Бардак на Восточном вокзале

May 31, 2021 15:16


Главная транспортная новость этой недели - открытие в Москве десятого вокзала. Впервые за более чем 100 лет в Москве открыли новый вокзал. Приехавшим на открытие блогерам и фанатам вокзал скорее понравился, однако, если присмотреться, то окажется, что вокзал - собрание всех возможных косяков проектирования. Проектировщики будто бы решили построить самый неудобный вокзал. И они в этом преуспели.



Москва, Восточный.



В своём посте я постараюсь описать все недостатки нового вокзала, упомяну также и про плюсы вокзала (а они есть).

1. Расположение и необходимость



Восточный вокзал - самый восточный и удалённый от центра вокзал Москвы

Восточный вокзал - самый далёкий от центра Москвы вокзал. Очевидным образом это неудобно пассажирам. Однако, это не помешало Дептрансу врать про то, что новый вокзал сократит время в пути на 20-30 минут. Да, для поездок на восток Москвы он сократит время поездки, но для поездок в любую другую часть города время в пути вырастет на 20-30 минут. Ну как можно так нагло врать то?



Наглое враньё от Дептранса.

Зачем же такой вокзал нужен? Лучше одного из его создателей никто не сможет рассказать. С позицией Александра Чекмарёва, однако, согласны не все эксперты, например Павел Кузин считает, что Восточный можно было не строить и сохранить все или почти все дальние поезда на Курском вокзале.

2. Низкая пропускная способность

а) Вокзал не рассчитан даже на бесперебойный приём пассажиров всего одного поезда.

Главный коридор от вокзала к метро и МЦК имеет ширину метра три-четыре, а на выход в конкорс МЦК предусмотрена всего одна дверь! Это терпимо для станции МЦК, но не для вокзала, где потоки очень концентрированные. Причём это широкая дверь для инвалидов и пассажиров с багажом, чтобы пройти обратно инвалидам и пассажирам с багажом, видимо, нужно научиться телепортироваться.



Главный проход от вокзала к метро и МЦК. Здесь проходят 90% пассажиров вокзала.

б) На вокзале всего две платформы и три приёмо-отправочных пути. И это при третьей в городе интенсивности движения!



На картинке представлено среднее за неделю количество поездов дальнего следования в сутки, транзитные поезда учитывались с коэффициентом 0,5.

Причём, одна из платформ - низкая для Стрижей и плохо годится для обслуживания пассажиров прочих поездов. Получается, что на вокзале всего два пути для не-стрижей. Расписание такого идиотизма не учитывает, в итоге ласточки приходится принимать и на низкую платформу.

Данную проблему признают и некоторые лица в РЖД, уже в день открытия вокзала сделавшие заявления о необходимости строительства третьей платформы. Почему нельзя было просчитать всё заранее и сразу построить три платформы, а не ждать очевидных проблем?

Хотя что это я, ведь вокзал по заявлениям начальника Московской железной дороги относится к малым вокзалам с расчётным пассажиропотоком 2500 человек в день. Начальнику Московской железной дороги мы конечно поверим, но перепроверим. С вокзала ежедневно отправляется 10 поездов (стрижи и ласточки на Иваново и Нижний Новгород). Вместимость одиночного стрижа или одиночной ласточки свыше 300 человек. Итого, у нас получится 3000 человек в сутки только отправляющихся на ласточках и стрижах пассажиров. Уже больше 2500 человек! А ведь есть ещё проходящие поезда из Петербурга со значительной посадкой/высадкой по Москве.

3. Неудобства использования

Неудобств в использовании вокзала достаточно много, поэтому, для структурирования пройдёмся по вокзалу с прибывающими пассажирами от платформ до выхода на МЦК.

а) Низкая платформа, высотой около 0 мм от уровня головки рельса

Нормативная высота низкой платформы: 200 мм от уровня головки рельса. РЖД решили забить даже на норматив!



Видно, что платформа не дотягивает даже до нормативной высоты.



А ведь на эту платформу принимают в том числе Ласточки! Удобство высадки с багажом оцените сами.

А если вспомнить, что платформу строили прицельно для стрижей, то всё будет ещё грустнее: стрижу нужна средняя платформа, высотой 550 мм. На Курском вокзале для стрижа была именно такая платформа. А на новом, построенном с нуля вокзале, почему-то построить нормально не смогли. И это при том, что в стандарты по средним платформам практически приняты на законодательном уровне!



Удобство посадки в стриж. Автор фото: Артём Ефременко.

б) Высокая платформа имеет высоту 1100 мм вместо 1300 как у остальных платформ на МЦК

Высокая платформа имеет высоту 1100 мм, хотя все прочие платформы на третьем пути МЦК имеют высоту 1300 мм. И это при том, что на неё прибывают ласточки с высотой пола 1400 мм.

в) Недоступность вокзала для большого количества пассажиров с багажом.

Вначале опишу устройство вокзала: на вокзале есть три этажа:

  • Второй этаж. Тут находится зал ожидания повышенной комфортности и выход на мост к метро и МЦК
  • Первый этаж. Основной этаж вокзала. Тут находятся кассы, общепит, выход в город, некоторое количество лавочек.
  • Минус первый этаж. Тут находится зал ожидания и выход на низкую платформу 5 пути




При желании можете попробовать сами разобраться во всём на официальной схеме вокзала.

С -1 на 1 этаж подняться можно без проблем: есть и лестница и эскалатор. Пассажиры с прибывшего поезда спокойно заходят на эскалатор, поднимаются на 1 этаж и ...



Лестница и эскалаторы с -1 на 1 этаж.

Оказываются перед лестницей на второй этаж. Нет цензурных слов, чтобы описать гениальность тех, кто решил не делать тут эскалатор.

image Click to view



г) Нелогичная схема работы лифтов

Вы скажете, но ведь на вокзале же есть лифт! Можно же с багажом проехать на лифте.

Да, можно. Только вот чтобы попасть на лифте с первого этажа на второй нужно на лифте В спуститься обратно на -1 и уже оттуда подняться на лифте А на второй этаж. Поэтому, пассажиры, оказавшиеся на первом этаже перед лестницей скорее предпочитают идти по лестнице, чем возвращаться обратно. Цинично и гениально, неправда ли?



Схема работы лифтов.

д) Низкая пропускная способность лифтов



Проезд в лифтах разрешён только по одному.

Лифты на вокзале и так стоят довольно небольшие, маловместительные. Так ещё в них разрешён проезд только по одному.

А теперь давайте опять займёмся арифметикой. Вместимость 5-вагонной ласточки свыше 300 человек. Большинство из них с багажом. То есть, с точки зрения проектировщиков время на подъём всех пассажиров на 3 уровень должно составить 0,5 минуты оборот лифта * 300 = 150 минут, то есть больше двух часов. А нет, проектировщики считают, что все пассажиры должны идти по лестнице.

В итоге, маломобильные вынуждены либо плутать по вокзалу в поисках нужного лифта (и это ещё если повезло и лифт не сломался), либо тащиться вверх по лестнице.

е) Плохая навигация.

Представим обратный кейс: вы заходите с МЦК на вокзал. И что вы видите при входе в вокзал? Лестницу и лифт. Причём о том, что лифт идёт на другой, нежели лестница этаж вы узнаете только воспользовавшись им. Схема вокзала, приведённая выше не помогает разобраться ни капельки, да и мало их на вокзале висит.



Лестница ведёт на 1 этаж, лифт на -1.

Или, допустим, вам нужно к 3 и 4 путям. Большинству пассажиров нужен эскалатор. Не лестница, не лифт, а эскалатор. Ибо лифт не вместит всех желающих, а лестница неудобна для пассажиров с багажом. Заметно ли вам, что эскалатор справа? 99% пассажиров не замечают этого. И многие из-за этого вынуждены идти по лестнице или долго ждать лифт. Нужно доработать навигацию.



Разводящий указатель к 3 и 4 путям.

ж) Очереди на шмон на выходе с вокзала к метро и МЦК



Место шмона.

На выходе с вокзала к метро и МЦК стоят рамки (которые совсем бесполезны ибо через них люди идут с багажом) и ренген для багажа.. РЖДшники МЦК не доверяют РЖДшникам вокзала или что? Вообще, то между двумя смежными зонами транспортной безопасности делать шмон не обязатально. Причём с МЦК на вокзал шмона нет. Почему одни пассажиры - террористы, а вторые нет? В итоге при прибытии чего-то длиннее 5-вагонной ласточки в узком коридоре к выходу к метро собирается очередь, простоять можно до 15-20 минут!



Очередь на шмон

Данный шмон не увеличивает безопасность (даже теоретически), создаёт толпы (что не является безопасным ни с точки зрения антитеррористической безопасности, ни с точки зрения эпидемиологической безопасности). Его нужно срочно убирать! Это угроза безопасности! Очень надеюсь, что пока я пишу эти строки шмон убирают или перемещают так, чтобы он не мешал выходу в город.



Единственная альтернатива очереди на шмон: выйти через выход из вокзала и обходить 7 минут по мосту. Но это, костыль, а не то как должен штатно работать ТПУ.

4. Неудобные пассажирские сервисы

а) Мало точек питания

На вокзале всего один общепит (привет, ФАС!) и пара вендингов, причём в общепите дорого, не принимают карты.



Столичный экспресс - единственное на вокзале место, где можно купить еду.

б) Мало мест для сидения

Мало как мест в залах ожидания (они все заполнены даже в не самые активные периоды отправления поездов), так и лавочек на платформах.

в) Плохая защита от осадков



Дырки в крыше на островной платформе



Вот от чего такая крыша может защитить? От солнца нет, от дождя тоже нет.

Кроме крыши можно в целом отметить, что даже в день открытия вокзал протекал. На гидроизоляции распилили?

г) Нет освещения в зоне лестниц на островной платформе





Источник: https://www.youtube.com/watch?v=T_L06PB9tPM&t=446s

5. Пересадки

а) Пересадка на метро и МЦК

Начну с хорошего: пересадка на метро и МЦК реально короткая, это прям новый уровень пересадок (в хорошем смысле). Если нет очереди на шмон, то с любой платформы вокзала до платформы МЦК или метро можно пересесть всего за 3-4 минуты. Это европейский уровень!

б) Пересадка на автобусы

Начнём с того, что навигации к автобусам на вокзале нет!

Не смотря на то, что рядом с вокзалом проходит Щёлковское шоссе с большим количеством маршрутов удобных пересадок на автобусы проектировщики не предусмотрели.

До автобусов в центр идти свыше 200 метров, а до автобусов в область совсем неприличные 430 метров (не укладывается в норматив ТПУ). Причём остановки можно было перенести ближе к вокзалу.



Как могли бы выглядеть пересадки с поездов на автобусы.

Зато к вокзалу по направлению в центр делает заезд ходящий раз в полчаса 171 автобус. Быстрее дойти до остановки транзитных маршрутов и уехать в центр, чем его ждать.

Платформы вокзала проходят под мостом Щёлковского шосссе. Что мешало сделать выход с платформ сразу на мост и остановку на мосту - также риторический вопрос.

Есть, ещё конечно выход к автобусам к западу от МЦК, но туда идти дольше чем даже до существующих остановок.

в) Личный транспорт и такси

Вы скажете, но может хотя бы на машине на вокзал удобно приезжать? И я вам отвечу: нет!)

Кроме банального отсутствия съезда к вокзалу из центра имеется и более серьёзная проблема: отсутствие мест для парковки и высадки и посадки. Существующая схема движения предполагает, что либо все пассажиры влезут на парковку, вместимостью 10 машиномест, либо будут производить высадку посадку за доли секунды. Конечно же, это невозможно, в итоге пассажиры садятся с проезжей части, машины хаотично разворачиваются, обгоняют, паркуются перед переходами. Никаких штатных мест для ожидания пассажиров нет.



Оттянутый разворот для большинства едущих на вокзал - норма российского проектирования.



Вся парковка у вокзала.



С точки зрения проектировщиков посадка должна осуществляться там где стоит чёрная машина. Остальные автомобили должны либо стоять в очереди, либо обгонять через сплошную.



Не понимающие схему привокзальной территории таксисты хаотично разворачиваются.



Удобная посадка в такси на съезде.



Заторы на подъезде к вокзалу.

г) Ночной транспорт

Каждый третий поезд прибывает на вокзал в период, когда метро и тем более МЦК не работают. Поэтому дептранс вообще не озаботился обеспечением вокзала ночным транспортом. До ближайшего ночного автобуса идти порядка 30 минут по крайне неуютным окрестностям СВХ.



Ближайший к вокзалу ночной маршрут будто-бы объезжает вокзал.

6) Дизайн и позиционирование

И немного о бренде вокзала. Это тоже важно, это формирует облик вокзала и города.

а) Вокзал - убогая серая коробка

С любой обзорной точки вокзал не представляет из себя ничего даже просто гармоничного. Он выглядит как случайное нагромождение стекла и вентфасада. Про отсылки к названию вокзала и направлениям, которые он обслуживает (которые есть на всех остальных 9 вокзалах столицы) я вообще молчу. Ну хоть бы одно панно сделали бы.



Вид на вокзал с переходного моста.



Для сравнения. вокзал станции "Роза Хутор". На него интересно смотреть. Он красивый и чем-то запоминающийся.

б) Нет названия вокзала на здании вокзала.

На вокзалах всегда крупно пишут название станции и название города (если оно отличается от названия станции). Это служит и брендом и в навигационных целях. Что же на Восточном?



Единственный относительно удачный берндовый элемент вокзала.

Только красные буквы «Москва» на стене вдоль пятого пути. Само здание со всех сторон серое. Добавили бы на него банальное название вокзала, смотрелось бы уже лучше.



Как мог бы выглядеть фасад вокзала.

в) Восточный вокзал, Терминал Черкизово.

Непонятная словесная конструкция выше - официальное название вокзала, висящее над входом. Будто бы у Восточного есть иные терминалы. Ещё есть варианты ТПУ Черкизово, ВК Восточный, станция Черкизово (Восточный вокзал) и иные. Как можно было на ровном месте устроить такой бардак с названиями я не понимаю.



Дичь.

Итог:

Вокзал некрасивый, ненужный, неудобный для пассажиров.

Что с этим всем нужно делать:

Вначале нужно окончательно определиться и перестать играть в ситуативное планирование: нужен ли восточный вокзал и для чего он нужен.

Если же вокзал всё же нужен, то нужно нормально посчитать его пассажиропоток (по верхней границе), перестроить мост к вокзалу или построить второй мост к вокзалу от северного вестибюля МЦК Локомотив для обеспечения комфортного прохода к вокзалу. Установить эскалаторы между 1 и 2 этажами. Расширить здание вокзала, добавить ещё места в зале ожидания и хотя бы ещё один общепит. Перенести ближе к вокзалу остановки автобусов.

бардак, Москва, железная дорога, Восточный вокзал

Previous post Next post
Up