Власть немногих
Для того, чтобы центральное управление РПЦ функционировало в соответствии с ее действующим уставом, по моим подсчетам, достаточно, чтобы в РПЦ был, помимо архиереев, один клирик, один монах и один мирянин. Они нужны для проведения Поместного собора, точные сроки созыва которого нынешним уставом целомудренно не определены. Основываясь на опыте новейшей истории нашей церкви, он проводится раз в двадцать лет. Во все остальное время центральное управление осуществляется исключительно архиерейской корпорацией (см. гл. 1-9 устава РПЦ
www.patriarchia.ru/db/document/133114/).
Других точек, где для существования центрального управления РПЦ небходимо его соприкосновение с прочим клиром и церковным народом, в уставе я не заметил. Включая сюда ответственность епископата перед всей церковью (таковая в уставе не предусмотрена). Таким образом, для того, чтобы предписания нынешнего устава РПЦ относительно центрального управления выполнялись, в промежутках между поместными соборами церковный народ и прочий клир вообще необязательны. Теоретически в вопросах управления епископат может жить автономно от остальной церкви и устав при этом нарушен не будет.
Власть еще более немногих
Но и в рамках архиерейской корпорации существует более узкий властный круг. Собрание всей архиерейской корпорации (Архиерейский собор) обязательно лишь раз в 4 года. К тому же проведение его и повестка дня подготавливается Синодом. В остальное время РПЦ управляется самим Синодом (патриарх, 7 постоянных членов и 5 временных) и патриархом с помощью подчиненных им синодальных и патриарших учреждений.
Власть одного?
Впрочем, и это синодально-патриаршее "двоевластие", кажется, начинает эволюционировать в сторону укрепления власти патриарха. Среди последних звоночков два прозвучали из зарубежных епархий МП: проект устава Сурожской епархии поставил епархию под прямое "духовное руководство" патриарха (см. мою предыдущую запись:
victor-vlad.livejournal.com/6158.html), а викарный епископ Корсунский мимоходом приписал свое избрание непосредственно патриарху (по уставу, епископа назначает Синод). В ставленнической речи последнего в рисуемом им образе патриарха потихоньку начинают проступать черты Великого Зодчего (см. выдержку здесь:
d-st75.livejournal.com/84510.html). Просто немного подобострастия? Или знаки складывающего нового порядка?
Централизация и бюрократизация управления Русской церковью продолжается. Но в них ли она нуждается?