Фонетико-смысловой метод анализа образования простых слов и их взаимосвязей

Oct 08, 2018 16:28

Язык - это продукт цивилизации, которая создает системы из подручных средств: людей, природных ресурсов и топологии, а также идей, понятий и слов. Здесь мы рассматриваем фонетико-смысловой (фонетико-семантический) метод анализа образования простых слов. Целью метода является объяснение смысла простых слов посредством нахождения их фонетико-смысловых связей.

Предположения и допущения.

  1. Изначально простые слова и система словообразования создавались имеющимися у людей более или менее одинакового слово-образовательного аппарата, слуховых возможностей и одинаковых окружающих условий в отсутствии письменности и быстрой связи. Юмор, шутки, сатира, сарказм, политика и другие общественные явления, превратно сказывающиеся на слово-образовании и понимании слов, появились гораздо позже, и их влияние не смогло существенно исказить систему словообразования. Предполагается, что слова с близким звучанием имеют близкий смысл, что и составляет понятие "фонетико-смыслового поля". Подчеркнем, что близость по звучанию и близость по смыслу одинаково важны и оба обязаны существовать при сравнении слов. Это требование не только предназначено для предотвращения необоснованных спекуляций, но и позволяет найти неожиданные смысловые значения у похожих слов. Фонетико-смысловое поле является одним из основных инструментов этого метода.
  2. Натурально образованные слова языка являются названиями основных характеристик своих значений. Имеется ввиду, что слова являются само-описываемыми с определенной точностью и с поправками на изменения самого языка со временем.
  3. Различные языки не различаются правилами словообразования. Т.е. этот метод может быть использован для анализа слов разных языков. Дополнительно это позволяет использовать слова разных языков одновременно. Как дополнительный бенефит, этот метод может быть использован для "грубых", приблизительных переводов и понимания иностранных текстов. Также, любой язык может быть использован для применения этого метода. Степень успеха в использовании языка для этого метода показывает степень "естественности" языка. Мне лично удобнее применять русский язык как основной и английский как дополнительный. Чем больше языков используется одновременно, тем полнее будет анализ.
  4. Метод предназначен для анализа простых слов в их простых формах. Это значит, что для обозначения слова достаточно привести любую из его форм: существительное, глагол, с дополнительными приставками, окончаниями, и даже во множественном числе. Идея в том, чтобы наиболее "выпукло" показать нужную для анализа форму слова, т.к. исторически некоторые формы слов в конкретно взятом языке могу отсутствовать.
  5. Исторически сложилось так, что согласные ("консонантные" от английского "consonant") звуки несут основную смысловую нагрузку слова. Также, каждое простое слово имеет корень и возможные приставки: префиксы и суффиксы. Для того, чтобы упростить анализ и сфокусироваться на главном носителе, этот метод обращает особое внимание на т.н. "неогласованный корень" слова. Например, в слове "врач", таким корнем будет ВРЧ. Очень популярны трех-буквенные неогласованные корни. В арабском языке, например, все корни являются трех-буквенными. Неогласованные корни могут быть прочитаны как слева направо, так и справа-налево. Состав и порядок следования согласных в корнях очень важен и не может быть изменен. Упрощение слов до неогласованных корней, неизменность состава и порядка согласных в корне, и допущение чтения корней в любом направлении - это второй важный инструмент Фонетико-смыслового анализа.
  6. Отдельные согласные могут "переходить" в другие согласные или иногда в гласные звуки и обратно. Переход согласного звука в гласный называется также "выпадением" из ряда согласных. Наиболее известные переходы, это глухие-звонкие. Наиболее известный пример "выпадения" согласного "J": Jesus (рус:Джисус)-Иисус. Переходы и выпадения не должны быть произвольными, и обязаны подтверждаться "правилами переходов". Правила переходов и выпадений доказываются многочисленными примерами с другими словами. Строгое соблюдение правил переходов согласных является третьим важным инструментом Фонетико-смыслового анализа и его развития с нахождением и доказательством новых правил переходов.

Метод

Предлагаемый порядок определения смыслового значения (смысла) слова, на примере слов Врач:
  1. Упрощение слова в его неогласованную (консонантную) форму: ВРЧ.
  2. Выбор неогласованного корня: ВРЧ. Иногда, в случае длинных консонантов, представляется возможным его разложение на несколько независимых корней. Согласные входящие в неогласованный корень записываются заглавными буквами.
  3. Определение фонетического поля неогласованного корня. Для этого приводятся ряд всех возможных слов с тем же самым неогласованным корнем и его обратной версии:
    ВРЧ - врач ворчать
    ЧРВ - червь чрево черевички
  4. Используются все возможные фонетические переходы для отдельных звуков неогласованного корня и его обратного чтения. Результирующие согласные записываются строчными буквами, чтобы отличить их от изначальных заглавных согласных корня. Для простоты слова фонетического ряда для каждого неогласованного корня начинаются с новой строки, и разделяются на строке одним пробелом. Слова могут включать имена нарицательные, собственные, глаголы, прилагательные, простонародные, мат. Слова могут приводится во множественном числе. Для простоты избегайте разных форм одного и того же слова:
    ВРк - ворковать Воркута
    кРВ - кровь кривая кров корова курва караван кровать
    бРк - оборки оброк барак бирка баркас беркут абрек буряк брак
    кРб - carbon карбид скарб корябать корабль короб краб акробат
    фРЧ - фырчать
    фРк - фыркать fork(англ:вилка) бифуркация
    кРф - корифей Корфу
  5. Дается определение фонетико-смыслового поля для данного слова используя наименьшее количество наиболее полно описывающих все понятия слов поля. Используемые слова поля выделяются заглавными буквами или окружаются кавычками. Чем меньше слов может быть использовано для описания всего фонетико-смыслового поля, тем ближе мы можем подойти к объяснению одного слова через другие. Если фонетико-смысловое поле может быть описано одним словом, то это может служить обоснованием определения одного слова через другое или нахождения их следственно-причинной связи. Следственно-причинная связь идет от менее сложного слова-причины к более сложному слову-следствию. Менее сложные слова обычно более употребительны, и имеют больше родственных слов, например:
    Слово Врач находится в смысловом поле "кровь". Т.к. слово "кровь" более употребительно, представляется, что слово Врач происходит от слова "кровь".

    Короткое определение слова приведенное здесь может быть вынесено эпилогом в самое начало текста.
  6. Дается развернутое объяснение предлагаемого определения смыслового поля. Даются возможные трактования и варианты. Делается заключение насколько трактовки объясняют смысл слова, приводятся примеры найденных смысловых связей, например:
    Представляется, что слово Врач находится в смысловом поле "кровь". Т.к. слово "кровь" более употребительно, то слово Врач происходит от слова "кровь". Кстати, различие понятий "врач" и "лекарь" буквально вшито в их звучании: врач - работает с кровью, а ЛеКарь прописывает "аЛКать" "аЛКоГоль" или "КоЛет" лекарства в "КЛинике". Таким образом становится понятно, что "врачи" режут больных, а "лекари" только прописывают им лекарства. Т.е. строго говоря хирург - это врач, а, например, участковый доктор - это всего лишь лекарь.
  7. Выборка слов только с близкими по смыслу значениями. Каждое выбранное слово записывается в общепринятом алфавитном порядке на отдельной строке с сопутствующим описанием значения этого слова. Описание значение слова должно быть коротко и содержать ясное обоснование близости по смыслу к изначальному слову. Наиболее предпочтительным является использование слов из составленного фонетического поля, что позволит выявить самоописание слова:
    корифей - врач-специалист своего дела
    кровь - пускаемая врачом во время операции
    чрево - лечимое врачом

Что дальше?

Результатом фонетико-смыслового анализа могут быть любой или все полученные промежуточные результаты, например:

  • Найденные слова могут быть использованы для их собственного анализа.
  • Слова одного фонетико-смыслового поля могут быть использованы для составления текста, который будет многократно усиливать смысл ключевых слов заголовка.
  • Опровержение предполагаемой связи слов. Например:
    утверждение "слово Врач происходит от слова Врать" опровергается путем проверки нахождения слова "врать" в фонетико-смысловом поле слова Врач. Т.к. слово Врать имеет неогласованный корень ВРТ, который не только не совпадает с неогласованным корнем ВРЧ, и но и не совпадает ни с одним из его производных, то утверждение является ложным.

[Метод анализа образования простых слов]
[Обобщенная схема звуко-переходов]
[Главная страница]
Словарик: A... | G... | S... | А... | Г... | К... | М... | П... | С... | У...

переход, наука, имя, вяк, слова, welcome, #слоВяк

Previous post Next post
Up