Как Техноконцепт ремонтирует трамвайные пути в Москве

Jul 26, 2021 08:47

Введение

В 2020 году в Москве закрыли на ремонт очень много трамвайных линий, причём все тендеры тогда выиграло АО Техноконцепт. Линии были закрыты летом-осенью 2020 года, однако фактически до весны 2021 года практически никаких работ не велось. Дедлайны завершения ремонтных работ неоднократно продлевались. Пассажиры остались на многие месяцы без трамвая. Весной москвичи стали проявлять недовольство сложившейся ситуацией с затянувшимися ремонтами, были даже репортажи по телевидению. В апреле проблему затянувшихся ремонтных работ признали в дептрансе, тогда же были начаты реальные ремонтные работы и к июню все закрытые линии были открыты. Но какой ценой?

К отремонтированным участкам сразу после открытия было много претензий по качеству работ, на них с открытия движения прошло минимум три схода трамваев.



Сход трамвая Pesa на свежеотремонтированных путях на к/ст "метро Войковская"



Тогда у меня и родилась идея обследовать отремонтированные АО «Техноконцепт» трамвайные пути и дать объективную оценку их состоянию.

Методика исследования

Я решил вспомнить опыт Алексея Радченко, который в 2018 году вместе с командой волонтёров исследовал трамвайные пути Москвы, оценивая их состояние с помощью модифицированной методики Росжелдорэлектротранса. Согласно методике участки в зависимости от количества обнаруженных дефектов каждого типа присваиваются штрафные баллы. Затем баллы по всем видам дефектов для каждого участка суммируются.



Методика оценки состояния трамвайных путей

После суммирования баллов за разные дефекты участки ранжируются по состоянию путей на три группы: до 300 баллов - хорошее состояние (зелёная зона), от 300 до 1500 баллов - удовлетворительное состояние (жёлтая зона), свыше 1500 баллов - плохое состояние (красная зона).

Я решил обследовать участки отремонтированных линий и сравнить их состояния до и после ремонта (на 2018 год).



Процесс обследования трамвайный путей.

В связи с ограниченностью ресурсов обследовать все участки ремонтов 2020/2021 года представлялось невозможным, поэтому было решено сосредоточиться на ремонтах, по которым:

1. Истекли декларируемые сроки ремонта (с учётом продления сроков)

2. Работы выполнены и близки к завершению (исследовать состояние участков, по которым ремонтные работы ещё не были фактически начаты не имеет смысла)

3. Наиболее аварийные участки

В итоге, в качестве обследуемых участков были выбраны следующие отрезки путей:

  1. Авиационная улица (от к/ст «Щукинская» до остановки Диспансер)
  2. Авиационная улица (от треугольника возле дома по адресу Авиационная улица, 19 до Пехотной улицы)
  3. Кривая к востоку от Пехотной улицы
  4. Тушинский эстакада (за исключением отрезка непосредственно над Волоколамским шоссе)
  5. К/ст «метро Войковская»
  6. Улица Зои и Александра Космодемьянских
  7. Улица Шаболовка (от дома 16к1 до депо имени Апакова)
  8. К/ст «метро Октябрьская»
  9. Кривая к западу от Панфиловского путепровода
Результаты исследования



Результаты исследования получились неутешительными. Если до исследования в красной зоне был всего один участок, то после ремонтов таких участков стало аж 7. Средний балл вырос в 10 раз (то есть дефектов стало в 10 раз больше).



До ремонта (север)



После ремонта (север)

Удовлетворительно были выполнены работы только на Авиационной улице и участок на севере улицы Шабловка. На данных участках состояние путей не ухудшилось, а на участке Авиационной улицы даже улучшилось, что нельзя сказать о прочих участках.

Да, продлённые на полгода сроки вышли только на участках ремонта на Авиационной улице и кривой к востоку от Пехотной улицы. Причём кривая к востоку от Пехотной улице один из худших из обследованных участков. Кривая к западу от Панфиловского путепровода, к/ст «метро Войковская», улица Зои и Александра Космодемьянских также находятся в состоянии, которое небезопасно даже для временной эксплуатации.

Примеры выявленных проблем

Примыкание новых путей в районе к/ст «метро Щукинская» к старым сделано некачественно, пути имеют горизонтальный излом. Мелочь, но наглядно показывает качество работ.



Горизонтальный излом.

На кривой к западу от Панфиловского путепровода нет свыше 600 креплений!



Анкерные крепления должны крепиться к шпалам двумя болтами, но на всей кривой они закреплены всего одним болтом.

Но самым опасным участком является кривая к востоку от Пехотной улицы. На участке отсутствует 9 креплений, в т.ч. не закреплены стыки, имеются изломы пути в кривой, на коротком участке в 100 метров имеется 28 стыков, рельсы сварены только наполовину, и другие недостатки. Удивительно, что тут до сих пор не было ни одного схода.



Стык трамвайный путей поле ремонта.



Недоваренный стык.



Пример ненормативного стыка, шириной почти 4 см. Стыки, свыше 8 мм на трамвайных путях, особенно летом, когда металл расширяется недопустимы.

Вызывает беспокойство и общее состояние самых обычных анкерных креплений. Например, на улице Зои и Александра Космодемьянских повреждено свыше 100 креплений. Причём, отсутствующие крепления идут подряд, что повышает риск сходов.



Повреждённое крепление на улице Зои и Александра Козьмодемьянских.

Необычный, не встречавшийся в 2018 году недочёт, встречающийся на улице Зои и Александра Космодемьянских - неравномерно, по диагонали уложенные шпалы.



"Пьяные шпалы" на улице Зои и Александра Козьмодемьянских.

На к/ст «метро Войковская», кроме горизонтальных изломов пути, отсутствующих креплений, ненормативных стыков присутствует ещё одна проблема: засорение желоба, что может привести к тому, что реборда колеса окажется вне желоба и вагон сойдёт с рельс.



Загрязнённый желоб и горизонтальный излом рельс на к/ст "метро Войковская"

Опасность для пассажиров представляет не только плохое состояние путей, но и «временная» криво уложенная плитка в зоне посадки и высадки. Пассажиры могут споткнуться, упасть, получить травмы на криво уложенной плитке. Вне остановок, как временное решение такая плитка допустима, но не в местах, где пассажиры садятся в трамвай.



Некачественно уложенная плитка на к/ст "метро Шабловская"

Заключение

Ремонты, выполненные в 2020-2021 годах в среднем привели к ухудшению состояния трамвайных путей относительно состояния до ремонта. Качество работ варьируется от удовлетворительного, до отвратительного. Самые серьёзные проблемы (как отмечалось в 2018 году) наблюдаются на кривых и кольцах, но есть недочеты и на прямых участках. Некоторая часть открытых после ремонта линий вообще не может безопасно эксплуатироваться с пассажирами.

Большой проблемой является отсутствие креплений на ещё не сданных в эксплуатацию участках. Укладка плит только маскирует данную проблему. Оценка состояния участков без плит проще, поэтому желательно минимизировать укладку плит для более качественной текущей оценки состояния путевого хозяйства и возможности исправления работ, выполненных неудовлетворительно.

Также проблемой (но не ремонтов, а плохого состояния трамвайного хозяйства Москвы) является волновой износ, первые признаки которого уже появляются на обследованных участках (на к/ст «метро Войковская» и на улице Шаболовка). При этом служба пути практически не использует рельсошлифовочные машины. То есть, даже после окончания ремонтных работ волновой износ останется и будет только прогрессировать.

Больше информации об исследовании и его результатах можно прочитать тут.

Результаты исследования будут направлены в Департамент транспорта Москвы.



Львёнок грустит из-за плохих трамвайных путей. Распространите этот пост, не дайте львёнку вконец впасть в депрессию!

В исследовании принимали участие:

Александров В.Ю. - руководитель исследования, участник полевых обследований

Красильников П.А. - научный консультант, участник полевых обследований

Радченко А.В. - идейный вдохновитель, научный консультант

Мельников Е.А. - консультант

Белов Ф.В. -  участник полевых обследований

Красильникова Е.П. - фотограф

бардак, Москва, исследование, трамвай

Previous post
Up