В сентябре 2013 года в литературно-публицистической дискуссии у меня в ЖЖ известный поэт
yury-nesterenko оспаривал художественность текстов Бориса Стомахина и высказывал категорическое осуждение его "призывов к насилию", не стесняясь солидаризироваться с репрессивной российской машиной и утверждая:
"
Преступно оставлять безнаказанными призывы к убийству
(
Read more... )
Comments 138
Reply
На всякий случай напоминаю, что я никогда не был полным сторонником радикальных взглядов Бориса, но всегда признавал правоту его ключевых оценок об ответственности "народа" за преступления, совершаемые от его имени и при его поддержке, а также право на свободу мысли и слова, непосредственно не связанного с насилием.
P.S. В любом случае признателен Вам за отклик.
Reply
Практического способа, позволяющего огню - природному или войны - пожрать только тех, кто заслуживает, не тронув невиновное меньшинство, не существует, конечно (кроме ситуации, когда все порядочные эмигрируют, к чему я постоянно призываю - хотя и это не достижимо на 100%). Так на то это и стихи, а не программа действий. Пожелание "хорошо бы стало так", а не призывы "взрывайте автобусы в русских городах". К терактам я тоже призываю, но только против объектов военного значения.
Reply
И у Вас, и у Стомахина главным критерием является именно соучастие в поддержке зла.
И у Вас, и у Стомахина основным способом решения выбирается насильственный.
И у Вас, и у Стомахина основной формат изложения мысли - радикальный художественно-публицистический текст.
P.S. И все-таки еще раз: "Пусть пожрет их огонь ли, мины ли иль свинец" - это гораздо больше похоже на безадресный призыв к реализации конкретного события, чем на простое пожелание. И этим он практически не отличается от безадресных же призывов Стомахина и его "одобрений-оправданий" террора в отношении крымнашистов и коллаборантов, одобрявших российскую агрессию против Чечни, Грузии, Украины...
Reply
Reply
А в чем разница, кстати, можете пояснить? Рифма сразу делает утверждения "ненастоящими", а "призывы" превращает в "простые пожелания"?
Как мы знаем, стихи Стомахину уже тоже вменяют вполне успешно.
Reply
2. Это личное мнение Нестеренко.
3. Да. Стихи - это так, лирика, изящная словесноть. Можно находить то или иное стихотворение отвратительным - по форме или по содержанию, но не будешь же всерьез с ним дискутировать! Публицстика - другое дело, это всерьез.
4. Ему много чего вменяют. Его отличие от политзаключенных в том, что там есть и по существу, а не только подобная чушь.
Reply
Но попробую еще раз.
1. Стихотворная форма не является индульгенцией - это общая правовая норма, а не личное мнение.
2. Можете точно сформулировать критерии, отличающий "стихи" от "публицистики"? Так, чтобы их мог применить любой человек, а не только подментованный "эксперт".
3. Прокуратура требует признать экстремистским стихотворение Стомахина "Советским ветеранам". И это заявление, скорее всего, будет удовлетворено. Так что для подлоохранительной системы разницы нет.
4. Реальная граница между добром и злом, насилием и свободой, человечностью и людоедством проходит, разумеется, совсем не в том, месте, где "стихи" отличаются от "публицистики". Не понимать этого может только абсолютно безграмотный или абсолютно подлый человек.
Reply
Вопрос в другом - призыв это или не призыв. Если призыв, то какова его целевая аудитория и каковы действия, которые по замыслу автора (Стомахина) он хотел бы, чтобы целевая аудитория предприняла. Любопытен в этой связи и вопрос, насколько адекватно выбраны средства, чтобы добиться от целевой аудитории (призываемых) соответствующих действий.
Призывы к убийству часто бывают не в форме "Убей его!", а в форме "Не пора ли кончать с этой странной экономичекой моделью", или "Нет преступлениям сионизма!", или "Защитим братьев в Крыму от фашистского ига!"...
А вот "Чтоб ты сдох, паразит!" может и не быть призывом к убийству. Как и "Убью, на!!!..."
Вопрос о художественности стомахинских текстов просто не имеет отношения к какой-либо
содержательной теме. Как и красота стомахинской бороды.
Но вообще-то это все разговор для семиклассников.
Reply
Reply
Reply
И, да, как легко видеть, в этом треде обсуждаются все-таки немного другие вопросы: о пределах свободы слова, об обоснованности вторичного насилия, вообще, и насилия в отношении "народа, поддерживающего преступную власть", в частности.
P.S. Вы, наверное, сильно удивитесь, но некоторые совсем не глупые люди вполне обоснованно считают именно Стомахина "последним праведником России".
Reply
----
по её просьбе
Секретарь А.В.
Reply
Честно говоря, я надеялся, что Алина найдет возможность высказаться более содержательно по существу этой дискуссии, изложив свою точку зрения и прокомментировав позиции других участников. Разумеется, если ей это интересно.
Reply
Reply
Leave a comment