10 с половиной причин побывать в Грузии

Nov 21, 2016 21:24

Введение в тему, а точнее, полезная информация
Если вам вдруг захочется в Грузию, поезжайте в Киев и спросите собирайтесь и езжайте. На самолете можно улететь в Тбилиси из Новосиба прямым рейсом. С пересадкой в Москве из Красноярска летают самолеты - в тот же Тбилиси и Батуми. В Батуми можно попасть на теплоходе из Сочи (правда, если шторм, то рейс отменяют). Для поклонников долгого пути - 4 суток в поезде от Красноярска до Минвод, потом на маршрутке во Владикавказ, а оттуда автостопом по Военно-Грузинской дороге. Вариантов проникновения, в общем, хватает, виза не нужна, берёте загранпаспорт и вперед, на встречу с царицей Тамарой!




Немного лирики
Самый часто задаваемый вопрос: «Почему не Абхазия? Почему не Краснодарский край? Там же тоже море».
1. Никакой политической подоплеки. Просто в Абхазии я уже была, хоть и давно - в 1987-м. А в Грузии - еще нет.
2. В старших классах читала запоем исторические романы о Грузии и сильно хотела посмотреть на описанные в них места и объекты лично. Конечно, мне далеко до одного знакомого, который настолько увлекся историей Сакартвело, что назвал сыновей именами тамошних царей - Давид и Амирани, снабдив их при этом вполне русскими отчеством, фамилией и чеченской внешностью. Мой предел - вино и шашлыки.
3. Да просто бывает так - куда-то хочется поехать, а куда-то нет. Вот, в Сочи, например, не хочется, а в Севастополь - очень.
4. Есть названия, которые как музыка: Земо-Сванети, Хевсурети, Самегрело, Самцхе-Джавахети, Тушети, Казбеги, Имерети… эээ, с последним не заладилось.

вот кусок истории - дворец князей Дадиани в Зугдиди. Книгу Григола Абашидзе "Цотнэ" об одном из Дадиани, помнится, зачитала до дыр




Планы и суровая реальность
Сначала мы вообще собирались плотно обкатать на великах Аджарию. Но потом оказалось, что вся Грузия по диагонали с запада на восток - это как съездить из Красноярска в Абакан. В итоге рамки были расширены, а велики оставлены дома. Захотелось хотя бы раз смотаться куда-то налегке, не таскать за собой майданы, не скандалить с соседями по вагону, не доплачивать за перевес. Ну, а уже на месте одного взгляда на пастушеских собачек было достаточно, чтобы порадоваться отсутствию двухколесного друга. Четыре собачки по моим наблюдениям легко могли поднять и унести автобус.

Красоты Земо-Сванети




Коротко о Грузии: страна - красивая, люди - хорошие, еда - вкусная, вино - дешевое, море - чистое, природа - разнообразная. Два года мы собирались туда, и все как-то не складывалось, то денег нет, то опять денег нет. И если в самой Грузии не в сезон (мы прилетели 28 сентября, а пересекли границу в Верхнем Ларсе 19 октября) можно управиться и с небольшой суммой, то самолеты-поезда изрядно пощипают бюджет. В общем, начнем с финансов.

Бюджет поездки и разные расходы
Билеты на самолет стоили 27 тыс на двоих Красноярск-Москва-Батуми, поезд Минводы-Красноярск (купе, верхние полки) - 20 тыс на двоих. Добавим к этому маршрутку из Владикавказа до Минвод, вынужденную ночевку в последнем, хавку в паровозе и два места в машине из Казбеги до Владикавказа - еще 6 тысяч рублей.
С собой мы взяли 40 тысяч и потратили их до последнего лари. Основная часть денег ушла на гестхаусы, хостелы, скромные хотэли и один раз апартаменты (дада, по случаю не сезона вместо 100 лари нам сдали их за 40). На море и в нацпарке «Мтирала» мы жили в палатке, правда, в парке пришлось заплатить за вход на территорию и плотное общение с чупакаброй.
На еду денег потратили немного, ибо, старались быть скромными. На вино тоже немного, хотя по этому пункту себя не ограничивали. В принципе, можно было бы вообще питаться одними лавашами, но это скучно. Про пропитание будет отдельный блок.
Еще одна статья расходов - общественный транспорт. Мы не ортодоксальные автостопщики, поэтому, в местах, где автостоп был в принципе невозможен или попросту уныл, мы пересаживались на маршрутки.
Еще чуток потратили на открытки друзьям, чурчхелу, всякие билеты в Ботанический сад, Нацпарк, Боржоми-парк, узкоколейную железную дорогу в Бакуриани и фуникулер в Тбилиси. Могли еще потратиться на "Дневник Бриджет Джонс-3" на грузинском, но в последний момент передумали и взяли по шаурме.

фуникулер в Тбилиси




Валюта
Грузинский лари меня, конечно, расстроил. За тысячу рублей можно было получить от 38 в лучшем, до 32 - в худшем случае, лари. Какая-то неправильная арифметика. В одном лари - 100 тетри, на тетри там тоже можно много чего купить. Например, одна поездка в тбилисском метро стоит 50 тетри, лаваш - 70 тетри, маршрутки по городу - от 40 до 80 тетри. Монетка в 1 тетри умилительная до невозможности. А бумажные лари не настолько прикольные как, например, сомы, опять же написано краказяблами и ничего не понятно, половину персон я не узнавала, приходилось опрашивать население. Обменники есть практически везде в туристической зоне, работают с самого ранья и допоздна. В небольших городках или деревнях есть местные менялы, но курс будет не лучшим. Самый удачный курс был в самом неудачном городе Кутаиси - 38,5 лари за 1000 рублей, в Зугдиди - 38 за 1000, и, как не странно, в аэропорту Батуми - тоже 38. Самый печальный - в Степанцминде - 31 лари, хотя там даже рублями можно расплачиваться - до границы 15 км. В Шатили вообще никто ничего не менял. Там вообще нет ничего, но об этом позже. Карточками мы не пользовались.

Связь
Местную симку брать не стали, в Грузии работает Билайн, одна смска на моем тарифе стоила в роуминге 10 рублей. На телефоне лежало 300 рублей, их хватило на всю поездку и на обратную дорогу. Телефон я обычно использую в походах качестве будильника. Интернетом пользовались два раза - в Батуми (на квартире и в хостеле выходили с хозяйских компов), чтобы посмотреть погоду и расписание электрички. Клавиатура оба раза была без кириллицы.

Транспорт
Сеть микро и макроавтобусов охватывает всю страну. Даже в самую распоследнюю жопу можно уехать за 700 рублей (это максимальная сумма). Из Тбилиси в Боржоми добираются за 2,5 часа и 10 лари с носа, столько же стоила поездка из Зугдиди в Тбилиси. Автобусы комфортабельные, ездят быстро (там вообще все носятся как ошпаренные), а если вдруг едут медленно, пассажиры шумно напоминают водителю, что, чувак, мы на автобане и прибавь-ка газку. Кресла в бусах снабжены ручками для режима "форсаж". Подвозили нас как-то в сторону Сванетии ребята молодые в пикапе без кресел. Мотаемся, значит, по кузову, и тут, краем глаза замечаю, что скорость 140. На серпантине. Потом снова ехали в кузове микрика без кресел, и опять на той же скорости. Очень они там резвые. Даже в метро подремать не удается. На метро удобно перемещаться по Тбилиси, карточка стоит 2 лари, если сохранить чек, то перед отъездом ее можно вернуть, заполнив заявление на грузинском. Хотя, это возможно заявление на кредит… Но мне вернули почему-то 4 лари. Узкоколейка Боржоми-Бакуриани стоила по 1 лари с человека, и хотя местные используют ее как медленно идущую по дивным местам электричку, все же это аттракцион для туристов. Всего 38 км за 2,5 часа. Впрочем, маршрутка едет столько же по времени, но берет 3 лари. На поезде интереснее.




Автостоп
Вполне неплох. Ни разу не было такого, чтобы не смогли уехать в течение часа в нужную сторону. Военно-Грузинскую дорогу вообще пролетели за пару часов на двух машинах от Жинвали до Казбеги, зато 38 км от Абаши до Мартвили тащились 4 часа, точнее, дольше голосовали, чем ехали - 6 машин было задействовано в этой адской гонке. Женщины-водители не останавливались ни разу, спросили у дальнобойщика, почему, может традиции какие, запреты? На что он философски ответил: «Да нет, стервы просто». Большинство водителей использовали возможность пообщаться на русском, жаловались, что начали уже забывать язык. Ругали правительство, хвалили Путина, спрашивали, что слышно о примирении сторон, обзывали плохими словами европейцев и американцев. Автостопом мы проехали Аджарию, Гурию, Самегрело, Сванетию и Военно-Грузинскую дорогу. От Зугдиди до Тбилиси, до Боржоми и в Хевсурети ездили на маршрутках. Центральная Грузия слишком уныла и не особенно красива, ехать по ней автостопом желания не было, опять же, там автобан, там особо и не половишь. Ну, а в Хевсурети в октябре дураков ездить нет, и так на последний рейс маршрутки попали, после нас перевал закрыли. А машинки были разные, да, от жигулей до шикарной бэхи.




Время посещения
Мы сознательно выбрали октябрь, потому что в это время туристический сезон считается законченным, а значит, цены на проживание падают раза в два-три. Привлекательно меняются и ценники в туристической зоне, например, на еду и домашнее вино а что еще надо для щастья? Но самое главное - исчезают толпы туристов, которых в сезон тут, говорят, столько, что в буквальном смысле - не протолкнуться. Это очень хорошо заметно на пляжах, во всяческих парках и культовых местах. Ни души! Правда, данный пункт не актуален для Тбилиси, здесь адова куча народу и помимо туристов. Представьте себе, что вы идете по проспекту Мира в Красноярске в 15 часов в рабочий день, и вам приходится резво шевелить локтями, чтобы просто преодолеть несколько метров. Местные сетуют, что безработица в столице почти 70%, видать все эти безработные и наслаждаются теплыми днями: гуляют, читают газеты на лавочках, весело хохочут в кафешках, просто созерцают суету жизни. Ну, и погоды, конечно, в октябре стоят чудные. В приморской зоне, Мегрелии и Сванетии днем было до 30 градусов, ночью - от 20 до 10 (в горах) с плюсом. В Тбилиси комфортные 23 градуса. В Боржоми до 18, правда, с дождем. Печально было лишь в Хевсуретии и Казбеги - днем около нуля, а ночью сильно ниже и со снегом, но в горах это нормальная ситуация. Море - 22 градуса, по мне так вполне, после озера Лама так вообще кипяток!




Трудности перевода
Русский язык в Грузии присутствует, как бы телевизор не пытался убедить нас в обратном. Сохранились старые таблички с названиями улиц и мест, хотя их очень мало. Впрочем, туристская навигация на английском присутствует тоже далеко не везде. Музейные экспозиции и туристические карты - только на грузинском и английском. Таблички на большинстве памятников - тоже. Путеводители - на всех языках, кроме русского. Рейсовые и маршрутные автобусы гордо несут на себе грузинскую вязь, стоишь, бывало, и тупишь, твой или нет? Местные охотно помогают, ловят маршрутку и инструктируют водителя, куда тебе надо. Население от 30 лет и старше говорит на русском, пусть и не всегда хорошо, с трудом подбирая слова, которые постепенно забывают, сетуют, что мало практики. Исключение - жители глухих деревень, молодежь и те, кто принципиально на русском говорить не хочет (такую тётю видели в Тбилиси). Встречались люди, которые говорят вообще без акцента и даже предпочитают русский, хотя, безусловно, знают родной язык. В Батуми рассказывали печальную историю об одном израильтянине, который знал 5 языков (иврит, английский, немецкий, испанский и турецкий), но не смог устроиться на работу в сферу услуг, потому что не говорил ни на грузинском, ни на русском.




Прочие трудности
Если вы любите тишину и вообще социопат, то в Грузии будет трудно. Люди здесь очень разговорчивы, причем говорят громко, быстро и долго. И везде. Говорят одновременно, постепенно наращивая звук. Если вы находитесь в обществе грузинов - разговор будет всегда. Или громкая музыка. Или всё вместе. Нужно просто это пережить.
Если вы не перевариваете сигаретный дым, я вам сочувствую. В Грузии курят все - от пионеров до пенсионеров обоего пола. Зачастую прикуривают одну от другой. В автобусах, поездах, кафе, магазинах, на улицах, в квартирах, в хостелах и гостиницах. Из вежливости, конечно, спросят, можно ли, но согласитесь, если водитель подобрал вас в жопе мира, вы вряд ли станете читать ему лекцию о вреде никотина. Иностранцы тоже курят одну за одной, а мы-то, наивные, думали, что они там, в Европах, все на ЗОЖе помешанные.
Трудно обнаружить газ. Обычный туристический. Дихлофосных баллонов там не существует, потому что не существует товаров из Китая, никто вообще не мог понять, чего мы хотим купить и причем тут дихлофос. Резьбовые турецкие продаются только в местах, откуда ходят в горы - в Сванетии, в Казбеги, и стоят в два раза дороже, чем у нас. В Грузии вообще все турецкое - от жвачки до холодильников. Мы объехали все рынки Батуми, включая авторынок, и везде нам предлагали здоровые бытовые баллоны емкостью от 15 литров с ручкой (а чо, вы ж путешествуете, удобно носить). И лишь на гигантском рынке типа Дордоя, что в Бишкеке, когда мы почти отчаялись, кто-то крикнул: «У Кахи из шестого ряда был какой-то странный газ!» Кахи наверно уже не чаял продать этот дурацкий баллон на 500 мл, как вдруг Господь явил ему удачу в лице суровых сибиряков и 350 рублей наличными.
Трудно отказаться от вина. Мы отказались лишь два раза после посещения «Хард-рок кафе» в Тбилиси, где две бутылки местного неплохого пива стоили как 3 бутылки хванчкары. То есть на хванчкаре пришлось сэкономить и провести два последующих вечера в трезвости.




Безопасность
Грузины, конечно, Мишу ругают, по большей части, но есть вещи, за которые его сильно хвалят: борьба с коррупцией, дороги и безопасность. Первое нас не затронуло, второе мы оценили, а третье - почувствовали. Полиция буквально везде. Автопатрули патрулируют каждые десять минут, неважно, где ты - в Тбилиси или в крохотной деревне. По любому вопросу ты можешь обратиться к полицейскому, и он решит твою проблему. Если нет денег на гестхаус в горной деревне, ты можешь поставить палатку во дворе полицейского участка (в октябре с гор спускаются волки и ночевать в лесу сильно не рекомендуют). Кстати, самые красивые и я бы даже сказала, дизайнерские, здания в Грузии это - полицейские участки. Ну и КПП на границах.
На форумах я читала, что в крупных городах следует опасаться карманников. Их мы не встретили, зато в хостеле в Зугдиди у АВЭ украли из рюкзака купальные шорты. Шорты, Карл! А ведь они успели повидать и попробовать только Чёрное море. Кто-то теперь их носит…




Ну, а теперь огласим список 10 с половиной причин, подробности которых ждут пытливые умы в следующих выпусках нашего путеводителя:

В краю магнолий плещет море
Субтропические леса Аджарии и Самегрело
Футуризм и старина Батуми
Земо-Сванети
Тбилиси
От Боржоми до Бакуриани
Крепость Шатили, что в Хевсурети
Военно-Грузинская дорога
Вино и еда
Жывотные

фото: АВЭ

До новых встреч!

автостоп, потаскания, пердь, рожденные в СССР, Грузия

Previous post Next post
Up