Понятно, что сигналы, воспринимаемые органами чувств (анализаторами) - это только начало взаимодействия человека с окружающим миром.
Любой человек:
1) выстраивает из первичных ощущений, получаемых при помощи органов чувств, некоторый взгляд на действительность, её понимание;
2) реагирует на раздражители, на сигналы внешней среды каким-то поведением, вполне реальными физическими действиями: бежит, поёт, подпрыгивает, включает шлифовальный станок, компьютер и начинает работу. Или отправляется выпить и закусить.
Психотипология говорит о том, что и понимание окружающего, и действия человека вызываются не любыми раздражителями, а именно теми, которые определяются его психикой как значимые.
А для каждого класса информационных сигналов существует свой класс человеческих действий.
Поэтому, с одной стороны, мы должны понять, как, на какие сигналы, ориентировано психологическое отражение действительности у разных психологических типов.
С другой стороны, представлять себе, какое поведение, какой класс действий, для них типичен.
Я думаю, что и то, и другое привязано к первичной информации.
То есть является продолжением исходных ощущений, получаемых при помощи органов чувств.
Очень важным является вопрос о том, как и какая информация ходит внутри психологическому комплекса, психотипа.
Юнг, кажется, не останавливался на этом вопросе.
Аугустинавичюте дала какой-то двойственный ответ.
В одном случае, у нее информация воспринимается акцептным каналом и дальше передается как бы по цепи, от элемента к элементу.
В другом случае она пишет, что люди взаимодействуют друг с другом только при посредстве аналогичных элементов информационного метаболизма. То есть мышление одного взаимодействует с мышлением другого, эмоции - с эмоциями и т.д.
Это положение можно трактовать как признание того, что каждая психологическая функция работает только с информацией определенного толка.
Последнее, как мне кажется, соответствует действительности.
Я думаю, что каждая психологическая функция работает со своими сигналами, своей информацией.
Привязка функций к органам чувств, анализаторам позволяет определить, с какой именно.
Мыслящий работает с тактильно-двигательной информацией, и передает эту информацию на соответствующую психическую функцию любого другого типа.
Эмоциональный - с аудиальной информацией, со звуками, интонациями.
Ощущающий - с визуальной информацией, и, когда это уместно, со вкусовой.
Интуитивный - с обонятельной. С интуицией, как я понимаю, связан еще один вид информации, но об этом я расскажу позднее.
Если у визави аналогичная функция сильная, возможен полноценный информационный обмен.
Если слабая - возможны затруднения. Часто это приводит к тому, что начинается попытка переключиться самому, и переключить другого, на собственную сильную функцию.
Мыслящий вместо выражения сочувствия начинает нудно рассуждать по поводу того, что переживания эмоционала неуместны, что для них нет реальной причины, что можно потерпеть и т.д.
Эмоционал, слушая рассуждения мыслящего, обижается или начинает выводить его из равновесия обидными замечаниями и словами, переводя разговор в эмоциональное, понятное ему русло.
Информация не передается с функции на функцию, с одного коркового центра на другой.
Передается возбуждение, энергия.
Возбуждение активирует связанную психическую функцию.
Включаются соответствующие центры и органы чувств. Им передается дальнейшее осмысление предмета, вызвавшего интерес человека.
Именно поэтому важны блоки, парные комплексы.
Парный комплекс указывает на то, каков порядок возбуждения органов чувств и корковых центров, где оно начинается, где задерживается надолго, и где оканчивается действием.
С каждым видом психической информации связана определенная система реагирования организма и его поведения.
Мыслящий, тактильно-двигательный, манипулирует предметами, в том числе, людьми, и своим телом.
Эмоциональный, аудиальный, считывает настроение предмета или человека, издающего звуки, и выдает эмоциональную реакцию. В том числе - как прелюдию к какому-то дальнейшему действию. Но это самое действие будет привязано уже к другой функции.
Ощущающий создает визуальный или вкусовой образ того, что привлекло его внимание. Причем, если прямую реакцию на вкусовые раздражители представить себе можно, например, в виде включения определенных механизмов пищеварения, то прямое, адекватное раздражителю визуальное действие - это только формирование образного представления о предмете или событии.
Интуиция - прямое реагирование на запахи. Вероятно, обоняние тоже включает какие-то системы организма, как вкус - систему пищеварения.
Впрочем, то, что ощущение и интуиция как бы пассивны, разумеется само собой.
Юнг и назвал их функциями восприятия, иррациональными функциями.
Функции суждения, то есть собственно действия - это рациональные функции - мышление и эмоции.
Причем, как мне представляется, нормальная эмоциональная реакция человека - это погрузиться в собственные переживания.
Когда человек в состоянии эмоционального аффекта начинает что-то делать - это уже передача действия на другую, мыслительную функцию.
Совершается такая передача через посредство либо функции ощущения, либо функции интуиции.
Об этом мы будем говорить дальше
Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.3. Таблица характеристик сильного парного комплекса (блока Эго). Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.5. Наглядно-образное и абстрактно-логическое в психике. Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (гадости писать здесь, я не буду скрывать или удалять эти комментарии).
Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике