Комбинированный поход "Архыз-2012" - Маршрут

Nov 27, 2012 11:13



Нитка маршрута (по факту)

Кисловодск - Терезе - балка Темризова - пер. Гумбаши (2053м) - Верхняя Мара - Карачаевск - Кумыш - Кызыл-Октябрьский - станица Кардоникская - Маруха - г. Ожум (1814м) - обсерватория РАН - Нижний Архыз - Архыз - вдп. Баритовый - пер. Баритовый 1А (2809м) - вер. Джумарыклы-Тёбе (3180м) - пер. Архыз 1А (2970м) - оз. Запрудное - ур. Кумбыж - оз. Турье - пер. Агур 1А (2968м) - пер. Мылгвал 1А (2848м) - оз. Кяфар - оз. Рыбное - оз. Глубокое - пер. Речепста 1А* (2892м) - Лунная поляна - Архыз - Нижний Архыз - станица Зеленчукская - Зеленчук-Мостовой - Вако-Жиле - Эрсакон - Апсуа - Спарта (радиально) - Харьковский - Ивановское - Невинномысск.





Содержание
Проработка маршрута
Идея маршрута (цитировано с главной заметки проекта)

фото из отчёта


увеличить

У меня давно зрела идея реализовать поход, который бы объединил горное и велосипедное направления туризма. Хочется показать велосипедистам красоту высоких гор, а горникам радость скорости и тяжесть серпантинов.

Русский велотуризм в своём арсенале располагает довольно странными идеями (смотреть раздел о «локальных препятствиях» определяющих категорию похода) как то: переть велосипед в снежный перевал. Это действительно выглядит очень странно, и я в подобном мероприятии даже участвовал, но хочется чтобы все действия в походе были логичными: если велосипед - то мы на нём едем, если хочется увидеть красоту горных перевалов - то мы взбираемся туда пешком (без велосипедов).

фото из отчёта


увеличить

Потому маршрут планировалось построить в виде петли, от и до узла которой, будет запланировано два велоэтапа. Старались избежать услуг по доставке команд на старт и финиш при помощи вспомогательного транспорта.
Аварийные выходы с маршрута

На велосипедной части населённые пункты находятся в трёх-четырёхчасовой доступности, потому аварийные выходы специально не прорабатывались. На горной части в качестве основного аварийного выхода с маршрута рассматривался пер. Федосеева 1А (2987м) - выход к турбазе «Романтик». В качестве запасных аварийных вариантов рассматривались: на начало пути - назад через пер. Архыз 1А (2970м), и на окончание маршрута - пер. Кынхара 1А (2853м) от оз. Чилик на север, по пути к военной части (за ней возможна автомобильная выброска). Хотя, по большому счёту, выход через пер. Кынхара особого смысла не имеет, потому как с тем же успехом можно пройти пер. Речепста с выходом к грунтовой дороге в долине Речепсты.
Сотовая связь

В велосипедной части маршрута сотовая связь была недоступна на участке Маруха - г. Ожум и г. Ожум - обсерватория РАН (на самой горе связь ловилась). На горной части маршрута сотовая связь была доступна только в последний день, уже на подходах к посёлку Архыз.
Запасные варианты маршрута

На перевал Гумбаши: Изначально в качестве основного варианта подъёма к перевалу, рассматривался трек по асфальту федеральной автодороги А-157, но гораздо интереснее было проехать по плато, чтобы оценить открывающиеся с него виды (была даже надежда увидеть Эльбрус в первый же день похода). Потому за основу был выбран грунтовый вариант, тем более что отчётов по этому отрезку в сети не найдено, поскольку многие группы с Кисловодска уезжают по южным направлениям (категории велосипедных маршрутов от 3КС и выше), а на перевал заезжают по грунтовкам с юга на север.

Серпантин к обсерватории РАН: Это основная изюминка велосипедной части похода, о вкусе которой я догадывался заранее, поскольку посетил это место дважды: в 2009 году и в 2011 в рамках горных походов 1КС. При начальной разработке маршрута рассматривался асфальтовый подъём по серпантину обсерватории, получалась радиалка. Так же этот вариант держался в уме, на случай суточного отставания от графика к утру третьего дня маршрута. Но, поскольку радиальные треки менее ценны как со стороны впечатлений, так и при рассчёте КС маршрута, по совету Ильи Дещеревского и последующей консультации с Фефеловым Александром, был выбран грунтовый подъём от Марухи.

пер. Кяфар: Данный перевал позволял сэкономить ходовый день, потому рассматривался либо как возможность при необходимости нагнать график, либо, если всё в порядке, то иметь возможность посетить оз. Чилик (см. ниже).

Посещение оз. Чилик: Изначально, без учёта необходимых полуднёвок на маршруте для обеспечения смены одного вида туризма другим, строились глобальные планы по захвату Кавказа, которые можно рассматривать как существенное усиление фактически пройденного маршрута (вариант N), так и совершенно другой по форме маршрут (горный №1) проходящий в том числе и по территории заповедника. Чтобы упростить организационную составляющую, принял решение отказаться от «горного №1». С целью дать маршруту больший запас прочности по времени, решено было отказаться от Загеданских озёр и Пхии. В качестве запасного варианта изменения трека оставил только трек через оз. Чилик. Этот трек технически более простой нежели через пер. Агур 1А (2968м), поскольку исключает подъём по скальной долине к оз. Турьему и содержит более простой выход с маршрута через пер. Чилик 1А (2890м).

пер. Мылгвал - оз. Рыбное: В качестве главной изюминки горной части маршрута, закладывалась днёвка над оз. Кяфар под пер. Семнадцати 1Б (2956м). На ночёвку планировалось выйти практически не теряя высоты от оз. Провального. На днёвке предполагалось разведать тропу идущую по западному склону оз. Кяфар и уходящую на север. В случае отсутствия безопасной тропы предполагалось вернуться к оз. Провальному, тем самым превратив ночёвку в радиальный выход. У северо-восточного края оз. Кяфар есть удобные стоянки - замечательное место для полуднёвки!

1) Планируемый маршрут горного этапа на хребтовке.
Красным показан аварийный выход с маршрута через пер. Федосеева и сокращение километража на участке ур. Кумбыж - оз. Кяфар.
Синим показан основной маршрут, зелёным маршрут через оз. Чилик.


2) Планируемый маршрут с отображением ночёвки над оз. Кяфар (под пер. Семнадцати).
Красно-чёрным показаны перевалы, которые запрещено включать в горный маршрут 1КС.


р. Дукка - пос. Архыз: Изначально хотелось избежать «дуротопа» по грунтам и асфальту, возвращаясь в Архыз от впадениия Дукки в Архыз. Предполагалось нанять частников, таксующих на базарной площади в посёлке.

Архыз - Исправная - Невинномысск (157км) за один день: Данный вариант закладывался в маршрут на тот случай, если группа вдруг окажется не в меру спортивная (способная крутить со средней скоростью 28-32км/ч), и возжелает тратить минимум времени на обеды в пользу «Великих Свершений». В серьёз такой вариант не рассматривался, хотя рельеф безусловно располагает к длинным дистанциям, а если постоянно держаться асфальта, то тем более.
Достопримечательности

Кисловодск. В городе много интересных мест, которые стоит посетить. Цитировать материал из википедии не буду, отмечу лишь, что мы посетили только Курортный парк и гору-кольцо.

Перевал Гумбаши. В погожий день с него можно увидеть Эльбрус.

Шаонинский храм расположен в 7км к северу от Карачаевска, к западу от села Коста-Хетагурова (wiki). Не стали посещать его, поскольку отставали от графика и к нему предстояло набрать высоту порядка 200м.

Специальная Астрофизическая Обсерватория РАН. Когда-то телескоп этой обсерватории считался крупнейшим в мире. В субботу и воскресенье проводятся экскурсии для всех желающих. В 2009 и 2011 годах бывал там, и в окрестностях и на экскурсии, было очень интересно!

Нижний Архыз известен следующими достопримечательностями: остатками средневекового городища (с храмами) и наскальным образом Христа Спасителя.

Архыз. От посёлка возят на экскурсию по долине р. Кизгыч к Софийским водопадам. В ближайшей доступности от посёлка находится водопад Баритовый.

Озеро Кяфар Очень красивое и одновременно самое крупное озеро за хребтом Абшира-Ахуба.
Изменения маршрута и его графика движения по сравнению с заявленным вариантом
  1. В Верхнюю Мару съехали не по грунтовой, а по каменистой дороге через пер. Гумбаши, что логичнее и проще, а следовательно безопаснее. Такой вариант учитывался.
  2. Проезжая село им. Коста Хетагурова, решили исключить радиальный выезд до Шаонинского храма, поскольку отставали от графика и до храма требовалось набрать порядка 250м высоты.
  3. Вместо ночёвки за селом Маруха (на второй день), ночевали у Кумыша. В начале дня преодолевали участок пути по каменистой дороге, который не успели проехать в предыдущий день, а затем переждали ливень, который лил 1 час. К «потере» времени можно ещё отнести тот факт, что устроили «обеденный» пир на 2 часа в замечательной кафешке "National President".
  4. Ночёвка третьего дня была за горой Ожум (1814м). Такой исход тоже предполагался при составлении маршрута, известно было, что неподалёку расположен родник. Оптимистичный вариант предполагал ночёвку за 5км до обсерватории, а встали за 17км.
  5. Исключён радиальный выход на вершину Пастухова (2733м), по тем же причинам - отставание от графика движения. При планировании маршрута данный выход расценивался как маловероятный, но в случае проявленной великолепной физической формой участников как возможный.
  6. Исключён радиальный выезд-обзорная экскурсия по Нижне-Архызскому городищу - отставание от графика.
  7. На Джумарыклы-Тёбе (3180м) планировалось подняться радиально от пер. Архыз 1А (2970м). По факту совершили восхождение сразу после пер. Баритовый 1А (2809м), что было менее удобным и надёжным вариантом, по сравнению с тем, что от пер. Архыз на вершину явно прослеживается тропа (это мы обнаружили уже на спуске с вершины). Причиной такого решения являлись спортивные амбиции команды.
  8. На второй день горной части маршрута заночевали на оз. Турьем, хотя планировалось пройти перевал Федосеева 1А (2987м) в связке с перевалом Агур 1А (2968м), и заночевать на озёрах с западной стороны Агура. Причиной тому была недостаточно адеквтаная оценка сложности подъёма по этой долине и стандартная погода в этом регионе под вечер (группу накрыло облаком и видимость была ограничена), потому скорость группы была весьма низкой. К сопутствующим факторам по отставанию от графика можно отнести и культурно-развлекательную программу - сбор грибов и жор ягод ;)
  9. С учётом существенного отставания на второй день и желания создать дополнительный запас времени (полуднёвку на окончание горной части), решено было отказаться от посещения пер. Федосеева и днёвки над озером Кяфар.
  10. От впадения Дукки в Архыз прошли до посёлка 15,7км пешком. Ещё в первый день горной части не удалось договориться с частниками о приемлемой цене - за выброску с маршрута просили 2000р. То что команда прошла эти километры пешком, никого не расстроило, ибо получилось, что весь поход - от поезда до поезда, преодолён своими силами!
Высотный график

3) Высотный график и соотнесение реально пройденного маршрута с фактическим (с вариантами ночёвок).
Серо-синим планируемый график, розово-оранжевым фактический.



График движения

Заявленый график движения был более оптимистичным. Помимо треков перечисленных в таблице, можно посмотреть нарезку веломаршрута на препятствия.

Обозначения: L - линейный километраж по маршруту, в том числе А - асфальт, Г - грунтовые и гравийные дороги, В - общее ходовое время, в том числе ЧХВ - чистое ходовое время, ΔH - набор высоты.

деньдатамаршрут [со ссылкой на трек]L(км)АГВ(ч)ЧХВΔH(м)
112.08Кисловодск (+ по городу) - Терезе - балка Темризова51.336.3158.361155
213.08Балка Темризова - пер. Гумбаши (2053м) - Карачаевск - Кумыш62.840.422.4106864
314.08Кумыш - Кызыл-Октябрьский - ст. Кардоникская - пос. Маруха - г. Ожум (1814м)45.82421.89.361171
415.08г. Ожум - Обсеравтория РАН - Нижний Архыз - Архыз5840.917.110.36.71197
5 [1]16.08Полуднёвка: Архыз - водопад Баритовый - ночёвка над водопадом4.570.80.432.2657
6 [2]17.08пер. Баритовый 1А (2809м) - г. Джумарыклы-Тёбе - пер. Архыз 1А (2970м) - оз. Запрудное8.71--107.81004
7 [3]18.08оз. Запрудное - урочище Кумбыж - оз. Турье9.23--9.36694
8 [4]19.08оз. Турье - пер. Агур 1А (2968м) - пер. Мылгвал 1А (2848м) - оз. Кяфар - оз. Рыбное10.5--9.55.3881
9 [5]20.08оз. Рыбное - оз. Глубокое - пер. Речепста 1А (2892м) - р. Дукка17-212.19907
10 [6]21.08Полуднёвка: р. Дукка - Лунная поляна - Архыз15.79.764.63.697
1122.08Архыз - Нижний Архыз - ст. Зеленчукская - ст. Исправная - пос. Фроловский93.781.911.88.65.7420
1223.08Фроловский - Инжи-Чишхо - Зеленчук-Мостовой - Апсуа - Спарта - Невинномысск85.782.737.24.7269

Всего:46331799.5102699316
по горной части65.710.58.448.533.94240
по велосипедной части397.3306.291.153.735.15076
Картографический материал

1) Велосипедный день 1. Серым указан планируемый трек, розовым указан пройденный.



2) Велосипедный день 2.



3) Велосипедные дни 3-4.



4) Горные дни 1-2. Синим указан планируемый трек, оранжевым указан пройденный.




5) Горные дни 3-4.




6) Горный день 5.




7) Горный день 6 (планиремый трек показан синим, пройденый- оранжевый).




8) Велосипедные дни 5-6. Синим указана планируемая ночёвка, розовым реальная.




Материалы для подготовки маршрута

турклуб МГТУ, Архыз-2012-тех, sport, 3x9, техотчёт, туризм

Previous post Next post
Up