Часть 1. Литературный учитель Веры Чаплиной
Зимой 1933/34 годов Вера Чаплина часто бывала у писателя Всеволода Лебедева, который помогал молодой сотруднице зоопарка в работе над ее первой книгой - о площадке молодняка. Муж Шура с большим недоверием относился к творческим занятиям жены на квартире писателя, и, чтобы лишить его очередного повода для ревности, Вера взяла с собой на следующую встречу с Лебедевым не только рукопись, но и 4-летнего сына Толю.
Придя к Лебедеву, Чаплина объяснила, что сына не с кем было оставить, но уверила, что присутствие ребенка не помешает работе.
И, действительно, пока они работали, Толя молча сидел на стуле и неотрывно смотрел на писателя. Это продолжалось довольно долго.
Первым не выдержал Лебедев и спросил, почему Толя так пристально на него смотрит.
- А где ваша деревянная нога?
Лебедев опешил: - Какая нога?! Откуда ты это взял?
Толя с готовностью ответил:
- А мама говорила, что у вас деревянная нога...
- Толя! - не без раздражения прервала Чаплина сына. - Ты нам мешаешь.
- Нет-нет, - остановил ее Лебедев. - А что еще мама говорила?
- Что вы старый, лысый, некрасивый и что у вас деревянная нога.
- А кому мама это говорила?
- Папе.
Лебедев всё понял, рассмеялся и разрешил Толе потрогать обе свои ноги.
25-летняя Вера Чаплина была очень смущена. Много лет спустя она вспоминала, что от неловкости у нее горело всё лицо, а Лебедев потом не раз с удовольствием поминал ей свою «деревянную ногу».
Всеволоду Лебедеву (1901-1938), литературному учителю Веры Чаплиной в то время было 32 года.
Чаплина получила от Лебедева настолько важные для себя уроки, что именно встречу с ним считала началом своей литературной деятельности. В архиве писательницы сохранился автобиографический набросок середины 1930-х «Как я писала книгу»:
РГАЛИ, ф. 3460
«Я не писатель, и никогда не думала им быть. Занялась этим делом случайно. Познакомилась с писателем В.В.Лебедевым, он-то и натолкнул меня на мысль писать. “У вас много интересного, - сказал он. - Вы бы могли написать о зверях из своей работы с ними, а где надо, я вам помогу”. Начала я с журнала “Юннат”, дала несколько рассказов и почти сразу заключила договор на книгу.
Сперва мне это казалось не трудным. С молодняком я работала давно. Много зверей прошло через мои руки. Их характер, привычки и даже лица были знакомы лучше, чем лица знакомых людей. И что стоило сесть и передать все это на бумагу. Но оказалось - одно дело рассказать и знать, другое написать. Не хватало слов для передачи, не хватало образования.
...Начинающий автор не замечает своих ошибок. Для этого надо много опыта и умения писать. Я этого не имела, и недостаток критики ощущала очень сильно… Лебедев терпеливо, не показывая прямо на ошибку, наталкивал меня на нее. Например, описывая площадку, я подробно указывала, где находится какое дерево, пень, какая росла трава. Тогда В.Л. попросил меня описать обыкновенный стул. Сделать я этого не смогла. “А если посадить человека, - спросил он - и по тому, как он, облокотившись, сел, дать форму стула?” Это было так просто, что мне даже показалось странным, как я не догадалась раньше. Сразу увидела свою ошибку и, описывая площадку, придала ей форму и вид поведением зверей...»
Овладение писательским ремеслом давалось Чаплиной нелегко. Множество раз Лебедев возвращал ей написанные фрагменты для переделки. Порой, уходя после очередного критического разбора, девушка с такой силой хлопала дверью, что он уже не надеялся на ее возвращение. Но Вера брала себя в руки и, в очередной раз переделывая текст, находила более точные, выразительные и, как правило, более простые слова.
«...Отдельные моменты переписывала до 10 и больше раз. Когда я закончила книгу, Лебедев даже говорил, что, отдавая в переделку, он каждый раз боялся, что я брошу писать совсем. Но я не бросила, не бросила еще и потому, что видела, как мне старается помочь учитель...»
Сейчас имя этого безвременно ушедшего из жизни писателя почти неизвестно. Его книги не переиздаются, и память о нем сохранилась, вероятно, лишь среди специалистов по краеведению Вятских земель - благодаря его деятельности по созданию одного из местных музеев.
Вот что сообщают о нем интернет-источники:
Всеволод Владимирович Лебедев родился 8(21) ноября 1901 года на ст. Рауда на Амуре.
Его детство и юность прошли в г. Слободском Вятской губернии. Учился в реальном училище, работал в городской библиотеке, читал лекции на сельскохозяйственных курсах в народном университете. Вместе с другими энтузиастами-краеведами в 1920-1921 гг. собрал в Слободском обширные материалы по геологии, минералогии, истории и культуре края и основал местный музей краеведения. В 1922 году переехал в Вятку для работы в губернском краеведческом музее, к этому времени относятся и его первые печатные публикации. В 1923 г. поступил в Петроградский университет на археологический факультет, после окончания которого занимался музейной работой, а затем - всецело литературной деятельностью.
При жизни Всеволода Лебедева наибольшую известность получили его книги: «К северным народам» (1931), «Охотники на Имане» (1932), «Вятские записки» (1933), «Товарищи» (1935).
Всеволод Лебедев ушел из жизни в январе 1938 г. Ему было 36 лет.
Нам не известно, при каких обстоятельствах Вера Чаплина познакомилась с Всеволодом Лебедевым.
Но, можно предполагать, это в этом сыграла существенную роль создатель журнала «Дружные ребята» (1927) и ответственный редактор журнала «Юный натуралист» (1933-37) Екатерина Евгеньевна Фрумкина-Гвоздикова, старая большевичка, жена видного партийно-государственного деятеля Моисея Фрумкина. На первый же год ее работы в «Юном натуралисте» приходится литературный дебют Чаплиной - именно в этом журнале и сразу несколькими рассказами. В том же 1933 году в «Юном натуралисте» выходит и серия научно-познавательных статей Всеволода Лебедева. Это было продолжение его сотрудничества с Фрумкиной, начавшееся еще в 1928-29 годах, когда «Дружные ребята» публиковали фольклорно-этнографические очерки Лебедева (любопытно, что и Чаплина отметилась на страницах «Дружных ребят» материалом, который мы обязательно покажем в будущем).
В 1933 году Всеволод Лебедев был уже достаточно зарекомендовавшим себя писателем - автором четырех книг, одну из которых высоко оценили Максим Горький и Виктор Шкловский. Литературное наставничество, которое Лебедев взял на себя в этом году по отношению к двум начинающим авторам из Московского зоопарка, с которыми Детгиз заключил договоры на книги о животных (Вера Чаплина и Елена Румянцева), вероятнее всего, было для него общественной работой, а публикации у Фрумкиной в «Юном натуралисте» - дополнительным заработком.
Вот одна из этих его статей:
Впрочем, такие статьи дают представление лишь о диапазоне профессиональных интересов писателя.
Творческий его портрет - во 2 части:
А пока посмотрите, как я пишу…Далее -
Часть 3:
Всеволод Лебедев в журнале «Дружные ребята»Часть 4:
Статьи - Лебедева и о немЧасть 5.
Предпочел убить себя?Часть 6.
Новые находки. БиблиографияЧасть 7.
Вс. Лебедев - для детей.Часть 8.
Лебедев в журнале «30 дней» 1933-34 гг.Часть 9.
Лебедев в журнале «30 дней» 1935 г.Часть 10.
Критика и писательЧасть 11.
О «Викторе Вавиче» Бориса Житкова и по поводуЧасть 12.
Поэтическое в прозеЧасть 13.
«Охотники на Имане» и две рецензииЧасть 14.
Всеволод Лебедев и Иван Халтурин. АвтографыЧасть 15.
Всеволод Лебедев. Новые детали биографии.