Вокзал Восточный: лучший из худших?

May 31, 2021 15:15


Основная транспортная новость Москвы на ближайшую неделю - конечно же, Восточный вокзал, он же ТПУ «Черкизово» и сосед станции МЦК «Локомотив». Мнения относительно нового вокзала разделились, кому-то он неожиданно понравился, кому-то совершенно нет.

Разбор самого здания и вокзального комплекса сделал Василий Александров, ну а я хотел бы поразмышлять кое-о чем другом: расположении вокзала.



Изображения честно взяты с официального сайта mos.ru (https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/7382050/)

На текущий момент есть хороший оправдывающий строительство терминала пост Александра Чекмарева, в котором он рассказывает, почему вокзал построен настолько хорошо, насколько вообще мог быть построен. По большей части я склонен согласиться с Александром: действительно, лучше места на МЦК, чем Черкизово, найти сложно. Если бы не одно «но» - для того, чтобы вернуть транзитные поезда на Курский вокзал после ремонта, нет никаких препятствий.

1. Как дальние поезда разъедутся с МЦД



Московские центральные диаметры - это не метро, где любое вилочное движение смерти подобно. Уже сейчас по двум путям, скажем, Рижского направления, легко и свободно проходит куча поездов самых разных направлений, включая даже местные грузовые поезда на Тушино, Павшино. Соответственно, после того, как между Курской и Каланчевской (и далее) будут построены все четыре пути, их можно будет использовать для пропуска поездов дальнего следования.

Допустим, минимальный интервал между поездами МЦД в час «пик» составит 5 минут, по совместительству являясь и предельным для сигнализации на перегоне. Между Курской и Рижской в целевой схеме проходит два маршрута МЦД (D2 и D4): и если первый имеет часы «пик», то второй по причине своей кривизны, и, соответственно, дохлости, весь день ходит в количестве шести пар в час (то есть, раз в 10 минут).



01. Пропуск поездов дальнего следования по путям МЦД во внепик

Во внепиковые часы, когда всё ходит раз в 10 минут, задача пропуска поезда по диаметру элементарна: он берется и вставляется между двумя поездами D2 интервалом в пять минут.



02. Условные обозначения для всех картинок. График движения читается просто: по вертикали откладывается расстояние, по горизонтали - время.

В часы «пик» второй диаметр ходит уже на пределе возможностей сигнализации. Легким решением было бы вставить поезд между нитками D4, но к сожалению, так нельзя - съезд на Ленинградское направление находится с восточного края Алексеевской ветки, то есть, со стороны путей второго диаметра. Поэтому один из поездов D2 проедет по путям Горьковско-Киевского направления, а вместо него между Курской и Рижской будет идти ПДС



03. Пропуск поездов дальнего следования в час пик по путям МЦД-2

Хуже всего четырехпутка работает ночью. Дневного перерыва у МЦД, как мы знаем, нет, поэтому ремонтники отыгрываются с пяти до часу, закрывая перегон с концами. Ночным поездам в это время поможет сохранение движения хотя бы по одному пути в реверсивном режиме (прямо как сейчас). Это даст более чем приемлемый для них минимальный интервал в 18 минут.



04. Пропуск поездов дальнего следования во время ночного окна. Х-засечки обозначают, что окно для обоих путей, засечки в одну сторону - что только для одного из пары путей.

Что же делать с путем, который работал ночью? Звучит ужасно немодно, но он будет отдыхать днем, как на обычных вонючих электричках. Движению МЦД это не помешает - их можно будет пустить по одной паре путей с интервалом в 5 минут, а оставшийся «третий» путь приспособить под все тот же реверс дальних сквозных поездов.



05. Пропуск поездов дальнего следования по 3 пути во время дневного окна

2. Разбор возможных вопросов

- насколько такая схема будет стабильна?

- Достаточно стабильна. Курский вокзал после реконструкции будет обладать еще большим количеством путей и платформ, чем сейчас. Если дальние поезда будут опаздывать, чуток попридержать их по головному вокзалу, если работа МЦД этого требует, более чем реально. С обратной стороны данную функцию выполняет парк станции Москва-товарная.

- что делать сейчас, во время реверса?

- увы, как временное решение, что-то строить в Черкизово пришлось бы. Я бы топил за две деревянные высокие платформы (и одну низкую боковую), с модульным залом ожидания а-ля Ржев и Яхрома. Но раз уж построили огромный вокзал, то что поделать - придется его использовать для наиболее лютых допов, которые на Курский вокзал не влезут.

- почему Черкизово хуже Курского? Александр же так расхвалил, и за дело.

- основной посыл второй части поста Александра состоит в том, что Черкизово - лучшая локация на МЦК. Но по очевидным причинам, она проигрывает любому вокзалу, расположенному в центре: начиная от среднего времени поездки (привет, чуваки с юга Москвы!) и заканчивая ночным автобусом, который на Курском вокзале был раз в 15 минут, а на Локомотиве его просто нет потому что уходите отсюда, кто вы такие вообще. Да и дневной сервис в поздние часы превращается в тыкву, МЦК это вам не метро, уже в 23:30 оно начинает потихоньку ложиться спать.

- не будет ли бед с информированием о путях, где сейчас едет МЦД?

- схема, конечно, сложная. Частично она компенсируется устройством кроссплатформы для двух внутренних путей (D2 на Подольск+D4 на Апрелевку), частично информированием (нормально работающие табло, простые и понятные переходы между платформами без рамок и турникетов). В любом случае, это вопрос приоритетов - и мое мнение, что страдания из-за пары пропущенных поездов второго диаметра в часы «пик» несравнимо меньше, чем страдания от поездки на Локомотив из условного Бирюлево.



Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/7382050/

Надеюсь, удобство для пассажиров победит, и Курский вокзал еще увидит ночную суету вокруг транзитных поездов.

ж/д, городская электричка, дилетантская аналитика, МЦК, открытие станций

Previous post Next post
Up