Здесь нельзя пройти мимо традиционно упоминаемых двух типов мышления - наглядно-образного и абстрактно-логического.
Для нас, знающих психотипологию Юнга, мышление - это только один из видов суждения о мире.
Второй вид суждения человека о мире - эмоции (чувство).
Поэтому я расширил бы понятие двух типов мышления до двух типов сознания. Или даже психического отражения.
Хочу заметить, кстати, что с этого момента я больше не буду суждение о мире, противоположное мышлению, называть чувством - только эмоциями.
Слово "чувство" слишком многозначно и его трудно использовать как термин. Нужно многое обрезать, в то время как традиционные ассоциации будут все время добавлять к этому термину посторонние смыслы.
"Чувство" - это психические явления, связанные и с эмоциями, и с интуицией, и с работой органов чувств.
Есть чувство любви, например, а есть чувство опасности как предчувствие беды.
Есть чувство холодного как ощущение температуры, а есть чувство восторга.
С эмоциями все более-менее ясно.
Они бывают простые, и называются собственно эмоциями, а бывают сложными.
Тогда они называются чувствами, оставаясь при этом привязанными именно к эмоциональной жизни человека.
Таким образом, суждения о мире бывают мышленческие, а бываю эмоциональные.
Слово "мышленческие" выглядит корявым, но как иначе избежать путаницы между мыслями вообще, то есть продуктами любой деятельности сознания, и специфическими мыслями как продуктами мышления? Если слово "мысль" очистится, и останется только его связь с мышлением собственно, то о подобном словотворчестве можно будет забытью. Но пока я буду немножко коверкать язык.
Почему важно обратить внимание на различение наглядно-образного и абстрактно-логического мышления?
Мне кажется, здесь спрятан ключ для понимания того, с чем, с каким видом сигналов преимущественно связана психическая функция интуиции.
Хотя он именно спрятан.
Не всякое образное мышление наглядно, не всякое абстрактное мышление оторвано от конкретного взаимодействия с предметом.
Дело в том, как мы понимаем психологическую функцию интуиции.
Действительно, одного только запаха в качестве базового органа чувств (анализатора) - источника сигналов для целой функции человеческой психики как-то мало.
Для психики зверя, собаки, например, может быть.
Но человек, кажется, вообще обходится без того, чтобы сколько-нибудь существенно ориентироваться по запахам. По крайней мере, если речь идет о сознании человека.
Конечно, можно предположить, что просто отсутствует такая традиция - акцентировать внимание на запахах. Тогда как на самом деле они играют очень важную роль в нашей жизни. Наверное, в этом есть свой резон.
Однако у противоположного члена пары иррациональных психологических функций, ощущения, вкус как важное, но локальное ощущение, дополняется зрением.
Вполне допустимо предположить, что и в случае интуиции существует какая-то дополнительная информация того же масштаба.
Тем более что традиционно интуиция как бы даже возвышается над простой констатацией того, что мы воспринимаем простым зрением.
Одного только запаха для серьезных предчувствий и просчета вариантов обычно мало.
Чему противопоставляется зрение и визуальная информация традиционно?
Есть философская противоположность того, что видно и того, что скрыто, - явления и сущности предметов.
Есть различение конкретного и абстрактного, существующего и возможного, реального и потенциального.
Есть противоположность наглядно-образного и абстрактно-логического мышления.
Если конкретное можно увидеть, пощупать, послушать, даже понюхать, то абстрактное нам не дано в опыте.
Это то, что мы можем только помыслить. И помыслить мы это может только при помощи знаков, языковых обозначений.
Именно язык позволяет некоторые предметы осмыслить как круглые и предложить само понятие такой абстрактной фигуры - круга.
Только при помощи языка можно выразить такие понятие, как сила, давление, тяготение, скорость.
Только благодаря языку может быть зафиксирована и существовать концепция причинно-следственной связи.
И так далее.
Абстрактное - это знаковое, языковое.
Конкретное - это видимое, образное.
Язык дает возможность указать на предмет и рассказать о предмете что-то сущностное, но неочевидное.
Значение/смысл, заключенные в слове, позволяют обойтись без конкретного предмета.
Предмет, о котором говориться, совершенно не обязательно ощущать. Его даже нет необходимости визуализировать.
Психическая функция интуиция работает со знаками. И словами как знаками.
Второй вид сигналов, на которые эта функция ориентирована - это значения и смыслы слов.
Может быть, именно поэтому значение запахов и носа как органа чувств у человека редуцировалось?
Язык занял корковые центры, сначала отводившиеся работе с обонятельной информацией максимально?
Интуит при помощи функции интуиции не видит конкретный опушенный по раннему лету тополь.
Это визуал наблюдает этот тополь во всей его очевидной и очень конкретной прелести. Именно этого дерева, именно здесь, именно сейчас.
Тактильно-двигательный - трогает его кору, или листья, или ловит пух. Получая удовольствие от осязательных ощущений и собственной подвижности.
Аудиал - прислушивается к шуму его листвы, и пению птиц, и звукам улицы.
Интуит думает о дереве абстрактно, сообразно собственным интересам: кругом пух, в квартиру нанесло и придется убирать; на пух у меня аллергия; придется спать с закрытым окном; кого заставить убирать; если поджечь, это красиво вспыхнет; но это однажды кончится пожаром; и когда наконец эти деревья спилят и заменят, или наоборот, лучше бы их не трогали; а с закрытой форточкой я не высплюсь, будет душно; жена любит, когда цветет тополь, радуется сейчас; Игорь опять будет просить спички, а Лена пищать, ей не нравится. И т.д. и т.п.
Море самых разнообразных слов, значений и смыслов.
Но язык - явление сложное.
Физически это либо речь, либо письмо.
Речь - это и тактильно-двигательное явление, и звуковое.
Письмо - это все те же тактильно-двигательные операции (и в процессе написания, и в процессе чтения), и звук (слова всегда проговариваются, хотя бы в редуцированном виде, и, соответственно, слышатся), и визуальный образ.
Слова можно понимать полноценно, понятийно, или упрощенно, в зависимости от доминантных у данного человека психических функций.
Ощущающий тип, визуал будет пытаться представить то, о чем говориться, и дальше будет работать именно с визуальным образом. Или с воспоминанием о вкусе.
Мыслящий будет интерпретировать слово осязательно-двигательно. Его интересует манипулирование предметами, поэтому он будет ориентироваться на привычное для него действие.
Эмоциональный, который аудиальный, истолкует интонацию речи и обратит внимание на эмоциональный аспект сообщения. Есть предметы страшные, есть приятные, есть добрые и т.д. Такой очень своеобразный мир, полный переживаний, то радостных, то печальных или страшных.
Только интуит будет ориентироваться на значение и смысл слов и фраз.
Наглядно-образное мышление - это оперирование визуальными образами в ситуации, когда предмет находится на виду.
Образное мышление - это оперирование визуальной информацией о предмете и в ситуации непосредственного контакта, и по памяти, когда предмет, о котором идет речь, не виден.
Все ощущающие являются визуалами.
Для них предпочтительнее образное мышление и логические операции в виде аналогий.
Они плохо анализируют все детали, все аспекты ситуации. Но хорошо реагируют на то, что можно увидеть.
Впрочем, звание "капитан Очевидность" - это о них.
Абстрактно-логическое мышление - это оперирование знаками, символами, словами как понятиями.
Возможно, его следует назвать понятийным мышлением.
Все интуиты являются понятийщиками. Я бы назвал их словесниками, лингвистами, но это будет не вполне соответствовать практике словоупотребления. Может быть, следует обозвать их символиками?
Ориентированность интуитива на слова не означает, что ему удается легко научиться любому языку.
Интуиты ориентированы на смыслы, а не на аудиальные, визуальные или тактильно-двигательные формы слов.
Нацеленность на смыслы скорее даже мешает усвоению чужих языков.
Тем не менее, потенциальные возможности, варианты развития, способность учесть разные точки зрения без внутреннего протеста, максимальное знание того, что скрыто от глаз, но таится в окружающем мире - это для интуитов.
Образным или абстрактно-понятийным может быть не только собственно мышление, но и эмоционирование.
Мы ведь помним, что Юнг говорил о двух типах суждения человека об окружающем мире - мышленческом и эмоциональном.
Потому я считаю возможным говорить об образной и абстрактно-понятийной психике, психической деятельности.
И в этом смысле люди делятся на два противоположных класса - визуалов и понятийщиков. Или смысловиков, лингвистов, символиков.
Не знаю, как их лучше назвать. Посмотрим, какое название приживется.
Принимаю ваши советы, кстати!
Ощущающий тип, визуал работает с визуальными образами, в том числе интерпретирует слова как образы.
Интуитивный тип, интуит, понятийщик, символик работает со словами, понятиями, смыслами. И всегда несколько схематизирует образы, теряя их нагядную полноту и неоднозначность.
Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.4. Информация, ее виды и их взаимодействие. Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.6. Образы и понятия, конкретное и абстрактное. Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (гадости писать здесь, я не буду скрывать или удалять эти комментарии).
Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике.