С некоторым опозданием решил откликнуться на событие, наверное, малозамеченное в России, но тем не менее, очень типическое для нынешнего состояния Московского патриархата. В конце июля епархиальное собрание Сурожской епархии приняло проекты нового епархиального и приходского уставов. Оба документа еще должны быть утверждены Синодом РПЦ и патриархом.
Не рядовым делает это событие тот факт, что прежний и все еще действующий устав был разработан при митр. Антонии Сурожском.
Он, как заметил один из наблюдателей (см. здесь:
d-st75.livejournal.com/), отражает видение митрополитом Антонием церкви, и благодаря ему продолжает жить в Московском патриархате наследие Собора 1917-18 гг. Этот устав - необычный для МП документ. Он индивидуален: написан для конкретной епархии в конкретных обстоятельствах и потому сильно отличается от типового епархиального устава РПЦ. В отличии от совершенно нечитабельного и формального типового устава, вариантом которого является новопринятый проект, все еще действующий устав Сурожской епархии написан не столько для того, чтобы ему просто быть, сколько для того, чтобы по нему жить. Он мог бы стать основой для епархиального устава РПЦ, когда последняя осознает, какой вред наносит ей чрезмерная централизация и бюрократизация управления.
В проекте нового устава Сурожской епархии примечателен п. 5: "Епархия находится под духовным руководством Патриарха Московского и всея Руси и в своей религиозной и административной деятельности ему подотчетна." До сих пор в православии патриаршье служение считалось видом епископского служения, и харизматическое равенство всех епископов, несмотря на все реальные практические различия между ними, кажется, еще никто оспаривал. Означает ли этот пункт проекта устава полемику Сурожской епархии с преданием? Или епископ Сурожский является неким "харизматическим исключением" и сама епархия опасается недостаточности его дара самостоятельно духовно руководить свой епархией?
Впечатление какого-то панического желания подчинения производит п. 19 нового устава, где перечисляются органы управления епархии. Таковыми оказываются и Поместный собор, и Архиерейский собор, и Секретариат МП по зарубежным учреждениям, и ОВЦС, и Синод РПЦ, и патриарх, и епархиальный архиерей. Ровно семь нянек. Никого не забыли? Кто же-таки будет руководить епархией? Кто сочинил всю эту поэму в прозе? И кто за эту неразбериху голосовал? Похоже, что Сурожская епархия вступила в эпоху "одобрямса."
По иронии судьбы, очередной, предпоследний шаг к ликвидации устава митр. Антония был сделан накануне годовщины его смерти (4 августа). Старый устав Сурожской епархии, с небольшими изменениями, продолжает действовать в Британском благочинии Архиепископии православных церквей русской традиции - той части епархии, которая в результатет известного конфликта вышла из юрисдикции МП и перешла в юрисдикциию Константинопольского патриарха. Английский текст устава находится здесь:
exarchate-uk.diocese.myzen.co.uk/Archive/index_archive.html - см. под Statues. Его рабочий русский перевод (еще весьма, увы, шероховатый) здесь:
www.sfi.ru/rubrs.asp Все это возвращает нас к уже возникавшему в моем блоге вопросу, какое наследие дорого руководителям РПЦ и какому преданию они хотят следовать.