Святитель Василий Великий - символ и основа зарождения православия на Руси

Aug 19, 2014 17:13



Всего 13 фото

Историческая личность Святителя Василия Великого, в честь которого, на заре становления христианства, на Руси воздвигались многочисленные храмы и основывались монашеские обители, меня крайне заинтересовала. В процессе работы над своими постами о возрождении Храма Святителя Василия Великого, построенного нашим непобедимым полководцем Александром Суворовым и о Свято-Васильевском монастыре в Суздале, я начал задавать себе вопрос, а чем же так привлекал, увлекал и вызывал такое уважение и почитание у русских людей этот раннехристианский святой.

Сначала я хотел лишь упомянуть о нем, однако, столкнулся с тем, что в сети о Василии Великом довольно мало информации и если знакомиться только с анонсами и краткими сжатыми сведениями, что мы так часто привыкли делать - складывается довольно невыразительное впечатление об этой исторической личности и становится непонятно почему все же так был популярен святитель Василий Великий на Руси в те времена, что даже его греческое имя (царственный) в конце концов, стало исконно русским, включая, даже, такую популярную кличку Васька для русских котов)

Далее под катом история о Святителе Василии Великом и причинах его такой популярности на заре становления христианства на Руси.

Меня даже слегка начало лихорадить от той мысли, что я вот сейчас узнаю о Василии Великом не только то, что он был образованным и благочестивым человеком, вел монашескую жизнь и отстаивал истинную веру борясь с арианством, как пишут в справочниках, но и такие факты и исторические сведения из его жизни, которые позволили ему стать основой и духовным примером для распространения христианства на русской земле. Трудно представить, что сам процесс смены веры с языческой на христианскую был формально мирным в те времена и директивно осуществлялся сверху. Василий должен был воплотить на примере событий своей жизни и своего проявления в своем историческом контексте нечто такое, что явилось основой и примером духовного подвига для становления православной веры в русских людях. Как я уже говорил, из многочисленных и кратких справочных сведений о его жизни не удается понять, почему же Василий Великий стал таким примером не только для простых русских людей, но и для великорусского княжества.

Чтобы прояснить для себя это обстоятельство, я углубился в изучение полного Жития Василия Великого, и, понемногу, все стало становиться на свои места… Родился Василий в 330 году в Кесарии, римской провинции Каппадокия восточной части Малой Азии в благополучной и богатой христианской семье. Кстати, дедушка и бабушка Василия пострадали во время известных Диоклетиановых гонений. Его отец был адвокатом и оратором, преподавал ораторское искусство и постарался дать Василию отличное образование. Василий учился в Константинополе, Афинах и познавал все науки с небывалой усердностью и тщанием и уже в юношеском возрасте стал уважаемым учителем известным своей премудростью, кротостью и чистотой своей жизни. Именно в Афинах он встретил Григория Богослова, кто стал для него впоследствии настоящим и преданным другом и духовным соратником.
02.


Став одним из самых образованнейших и известных людей своего времени Василий, изучив огромное количество богословских трудов, покидает Афины и отправляется в Египет, Палестину, Сирию и Месопотамию изучать реальную жизнь праведников и святых. В своих путешествиях Василий много проповедует и постепенно становится по духу истинным христианином и решает окончательно посвятить свою жизнь христианству. Вместе с известным в то время языческим учителем Еввулом, принявшим идеи Василия и последовавшим за ним в Иерусалим, Василий принимает крещение в Иордане. С этого момента начинаются чудеса и подвижничество в жизни Василия. В момент крещения на него снизошла молния и из нее вылетел голубь и, погрузившись в воды реки, голубь, всколыхнув водную гладь, улетел в небо. Все многочисленные присутствующие на крещении тогда затрепетали и восславили Бога…

…Василий некоторое время пребывает в Константинополе, в Антиохии он становится пресвитером и затем перебирается в Каппаддокию, на свою родину - в Кесарию. Архиепископу Кесарии Леонтию о его появлении было явлено сновидение о том, что он идет в этот город и, что Василий станет в Кесарии архиепископом, что впоследствии и произошло. Василий быстро становится очень уважаемым и почитаемым среди прихожан и горожан Кесарии. После проявленных местным духовенством актов зависти (архиепископ Евсевий) Василий покидает Кесарию и отправляется в Ионийскую пустыню стяжать святой дух и увлекает совершить этот духовный подвиг и своего друга Григория. Именно в это непростое время, изучая священное писание и терпя лишения и голод, Василий и Григорий составили устав иноческого общежития, которым все монашеские общины Восточной части церкви руководствуются и поныне.
03.


Через некоторое время церкви понадобились оба пустынника, и Василий возвратился в Кесарию, поскольку именно он мог противостоять арианам, угрожавшим в тот момент церкви. Тут надо пояснить, что для того времени арианство уже было ересью, но ариане наступали и надо было любой ценой не допустить их к власти в церкви. Эти разногласия были принципиальными для христиан.

Ариане - последователи александрийского пресвитера Ария считали, что Бог-Сын не равен Отцу по вечности, что Сын не рожден, а сотворен Отцом как лучший из ангелов, как высшее существо со свободной волей. То есть Сын не Бог, а первое творение Бога. Получалось, что не сам Бог пострадал на Кресте за грехи человеческие, а некоторое сотворенное им существо. В своих дальнейших выводах арианство вело к уничтожению главного догмата христианства - догмата искупления, а вместе с тем и к низвержению всего христианства. Согласно христианству с догматом искупления только Бог сам мог спасти человечество от греха и смерти. То есть Бог-Отец и Бог-Сын одна сущность. Все эти, казалось бы, только теологические рассуждения, кажущиеся нам сейчас такими не существенными, были очень ревностно отстаиваемы христианской церковью, считавшей Бога-Отца, Сына и Святого Духа триедиными. Доходило до того, что между христианами и арианцами постоянно происходили отчаянные кровавые стычки.
04.


Император Константин Великий, решивший, наконец, принять христианство как государственную религию и положить конец распрям верующих, созвал Первый Вселенский Никейский собор еще в 325 году, где арианство было заклеймено, как ересь и такое решение было закреплено Никейским Символом веры, где утверждалась истинно божественная сущность Сына Человеческого.
05.


Теперь же становилось ясно, что арианство, несмотря на свое утвержденное собором еретическое происхождение снова поднимает голову и старается  разрушить основы христианской церкви. Причем сторонники арианства стали занимать в церкви высокие посты, что грозило, проще говоря «дворцовым переворотом». Именно в этот момент святитель Василий и сыграл свою решающую святительскую роль, дав решительный отпор арианцам путем ниспровержения ариан в диспутах и написанием множества своих знаменитых богословских трудов, и стал, в конце концов, арихиепископом Кесарии. В дальнейшем в 381 году Вторым Вселенским собором был принят Никео-Цареградский Символ веры, как полное раскрытие учения о Троице в основу которого легли терминология и труды Великих Каппадокийцев, в число которых первым вошел святитель Василий Великий, вместе с Григорием Богословом и Григорием Нисским. Они также осуществили «оцерквление» монашества написав известные «Монашеские правила».
06.


Святитель Василий Великий удостоился явления к нему Христа с апостолами, когда шесть дней и ночей молился о вразумлении как совершать бескровную жертву. Во время молитвы его друг Еввул с многочисленными клириками воочию увидели белый небесный свет окутавший алтарь и Василия и многих призрачных мужей в белых прозрачных одеждах окружавших святителя. Тогда Василий записал под диктовку Христа множество общеизвестных принятых и используемых сейчас формулировок христианских молитв. Именно после этого случая Василий приказал изготовить золотую фигуру голубя и распорядился закрепить ее над святым престолом охранять его Божественные Тайны. Это изображение птицы мы можем до сих пор видеть в религиозной атрибутике убранства наших современных православных церквей.
07.


Когда святитель Василий совершал службу и возносил святые дары, то золотой голубь, закрепленный над престолом, обычно в это время сотрясался три раза, означая сошествие Святого Духа. Однажды этого не произошло, Василий тогда сразу понял, что это случилось потому, что один из дьяконов державших рапиды с вожделением смотрел на женщину, стоявшую в храме. Дьякона по приказу Василия удалили и знамение возобновилось.

Однажды Василий изменил ход исторических событий, используя силу молитвы с целью спасти свою церковь от фатальных имперских преследований. Римский император и соправитель восточных земель Юлиан Отступник, отступивший от христианской веры, известный своими гонениями христиан и грозивший искоренить христианство, воевал тогда с Персией. Святитель Василий Великий в это время молился перед иконой Богородицы, где у ее ног был изображен мученик Меркурий Каппадокийский в виде воина с копьем в руках. Молился же Василий о том, чтобы не возвратиться этому гонителю и губителю христиан, живым с этой Персидской войны. В один момент изображение Меркурия стало невидимым, а затем он вновь появился с окровавленным копьем…
08.


Император, в самый момент разгара битвы, будучи на коне и забывший в спешке одеть защитный панцирь, был три раза пронзен в бою кавалерийским копьем, причем никто толком не видел, откуда это копье взялось, и кто его направил на Юлиана. Примечательно то, что персы не отметили наградой того, кто мог сделать это с их стороны, поэтому смерть Юлиана породила многочисленные толки о человеке в окружении императора, нанесшем ему смертельную рану. Догадки об этом событии были, в том числе и самые невероятные.

Новый император восточной части Римской империи Валент, вступивший на престол после смерти Юлиана, также стал гонителем христиан и был ослеплен арианской ересью. Прибыв в Кесарию он стал склонять Василия к арианству используя его окружение для оказания на него влияния путем уговоров, обещаний и просьб. Но никто не мог заставить этого непоколебимого в своей вере иерарха отречься от православия. Наконец, эпарх Модест, бывший правителем всего Востока и в то же время начальником имперских преторианцев пригрозил ему лишением имущества, изгнанием и смертью, на что Василий ответил, что Модесту не обогатиться за его счет, поскольку все имущество Василия это несколько книг, что ссылки нет для него, что любое место на земле его дом и, что смерть не его страшит, поскольку она только ускорит его встречу с Богом… Позже эпарх скажет императору, что они побеждены и, что «этот муж выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений».
09.


После этого случая император стал благосклонно относиться к Василию ограждая его от наветов и даже однажды посетил храм, где Василий проводил богослужение, восхитившись царившими там порядком и благолепием...

Но доносы продолжали усиливаться и однажды, под влиянием недоброжелателей Валент все же хотел подписать хартию об изгнании Василия, но престол, на котором он сидел, закачался и перо сломалось, что повторилось еще два раза при последующих его попытках, так что Валента охватил сильнейший страх и он разорвал хартию…
Однако враги Василия Великого не унимались, и император подписал все же указ о его заточении и направил сановника Анастасия с повелением доставить к нему святого. На суде Василий, на предложение сменить его веру, спокойно и твердо аргументировал свою позицию отказавшись принимать арианскую веру. Когда снова грозили ему смертью, Василий ответил, что он пострадает за истину, готов освободится от телесных уз и, что давно желает этого.

Как раз в это самое время внезапно заболел сын императора Галат, а его жена в раздражении говорила супругу, что он выбрал не ту веру и гонит пророка, потому и их сын при смерти. Валент призвал к себе святителя Василия и попросил исцелить его сына, на что Василий, используя приемы деловых переговоров, взамен предложил ему принять православную веру и даровать покой христианам, на что император сразу же согласился и обещал все в точности исполнить. Василий начал усердно молиться, и сын императора быстро пошел на поправку, а Василия отпустили с почестями…

История эта, однако все же была омрачена смертью Галата, поскольку неуемные ариане продолжали оказывать свое вредоносное влияние на императора, и заставили его согласиться на то, чтобы именно они провели над Галатом свой обряд крещения, но это в конце концов привело к быстрому трагическому концу сына императора.

Надо сказать, что вся эта история была передана вышеупомянутым Анастасием западному соправителю империи Валентиану, кто все же восславил Бога и передал Василию множество даров в знак своей благосклонности. Василий же использовал этот ресурс для открытия множества больниц и приютов в своей епархии. Эпарх Модест, кстати, упомянутый выше, также был впоследствии исцелен Василием и принял христианскую веру.
10.


Святитель Василий Великий совершил множество чудес своей святостью, мудростью, прозорливостью и силой молитвы, умея добиваться своей цели взаимодействуя как с сильными мира сего, со святыми, так и с самим Дьяволом. И эта история стоит особняком и о ней также стоит обязательно рассказать, поскольку Василий Великий вступил фактически в судебное правовое разбирательство с Дьяволом и победил его. И, все же, поподробней)

Однажды раб-христианин возжелал жениться на дочери своего хозяина, несмотря на то, что она не оказывала ему никаких знаков внимания, и обратился с этой просьбой к черному магу для того, чтобы обеспечить это дело. Колдун поставил ему условие, что для успеха ему нужно отречься от Христа, на что раб сразу же согласился. Колдун не стал заниматься этим делом лично и написал хартию Дьяволу с этой просьбой, указав при этом, что «клиент» согласен отречься от своей веры и отправил раба на языческое кладбище призывать темных духов. Духи быстро явились и отвели юношу к своему хозяину, восседавшему на троне.

Дьявол спросил раба, верует ли он в него и отрекается ли от Христа, на что раб ответил, что верует в Сатану и от Христа отрекается. Однако, Сатана заметил, что поскольку человечество такое слабохарактерное, и получив от него желаемое может опять обратиться к Христу, а Христос все может простить такому человеку и принять опять в свое лоно. Для того, чтобы не допустить подобных уверток Сатана взамен на то, что просил раб, предложил ему написать расписку о том, что он добровольно отрекается от Христа и будет во власти Дьявола навеки. Раб согласился и подписал этот документ. Сатана тот час отправил духов прелюбодеяния к возжелаемой рабом девице и та вдруг воспылала страстью к этому юноше и начала просить своего отца отдать ее ему в жены, и если он этого не сделает - наложить на себя руки. В горе несчастный отец исполнил просьбу своей дочери отписав супругам большое имение - дьявольское дело реализовалось.

Однако, вскоре его супруга стала замечать, что муж ее не ходит в церковь и стала изводить его постоянными вопросами об этом и так сильно горевала, что юноша наконец признался о своем контракте с дьяволом.

В горе девушка отправилась к святителю Василию и, возопив о своем несчастье, попросила помочь ее горю. Святой призвав бывшего раба, спросил его - так ли все происходило? Юноша все подтвердил, что так, и рассказал Василию все о контракте и расписке, которая, по его мнению, уже не дает ему обратного хода. Василий спросил юношу хочет ли он тем ни менее вернуться ко Христу? Юноша воскликнул, что конечно хочет, но указал, что в расписке написано, что у него нет такой возможности. На, что Василий возразил, что Христос человеколюбив и примет его, если он полностью раскается и поверит, что может спастись. Юноша принял все условия Василия и был согласен на все.
Василий, совершив над ним крестное знамение и благословив, запер в церковной келье, заповедав находиться в беспрестанной истовой молитве. Этот процесс продолжался более месяца и, наконец, на сороковой день, когда Василий отворил келью, изможденный постоянно атакующими бесами юноша сообщил, что видел сон, в котором святой Василий боролся с дьяволом и наконец, победил его.
11.


Василий привлек множество праведников и служителей церкви, поручив им молиться всю ночь за юношу, а наутро повел его в церковь, куда бесстыдно лично явился и Дьявол со своей свитой и стал причинять боль юноше и Василию, потрясая распиской бывшего раба и говоря, что Василий его обижает и поступает незаконно, пытаясь вернуть юношу в лоно церкви. Его голос воочию слышали все присутствующие в храме. Василий именем Бога запретил Дьяволу оказывать свое влияние на юношу, на что Сатана аргументированно ответил, что этот юноша сам пришел к нему со своей просьбой, а не дьявол навязывал ему эту желаемую для него ситуацию и расписка будет тем самым документом о его правах на душу юноши, которую он предъявит всеобщему Судье на страшном суде. Василий был непреклонен и объявил Сатане, что все эти верующие присутствующие здесь до тех пор будут держать руки поднятыми, пока он не отдаст Василию эту расписку, а затем обратился к верующим поднять свои руки и страстно молиться! Все принялись молиться и в один момент, который видели все присутствующие, эта хартия появилась ниоткуда и пронеслась по воздуху прямо в руки святителю Василию. Святитель спросил юношу - знает ли он эту расписку, на что бывший раб ответил, что знает, и после этого Василий разорвал хартию на мелкие кусочки и ввел его в лоно церкви. По большому счету это был грандиозный духовный триумф святителя, поскольку он победил самого Дьявола.

Известны случаи, когда Василий своей молитвой полностью исцелил прокаженного, даровал в молитве преподобному Ефрему Сирину знание греческого языка, обращал в христианскую веру иноверцев и язычников и вообще совершил множество исцелений и чудес.

Святой умер в 49 лет 1 января 379 года. Его погребение было очень знаменательным и показало, каким высочайшим уважением он пользовался у народа, потому как не только бесчисленные христиане, но и иудеи и многие язычники пришли ко гробу поклониться ему.

В завершении следует упомянуть еще об одном интересном историческом моменте имеющим отношение не только к святителю Василию Великому, но и еще к двум известным святителям - Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Эти три вселенских святителя известны и почитаются как раз потому, что они непримиримо боролись против язычества-арианства и вся их жизнь и творения помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия с христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию.

Долгим спором народа в Константинополе стало непримиримое разбирательство какому из трех святителей отдавать большее предпочтение. Каждый из великих святителей казался для его последователей величайшим от чего среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами.
12.


В 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну наконец явились все три святителя, причем не во сне, а воочию и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить идущие споры и установить общий день празднования их памяти, что митрополит и исполнил, примирив враждующих и установил новый праздник в конце января месяца в котором празднуется память каждого из трех вселенских святителей (1 января - Василия Великого; 25 января - Григория Богослова и 27 января - Иоанна Златоуста).

Воистину теперь мне стало понятна роль святителя Василия Великого не только в истории христианской церкви, но и в том контексте, почему он был так популярен на Руси и почему тогда ему возводились многочисленные храмы. Святитель Василий явил всему миру не только множество чудес, но стал символом становления нового христианского мира, примером твердости духа, непримиримости к врагам церкви, примером необъятной веры и стяжания Святого Духа, презрения Смерти, земных искушений и любых страхов.

Именно в его время христианская вера обрела свою силу, сформировалась в цельное мировое учение. Многочисленные чудесные истории из жития святителя Василия Великого вдохновляли, показывали пример настоящей веры, твердости духа, стойкости, способности быть в контакте не только с Богом но и успешно взаимодействовать с любыми людьми, любого статуса и социального положения, верить в свое предназначение. Этот человек не только был святым, он учил своим примером формировать свою будущую реальность и добиваться любых поставленных перед собой целей исходя из всеобщего человеческого блага.

Не совсем хорошо все же мы знаем свою историю. Только теперь мне ясно, почему с именем Святителя Василия Великого возводились храмы и основывались монастыри на Руси после ее крещения - ведь этот человек был явил праведным примером своей жизни рождение и становление новой нерушимой христианской религии славян. Христианская вера на Руси могла и смогла стать той духовной объединяющие основой для создания нового великого русского православного государства.
13.


Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

© Vladimir d’Ar

святитель василий великий

Previous post Next post
Up