Витебск - областной центр (348 тыс. жителей) на северо-востоке Белоруссии, фактически столица Белой Руси, так как в Витебскую область входит Полоцк. На протяжении многих веков Полоцк и Витебск образовывали "двойную систему" - достаточно сказать, что известный с 947 или 974 года Витебск второй по возрасту город страны. Несмотря на огромные утраты 1930-х и 1960-х годов, Витебск остается красивейшим городом Белой Руси. Более того, лично меня он впечатлил не меньше, чем Гродно - конечно, по сравнению с последним здесь в разы меньше польско-литовского наследия, но всё-таки Беларусь - это не только ВКЛ, и Витебск содержит, пожалуй, самую многоплановую подборку ее культуры.
Рассказ о Витебске будет состоять из 4 частей: Задвинье, два поста об основном центре (северная и южная часть), и один пост о всяких прочих аспектах. Начну рассказ с Задвинья - хотя это и предместье, но именно здесь находится вокзал. Сам же район состоит из парадной сталинской улицы Кирова и колоритнейшей изнанки, где смешалось пролетарское и еврейское.
Маленькая географическая загадка: и в Полоцке, и в Витебске есть Задвинье. В Полоцке автовокзал в основной части города, в Витебске соответственно в Задвинье. При этом между двумя городами дорога не пересекает Двину - как это получается? На самом деле элементарно: в Полоцке Задвинье - левый берег, а в Витебске - правый.
Вокзал и автовокзал находятся в 5 минутах ходьбы друг от друга. В 2007 витебский вокзал выглядел очень мрачно - темный, облезлый, неуютный, автовокзал же наоборот поражал своей современностью и опрятностью. С тех пор вокзал привели в порядок, а автовокзал уже не впечатляет - за 4 года такая степень благоустройства и в России перестала быть редкостью.
Вокзал послевоенной постройки при кажущейся простоте очень красиво оформлен - в его проекте принимал участие Борис Мезенцев, автор одной из московских высоток (на Красных воротах) и не менее роскошных вокзалов
в Смоленске и
Харькове.
А вот такой вид открывается с вокзального крыльца - за "воротами" начинается улица Кирова, ведущая прямиком в центр:
Ворота и осовремененный Дворец детского творчества:
Улица Кирова короткая - не более километра, и ведет прямиком к мосту через Двину. Посредине бульвар:
А сталинская архитектура достойна Минска и Волгограда:
Особенно детали:
Боковые улицы украшены небольшими "воротами":
А в конце улица Кирова переходит в Кировский мост, начинающийся между главных ворот:
Отсюда уже хорошо видные основные вертикали Старого города: едва ли не крупнейший в стране Успенский собор (1743-77), Ратуша и Воскресенская церковь (1770-е) на Рыночной площади, Благовещенская церковь (1120-е). А также сталинский театр, оригинальный позднесоветский универмаг и не оригинальная позднесоветская гостиница.
Из старинных зданий аутентична только Ратуша - другие три разрушены в 1960-е годы и воссозданы: Благовещенская церковь - в 1992-97, Воскресенская церковь в мой прошлый приезд (январь-2007) была уже построена, но не оштукатурена, а Успенский собор только начинал строиться заново. Витебск славился своим ансамблем "виленского барокко" - Ратуша и четыре костела слагали неповторимый скайлайн из 9 башен. К распаду СССР башня осталась одна, а ныне их уже 5. Впрочем, о Старом городе я напишу отдельно, так что пока больше не будем смотреть в его сторону.
А вот сам Кировский мост заслуживает внимания: построен после войны взамен разрушенного, и примерно повторяет его очертания:
Но с украшениями в стиле "высокого сталианса":
Особенно впечатляют колонны, украшающие только "задвинский" конец моста:
Одна из башен Кировских ворот - а ведь напоминает очертаниями башни литовских замков:
Проходя у ее подножья, я увидел вывеску "Гостиница Двина Витебского медицинского института Ордена Дружбы Народов" - и понял, что ночевать буду только здесь! Холл, лифт, коридоры и цены (400р. за одноместный номер) - отменный soviet-style. Администраторша меня сначала встретила очень напыщенно, а под конец оформления начала меня жалеть на тему того, что в номерах очень холодно и даже отговаривать от заселения. Но я был непреклонен и об этом теперь не жалею.
С башни открывались интересные виды на улицу Кирова (увы, сквозь грязное стекло):
Одна из достопримечательностей Витебска - телевышка в форме корабельной мачты. Сам приём не уникален (я видел такие в Архангельске, Оренбурге, Виннице, Гродно), но витебская по-моему самая изящная. Чуть-чуть правее - панорама Задвинья, ныне представляющего собой фабричный район:
Исторически Задвинье состояло из двух отдельных слобод - их названия менялись, и в общем проще говорить Северное и Южное Задвинье. Северная слобода чуть ли не ровесница города, южная сложилась в 16 веке. При Речи Посполитой южная слобода была купеческой, а северная - ремесленной. Улица Кирова по-прежнему обозначает границу слобод, и разница между ними видна по сей день. Южная слобода - хуже сохранилась, но имеет красивый "фасад" на Двине:
Роскошное сталинское здание Высшего техникума связи (витебский филиал):
Чуть дальше - так называемые Лабазы или Соляные склады. Как уже говорилось, при Речи Посполитой южное Задвинье было купеческой слободой с иностранными (в основном русскими) подворьями. Склады были построены в 1774 году, но их облик еще типично польско-литовский - вероятно, это был долгострой:
Ныне здесь обитает Центр народной культуры "Двина" - впрочем, в момент моего визита он был еще закрыт:
В основном же Южное Задвинье вот такое - обычный для западных губерний город, к тому же сильно потрепанный войной:
А вот судьба Северного Задвинья сложилась иначе - оно превратилось в еврейскую слободу. Именно слободу, а не квартал, ибо блуждать по его улочкам можно часами. Витебск стал одной из "еврейских столиц" Российской империи, причем как губернский город он стал и одним из центров еврейской интеллигенции - все это очень похоже на историю еврейской общины украинских
Черновиц. Самым известным из витебских евреев стал, безусловно, художник Марк Шагал, чей дом-музей находится именно здесь. Кроме того, Витебск стала в империи центром Хабада - одно из крупнейших течений хасидизма, зародившихся в местечке Люббавичи (ныне в Смоленской области).
После войны бывшая еврейская слобода из-за близости железной дороги начала превращаться в пролетарский район со множеством фабрик. Городская среда этого района не целостна, но очень колоритна. Типичные пейзажи:
Мрачноватые кирпичные улицы, упирающиеся в советские фабрики. Застройка очень эклектична, и за каждым поворотом с равным успехом может ждать и такое:
И такое:
Но особенно впечатляет изнанка, местами пронзительно краснокирпичная:
Этот район больше напоминает не еврейский квартал, а фабричную слободку. Здесь подсознательно начинаешь слышать "Марсельезу", хотя исторически уместнее была бы "Нагила". А еще надо слышать, какая на некоторых улицах здесь тишина - никогда не думал, что в большом городе может быть настолько тихо...
В центре района - руины Хоральной синагоги конца 19 века:
Но в общем в пейзаже Северного Задвинья нишу синагог заняли фабрики:
К дому-музею Марка Шагала я так и не дошел, хотя даже проходил по Покровской улице, где он расположен - она здесь одна из самых цельных и показана на одном из кадров. Еще один интересный памятник Задвинья -
костел Святой Варвары за железной дорогой, который я успел неплохо рассмотреть из окна маршрутки, а идти поленился. Несмотря на неоготический облик (1880-е), само здание костела построено еще при Речи Посполитой - это единственный костел Витебска, не разрушенный и никогда не бывший православной церковью.
В следующей части отправимся в Старый город.
БЕЛАЯ РУСЬ-2011
Вступление.
Витебская область.
Глубокое. Родина "виленского барокко".
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Старый город.
Витебск. Юг центра.
Витебск. Разное.
Орша.
Могилёвская область.
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.
Смоленск-2010.
Соборная гора и панорамы.
Старый город.
Вдоль крепости:
запад и юг,
восток и север.
За пределами крепости.
.