Смоленск. Часть 5: за пределами крепости

Jan 26, 2010 15:55



В последней, пятой части - о достопримечательностях за пределами крепости. Район вокзала, Заднепровье с его церквями, три домонгольских храма 12 века, и район костёла к югу от Старого города.

Начнём прогулку в Заднепровье. Вот так оно выглядит от башни Веселуха:



На переднем плане - Нижне-Никольская церковь (1745-48) у моста через Днепр, за ней шатровая Варваринская церковь (1753-57) и древнерусская Петропавловская (1150-е). Правее две трубы городской ТЭЦ, за ними башни вокзала. Собственно, с вокзального района и начнём.



Вокзал Смоленска (1949-51) - один послевоенных вокзалов-дворцов, того же типа, что вокзалы в Волгограде, Курске, Харькове, то есть своеобразный памятник Победе. И по-моему один из самых эффектных российских вокзалов. Именно в Смоленске его построили очень кстати, хотя вряд ли в те годы Смоленск мог рассматриваться как "ворота России".



Еще один вид. Обратите внимание на герб и орден:



Железнодорожные пути охватывают вокзал с двух сторон, а прямо от вокзальной площади ведёт широкая дорога, переходящая в эстакаду. На привокзальной площади остановка автобусов на Москву и касса в "газели". Билет 500р., в пути 5-7 часов, прибывают на Белорусский вокзал, отправляются каждый час.
Однако самое удивительное в Смоленском вокзале то, что совсем рядом с ним находится домонгольская церковь!



Кадр снят с путепровода, а на заднем плане виден Успенский собор. Церкви прекрасно видны из окон проходящих поездов.
Шатровая церковь Святой Варвары - гораздо более интересное здание, чем кажется на первый взгляд. На самом деле в её основе - епископиские палаты 1630-х годов, когда это место стало резиденцией униатского архиепископа Льва Кревза-Ржевуззского. В русский период палаты были перестроены в церковь,  и что здесь относится к указаной во многих источниках дате (1750-е) - даже и не совсем понятно. Тем не менее, это единственное сохранившееся польское здание в Смоленске!.
А сама церковь Петра и Павла на Городянке была построена в 1150-е годы, и является ныне старейшей в Смоленске. Считается, что это был домой храм в загородной резиденции князя. И это типичный древнерусский храм, в котором еще почти не проявились специфические смоленские черты.



Общий вид Заднепровья с Соборной горы. На переднем плане стена на высоком берегу, далее замёрзший Днепр и Нижне-Никольская церковь у моста.



Нагорные кварталы поближе:



Между Днепром и железной дорогой протянулась полузаброшенная промзона:





И вдалеке стоит Верхне-Георгиевская церковь (1810) - кадр снят 20-кратным зумом.



В Заднепровье, между вокзалом и мостами, сохранилось довольно много старинных домов, но в целом застройка этой части города сильно разорвана. Наиболее целостный ансамбль - у моста через Днепр, от которого начинается Большая Советская. Если стоять спиной к Одигитриевским воротам, то слева будет огромный Заднепровский рынок, а справа комплекс Нижне-Никольской церкви (1745-48):



Очень красивая готическая часовня была построена в 1902 году, и у меня почему-то ассоциируется с уже показанными в прошлых частях памятниками 1812 году:



Перспектива улицы Беляева, которая за мостом превращается в Большую Советскую:



И собственно Заднепровский рынок:



Вид в другую сторону. Уже знакомые нам северный участок стены и ворота. По разные стороны Днепра - две опоры разрушенного войной моста, который вёл прямо к Одигитриевской церкви.



Глядя на эту речку, мне сложно поверить, что этот тот же самый Днепр, на котором стоят Киев, Днепропетровск и Запорожье.
Посмотрим в другую сторону. За сталинскими двухэтажками виден купол церкви Иоанна Богослова на Варяжках:



Эта церковь была построена в 1170-е годы, однако последующие перестройки исказили её облик. Сейчас в ней трудно признать домонгольский храм:



Заставляет задуматься только форма апсид:



Да "голгофа" на стене и кладка из плинфы под штукатуркой:



Интересно, что церковь Иоанна Богослова и церковь Петра и Павла стоят у разных концов одного и того же моста. Отсюда еще около километра по берегу Днепра до третьей, самой интересной домонгольской церкви Смоленска.

Через вот такие кварталы:



Церковь Михаила Архангела Свирская, или Михаила Архангела на Пристани, построенная в 1190-е годы:



Стоящая на высоком холме, в ограде с колокольней, эта церковь уникальна тем, что сохранила облик смоленской архитектурной школы:



Дело в том, что Смоленск был одним из главных центров каменного зодчества Руси перед монгольским нашествием. В Смоленской земле (в первую очередь в самом городе) археологам известно несколько десятков домонгольских каменных построек - больше, чем было во Владимиро-Суздальском княжестве.
Смоленские мастера строили храмы Рязанского княжества, смоленская архитектура сильно повлияла на становление новгородской и псковской архитектурных школ... Даже Успенский собор в изначальном виде был построен при Владимире Мономахе и простоял до Великой Смуты.



Смоленская архитектура имела много своих специфических черт. Например, характерные ступенчатые углы:



Общая вертикальность пропорций, есть в этих церквях что-то византийское и балканское, какая-то даже "нерусскость":



Вот так церковь Архангела Михаила выглядела изначально - основное отличие в форме завершений:



Другие храмы Смоленска могли выглядеть так:





Были в Смоленске помимо православных церквей и другие постройки - терема, укрепления, кирпичные заводы, и даже Немецкая божница - загадочная ротонда 12 века, в которой некоторые исследователи предполагают церковь скандинавских купцов.



(все реконструкции и последняя фотография - с сайта РусАрх, статья Н. Воронина и П. Раппопорт).
Однако из всего этого великолепия осталась ничтожно малая часть. Если из каменных построек Владимирской Руси уцелело около десятка, то из смоленских - всего 3. Бесконечные войны уничтожили почти все смоленские храмы, к 1941 году кроме этих трёх церквей не осталось ничего. Да и эти храмы выжили в основном потому, что были за пределами старого города и не имели стратегической ценности.
Та же участь постигла построенные смолянами храмы Рязани, которую стёр с лица земли хан Батый (ведь даже нынешняя Рязань - это на самом деле Переславль-Рязанский, от настоящей Рязани же осталось лишь городище).
Впрочем, уцелел еще один памятник смоленской школы - церковь Параскевы Пятницы на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде, или "церковь о ста углах" (построена в 1207 году):



(фото моё, февраль-2007).

Согласитесь, у этих двух церквей много общего:



В какой-то степени, Смоленская крепость - "компенсация" за утраченные древнерусские церкви.
Вид от Свирской церкви на вокзал:



И на район точно напротив неё:



.....
А теперь перенесёмся на площадь Смирнова, то есть на южную сторону крепости. Ведь в Смоленске был и еще один полностью утраченный архитектурный пласт - постройки польско-литовской эпохи. Вероятно, православных "литвинских" церквей в городе нет потому, что в 15 веке еще оставались домонгольские церкви (кстати, Смоленск избежал могольского разорения, есть легенда о Святом Меркурии, который в одиночку победил войско, но на самом деле причины конечно другие), и строить новые не было нужды, а вот построенные в 1610-40-е годы костёлы и ратуша были разрушены и заменены церквями.
В нынешнем Смоленске один костёл, построенный в конце 19 века. К нему от площади Смирнова и пойдём, мимо вот таких домиков:





Хотя костёл Непорочного Зачатия в Смоленске строился тогда же, когда и подавляющее большинство костёлов России, около него польско-литовский дух будто бы оживает. Во-первых, костёл очень большой. Во-вторых, его с двух сторон окружают кладбища:



Причём эти кладбища не огорожены, а совершенно открыты окружающей местности. Но я не припомню настолько же зрелищных и самобытных католических кладбищ в России:





Больше всего это кладбище напомнило мне многократно упрощенную Гору Крестов в литовском городе Шяуляй.



Как будто бы случайный памятник польско-литовскому прошлому этого города.



На этом и закончим рассказ о Смоленске - Столице Войны.

древнерусское, Среднерусское, "Три Твердыни", дорожное, ксенополисы, ВКЛ, Смоленск, "Западные рубежи", Смоленская область

Previous post Next post
Up