками - был День святого Илии Пророка, день села Кистыш, день ВДВ и, конечно, - праздник светлого труда и помощи в восстановлении суворовского храма - церкви святителя Василия Великого.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Старожил и старейший житель села Кистыш. Дом этого добрейшего и и удивительного человека находится прямо рядом с церковью святителя Василия Великого.
48.
49.
Праздничный концерт для жителей села Кистыш.
50.
Надеюсь, Вам было интересно прикоснуться к истории села Кистыш, увидеть восхитительную в своей красе и задорном величии церковь святителя Василия Великого, возведенную Александром Суворовым и побывать на празднике суздальского села Кистыш...
Источники:
http://www.prizyv.ru/archives/329205http://www.photosuzdal.ru/region/church58.htm © Vladimir d’Ar