Нижневартовск

Aug 14, 2016 23:07



Среди северных нефтеградов, к коим относятся показанные в прошлых частях Когалым и Ноябрьск (там же - о том, что я называю этим словом), Нижневартовск стоит особняком - вроде и сооветствует по всем пунктам, да только размером крупнее иных областных центров (270 тыс. жителей). Такое уж тут месторождение - легендарный Самотлор. Здесь же кратко покажу Мегион - с крупнейшим из нефтеградов соседствует старейший.

В Нижневартовск я ездил из Сургута - это 220 километров неплохой, но весьма загруженной дороги, и всего 4 автобуса да 1 пригородный поезд в день, так что расписание выходило весьма неудобным - по сути дела на огромный город у меня было всего несколько часов. Автобус подали убитый, тарахтящий и вонючий, а шёл он полупустым - в этих краях "машину даже кошке покупают", и междугородний общественный транспорт востребован немногим больше, чем где-нибудь в Штатах. Пейзажи по дороге однообразны, я показывал их в посте о железных дорогах Югории - леса да болота, указатели с аббревиатурами и цифрами, колонны спецтехники, постоянное присутствие человека и почти полное отсутствие жилья. На пол-дороги до Вартовска стоит Лангепас - вторая "жемчужина ЛУКойла" после Когалыма, с чужих слов (я видел только окраины) такой же до пугающего ухоженный город-офис с поездом на главной площади. Куда интереснее дальний город-спутник Нижневартовска Мегион (55 тыс. жителей) на обских протоках Мега и Мулка:

2.


Именно сюда в конце 1950-х годах отправился вразрез с указаниями начальства посланный на Кузбасс искать нефть рядом с углём молодой и горячий азербайджанец Фарман Салманов. Наличие гигантских запасов нефти и газа на Средней Оби геологи предсказывали ещё до войны, в 1953 году газ нашли в Берёзове, а весной 1959 года и первая нефть из небольшого, не имевшего промышленного значения месторождения, была получена на Малом Атлыме. Салманов же с 1957 года работал с Сургуте, начальство возмущалось его самоволию, но не принимало мер, боясь "вынести сор из избы", и в конце концов подписало указ о его переводе на Обь "задним числом". Малый Атлым лежал по течению ниже Сургута, Салманов же отправился наверх, и 21 марта 1961 года, аккурат на Навруз, в ту контору, где наверняка только и ждали неудачи своевольного подчинённого и повода его отстранить, вдруг пришла телеграмма "Уважаемый товарищ, в Мегионе на скважине № 1 с глубины 2180 метров получен фонтан нефти. Ясно? С уважением, Фарман Салманов". Следующую телеграмму Салманов послал уже с Усть-Балыка близ нынешнего Нефтеюганска «Скважина лупит по всем правилам», и в более литературном виде лично Хрущёву «Я нашел нефть. Вот так, Салманов». И хотя мне доводилось слышать, что вся эта история сильно приукрашена и романтизирована, да и Салманов уж очень яркий типаж, но всё же "культурным героем" эпоса нефтегазовой Сибириады остался именно он.

3.


Что же до Мегиона, то первые баржи нефтью ушли отсюда по Оби в 1964 году, тогда же он стал рабочим посёлком, а с 1980 - городом, и судя по чужим постам, так и остался одним из самых неуютных и запущенных в Югории. Здесь есть мечеть, церковь княгини Елизаветы (1992), до 2001 года называвшаяся Покровской, пока не освятили новый Покровский храм. Близ него стоит памятник 500-миллионной тонне добытой нефти, а с автовокзала просматривается внушительный монумент первооткрывателям (2011):

4.


Но больше всего впечатляют плакаты "Слава нефти!" на торцах домов - не могу отделаться от мысли, что внизу там написано ещё и "Углеводородам слава!". На самом деле это потому, что Мегион - вотчина компании "Славнефть", на другом конце страны владеющей Ярославским нефтезаводом.

5.


Дело Салманова же продолжили не столь харизматичные профессионалы, и настоящий "отец" мегионских и нижневартовских промыслов - Владимир Абазаров. В 1965 году его партия из Мегиона отправилась на озеро Самотлор, чьё название с хантыйского значило "худая вода", и 22 июня, из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощи - более 1000 тонн (!) нефти в сутки. Самотлорское месторождение оказалось с большим отрывом крупнейшим в России, и хотя к числу крупнейших в мире не относится ни сейчас, ни на момент открытия (вообще парадокс, но по запасам нефти, в отличие от газа, Россия далеко не в лидерах), всё же место его стабильно в первой десятке. Основные запасы там прямо под зеркалом озера, и говорят, по крайней мере до распространения наклонных скважин вышки стояли на насыпных островках. Сейчас Самотлором владеет, кажется, "Роснефть", а попасть туда непросто - но всё же есть зимний пост russos'а.
Достигнув "угла" почти прямоугольного Нижневартовска, дорога из Сургута разделяется - налево к Самотлору, а прямо и направо - в город.

6а.


На кольце стоит пожалуй самый впечатляющий памятник Югры, поставленный ещё в 1978 году - "Покорителям Самотлора" с кажется единственным Вечным огнём, зажжёным не в память о жертвах войны. Это впечатляющий образ - усталый нефтяник в растянутом свитере выходит из тайги как Прометей. Собственно, доживи до наших дней древнегреческая религия - Прометея наверняка назвали бы богом нефтяников и газовиков.

6.


Я же поймал здесь маршрутку и уехал в город, по дороге поразившись его размеру - на экране в маршрутке крутили явно полмнометражный мультфильм, и пока ехали, он успел пройти от стадии "всё плохо" до стадии "добро победило зло".. Нижневартовск, в отличие от многих других нефтеградов, возник не на пустом месте, а близ старого села, к момунту открытия Самотлора уже 3 года как райцентра. Но дальше начался буквально взрывной рост, за 7 лет (к 1972-му) посёлок нефтяников вымахал в город, и население его в первые 20 лет удваивалось в среднем за три года, к моменту распада СССР достигнув 240 тысяч жителей.

7.


И первым впечатлением от Нижневартовска было дежавю: если Надым и Новый Уренгой строили ленинградцы (вот интересно, севернее какой широты никто кроме них не строил?), за Ноябрьск отвечала Украина, а за Когалым - экзотические Эстония и Азербайджан, то Нижневартовск среди болот строила Москва. И это просто видно - московские серии домов, московский трафик на дорогах: ни дать ни взять район Нижневартово, и даже где тут станция метро "Нижневартовская", понимаешь довольно быстро.

8.


Нет, мозг положительно отказывается признавать, что вечером я сяду на поезд и поеду в Сургут, до которого всего 220 километров, а не пойду домой, где заварив себе чаю сяду за комп. Ну то есть теперь-то, три недели спустя, я в настощей Москве, но вижу почти то же самое.

9.


Хотя пожалуй что Москва здесь не нынешняя, а 10-15-летней давности, кроме разве что ментов, вымогающих регистрацию в 3-дневный срок.

9а.


На самом деле Нижневартовск - едва ли не самый унылый из городов сопоставимого масштаба. Кажется, mingitau обозвал его "гипертрофированным ПГТ" - не живой город, а бескрайний массив почти одинаковых номерных микрорайонов, где каждый вид так и вопиет об искусственности и узкоспециализированности. Хотя размеры и зажиточность всё-таки берут своё - столь характерной для нефтеградов атмосферы "мы работаем-работаем-работаем!" тут нет, люди беззаботнее и разнообразнее. Особенно летом, когда из столиц возвращаются многочисленные студенты.

10.


Главный рынок называется, внезапно, Сибирский Балаган!

11.


А напротив - пожалуй самое красивое здание города - кинотеатр "Мир" (1986). Вернее даже не само здание, а композиция на нём, видимо символизирующая торжество Мира над Войной, изображённой в виде ржавого "гигантского человекоподобного боевого робота":

12.


Близ вокзала сфотографировал церковь-времянку:

13.


В общем-то запоминающихся деталей в городе не так уж мало, но как обойтись без штангового насоса у одной из нефтяных контор?

13а.


Как уже говорилось, в плане Нижневартовск - почти правильный прямоугольник, лишь с южной стороны вогнутый излучиной Оби, по обе стороны которой тянутся два тонки длинных "уса". С противоположной реке стороны город ограничивает железная дорога (за ней ещё промзоны), и прямая широкая улица Чапаева (топонимика тут вполне общесоветская) упирается в грандиозный вокзал, с площади перед которым отходят и автобусы - справа городские, слева пригородные и междугородние:

14.


Железная дорога пришла сюда в 1976 году, и более того - изначально именно Нижневартовский ход был основным, а Уренгойский - боковой веткой, но по факту вышло скорее наоборот. Первую "ласточку" (не за это ли так прозвали эти тепловозы?) ТЭ3, в отличие от Сургута и Нового Уренгоя, Нижневартовск установить не смог - потому что и не "ласточкой" сюда пришла железка, а "бычком" - ещё более старым тепловозом ТЭ2 1950-х годов, до наших дней не сохранившимся. Железнодорожники поступили честно, вместо такого же точно тепловоза-"самозванца" поставив схематичный макет с "тем самым" номером.

15.


В некоторых местах пишут, что нижневартовский вокзал "занесён в Книгу Гиннеса как крупнейший в мире вокзал на конечной станции", но это очевидный бред - и станция не конечная (линия продолжается ещё километров на 20 к Нижневартовской ГРЭС в посёлке Излучинск), а вокзалы Москвы, Питера или Одессы всяко гораздо крупнее (не говоря уж о вокзалах западных столиц). Но масштаб действительно впечатляет - найдите в этом кадре людей!

16.


Внутри там высокий зал, под которым как бы полтора этажа да множество торговых точек. С путей вокзал вроде такой же, как и со стороны города, но я его с той стороны не то что не заснял, а не увидел - в спешке на поезд позабыл оглянуться.

17.


Другие ворота Нижневартовска - на его западной стороне, с которой город ограничвает раскинувшейся за речкой-вонючкой аэропорт, устроенный на нынешнем месте в 1971 году, а в 1992 ставший аэропортом федерального значения. Регулярные рейсы отсюда в полсотни городов (зарубежные, правда, только в Беларусь, Узбекистан и Таджикистан) да чартеры по всему свету. Родословную свою "Нижневартовскавиа" возводит ещё к кукурузникам, садившимся на расчищенные площадки близ новооткрытого Самотлора, и стелу на площади поставили в 2000 году к 35-летию компании:

18.


Тогда же здесь появилась протянувшаяся на 300 метров Аллея Почёта Авиатехники - подобные музей под открытым небом я видел ещё в Салехарде и Берёзове, но исходная, как я понимаю, здесь. Каких-то необычных машин, как я понимаю, здесь нет (салехардцы тут показали себя учениками, превзошедшими учителей), но сделао всё очень красиво:

19.


Среди бело-синих вертолётов "Нижневартовскавиа" затесался и военный Як-3 - это памятник героям-лётчикам:

20.


А вторая половина аллеи - так и вовсе макеты:

21.


Есть у Нижневартовска и третьи "ворота", или скорее чёрный ход со двора, но к ним подойдём чуть позже. Сейчас же, наоборот, заглянем в самый что ни на есть геометрический центр города на просторую и очень многолюдную (размер города сказывается) площадь Нефтяников:

22.


Уличной скульптурой Вартовск, как и Когалым, не богат, и большинство её образцов как раз на этой площади. Посредине - очаровательная "Собака":

23.


А на южном конце - "Девочка-скейтер". И я бы усомнился, что это именно "девочка", если бы персонажи подобного вида не тусовались несколько лет у меня (вернее, у моей сестры) дома - никто меня не убедит, что это не зашифрованный и от того первый и единственный в России памятник трансгендеру:

24.


С другой стороны площади, севернее Дворца искусств, есть ещё "Школьник" и "Школьница", но я к ним не дошёл - они стоят в местном Парке Победы, за который я принял вот это обелиск, направившись от площади в противоположную сторону:

25.


И минут через 15 (тут надо сказать, что вообще в Нижневартовске с точки зрения пешехода ВСЁ далеко) вышел на берег Оби:

26.


Здесь великая сибирская река, которую прошлым летом вниз от устья Иртыша я проскакал на "Метеорах" ( Ханты-Мансийск - Берёзово. || Берёзово - Салехард) кажется не такой уж широкой... но дело не в Иртыше, в том же Сургуте она намного шире - просто Нижневартовск стоит напротив огромного острова, разбивающего Большую Обь на две протоки размером с не великую, а просто крупную реку. От многих других городов, однако, Нижневартовск отличает набережная с то ли крепко затопленной нижней линией, то ли "лягушатником" для желающих искупаться. Вдали краснеют мечеть и церковь, и хорошо видно, как за многоэтажками, словно за мысом, город продолжается - это так называемый Старый Вартовск:

27.


Взгляд в обратную сторону - прошлый кадр снят вон от тех "московских" домов. Ниже по течению - загадочная пирамида, которая на поверку оказалась совершенно прозаичной гостиницей "Жемчужина Сибири", и внушительных размеров речной порт.

28.


Куда-то в его сторону пропыхтел буксир на фоне острова, который сам весь изрезан протоками и старицами:

29.


А у причала примерно на одной линии с мечетью находятся третьи "ворота" города - пассажирский причал. О буйстве пассажирского движения на Оби у меня был отдельный пост - там огромный ассортимент судов от 60-летних теплоходов до новеньких "Линд", но всё это великолепие начинается лишь от Сургута, отправляющего "Метеоры" в Ханты-Мансийск. Из Вартовска же туда проще ехать по земле, и две пассажирские линии отсюда - вверх по великой реке. Речной трамвайчик у пристани видимо "пригородный" - ходит в левобережные сёла Былино и Вымпугол, но есть ещё и судно на подводных крыльях, пару раз в неделю отпавляющееся за полтыячи километров в Колтогорск (пристань городка Стрежевой) и Каргасок - оба уже в Томской области, но первый - в тупике дорог с севера, а второй - в тупике дорог с юга. Но в целом получается, что от Бийска до Салехарда можно проехать хоть и со множеством пересадок с автобусов на катера и обратно, но зато почти напрямик.

30.


На набережной строится, и видимо очнень давно строится, огромная мечеть о 4 минаретах - как и в большинстве нефтеградов, русских в Нижневартовске 60% населения, украинцев существенно меньше среднего (5-6%), зато почти 10% вартовчан - татары,  ещё 5% башкиры и азербайджанцы - то есть, у этой мечети будут десятки тысяч прихожан.

31.


А вот Рождественская церковь (1998) здесь стоит давно, огромная и в архитектурном смысле откровенно неказистая:

32.


Вид с набережной так и напрашивается на попытку художественного фото. Никогда не забуду, как давным давно в одном городе (не здесь) я стоял у какого-то кафе, в нём играла какая-то попса, и сквозь попсу эту величественно прорывались удары колокола...

33.


Между церковью и мечетью к Оби выходит та самая улица Чапаева, строго по прямой ведущая на вокзал, но такая длинна (3-4 километра), что ни Обь от вокзала, ни вокзал от Оби не видны. Я же вышел на первую от берега параллельную реке улицу 60-летия Октября, в Вартовске пожалуй самую гламурную:

34.


Но памятник на ней, глядящий практически на апсиду церкви, предельно серьёзный: у всего этого Чертанова-на-Оби был свой создатель, и сколько бы я ни иронизировал о нижневартовской архитектуре, на самом деле считаю, что в тех условиях - среди болот да с ростом населения на десятки тысяч человек ежегодно - построить город лучше было невозможно. В мировой практике столь быстрый рост обычно заканчивается трущобами, на борьбу с которыми уходят ещё десятилетия.

35.


По этой улице я пошёл в сторону окраины, то есть вверх по течению Оби. Странные скульптуры близ ТЦ "Мандарин":

36.


И чуть поодаль от них, на линии последних многоэтажек - ВОТ ЭТО, более всего похожее на чудовищ из аниме "Евангелион", которых там почему-то называли ангелами. Я бы ни за что не признал в этой конструкции (вартовчане зовут её Треножник, Каракатица или, извиняюсь, Писающий Паук) памятника Нефтяникам (2003). Надо заметить, на фото она не так уродлива, как на местности, в 2014 её даже начинали было демонтировать, но в какой-то момент пощадили - хоть и уродина, да своя, и в городе даже развернулась кампания по её защите, и так как ТЦ или ЖК сюда не воткнёшь, власти с радостью согласились. Успели только содрать обшивку с перевёрнутой пирамиды, от чего Каракатица сделалась ещё страннее.

37.


По сути дела это выезд из города, причём строго противоположный тому, на котором памятник Покорителям Самотлора. Дальше начинается самый малоизвестный и самый необычный район - Старый Вартовск, о чём напоминает название другой загадочной конструкции с куполом чуть поодаль:

38.


...Как уже говорилось, Нижневартовск от иных нефтеградов отличает то, что он основан был не "в чистом поле" - с 18 века на левом берегу Оби были известны хантыйские Вартовские юрты, близ которых в середине 19 века появился русский хлебный склад, а вокруг к 1888 году разрослось село Вартовское. Напротив же в 1909 году открылась торговая пристань, и за десяток лет селение переправилось через Обь, где под названием Нижневартовское неспешно росло и за три года до открытия Самотлора даже стало райцентром. И хотя его давно включили в черту города, сам город вырос несколькими километрами ниже по Оби, а здесь так и осталось одноэтажное неухоженное предместье:

39.


Но в нём хватает старых изб:

39а.


От главной улицы Лопарёва, по которой ходит транспорт, можно свернуть в Клубный переулок, где стоит церковь Иоанна Предтечи. Деревянную церковь в Вартовске начали строить в 1914 году, освятили между двумя революциями, а вскоре закрыли и переделали в клуб - отсюда и название переулка. В 1989 году здание сгорело, новый храм в 2004 построили каменный.

40.


А ещё через квартал на последней улице перед Обью - основаный в 2003 году Музей истории русского быта, старожильческая усадьба, по старожильческой же инициативе слепленная то ли из самих аутентичных построек Вартовска и Вымпугола, то ли из их точных копий.

41.


Увы, я был тут во вторник, когда музей закрыт. В кадре слева зерновой амбар, справа завозня, в конце выглядывает стайка (зимнее стойло). Угол избы скрывает охотничий и рыбацкий амбар, а в доме сделано несколько интерьеров - жилища крестьян, торговых людей и советских селян середины ХХ века.

42.


Интересный вид с другой стороны - заборы музея и чьего-то дома:

43.


Дальше на пыльной улице я нашёл узкую щель меж заборов:

44а.


По которой спустился к Оби:

44.


У воды которой и закончим рассказ что о Нижневартовске. Подробнее город показан у dikiy-m - на самом деле в огромных пространствах микрорайонов я упустил очень многое, в том числе и достаточно знаковое.

45.


И в общем, подводя итог обзора нефтеградов, сформулирую то, чем они меня подкупают: построенные не так уж и давно под конкретные задачи, они эти задачи выполняют по сей день. Это города, где всё серьёзно, все при деле, где в чести специалист, а не самовлюблённый гуманитарий. Не могу сказать, что мне в этой среде комфортно - скорее, в них я стыжусь себя и своего образа жизни, вновь вспоминая про это вечное проклятие журналиста - писать о том, что сделано другими.

В следующих двух частях - о Сургуте, уже не нефтеграде, а большой и шумной настоящей столице Югории.

СЕВЕР-УРАЛ-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Селькупия
Вертолётом над тундрой.
Красноселькуп.
Мёртвая дорога. Река Таз и брошенные паровозы.
Мёртвая дорога. Посёлок Долгий и поход по линии
Нефтегазовый край.
Железные дороги Югории.
Как добывают нефть.
Ноябрьск. Город нефтяников в краю газовиков.
Когалым. Столица ЛУКойла.
Нижневартовск.
Сургут. Городской пейзаж.
Сургут. Старина и транспорт.
Сургут. Вездеходы "Тром".
Горнозаводской Урал - посты будут.

Сибирь, железнодорожное, "Вечность пахнет нефтью", татары, дорожное, авиация, Ханты-Мансийский АО, транспорт, Югория, деревянное, индустриальный гигант, речной транспорт

Previous post Next post
Up