Окрестности Алапаевска. Часть 2: Нижняя Синячиха

Aug 10, 2010 19:23



Я уже показывал Хохловку - музей деревянной архитектуры Пермского края. Теперь покажу Нижнюю Синячиху - её аналог в Свердловской области, в 12км от Алапаевска. Два музея в целом похожи - и размером (около 20 построек), и инаковостью (так как деревянный Урал непохож ни на Сибирь, ни на Север), и положением вдали от крупных городов, и ландшафтностью.
Но сам набор построек в двух музеях отличается очень сильно, и главная "фишка" Нижней Синячихи - две крестьянские избы 17 века. Ну а кроме того, Нижняя Синячиха считается самым "живым" из музеев деревянного зодчества России.

Синячиха - это река, на которой в 1769 году были основаны в 5км друг от друга два завода. Верхняя Синячиха ныне представляет собой также весьма интересный заводской посёлок, куда я не успел. Нижняя Синячиха же лишилась завода задолго до Революции и к моменту создания музея (1980-е годы) представляла собой село.



Две Синячихи расположены в 12км от Алапаевска, автобусы в Верхнюю Синячиху ходят каждые полчаса, а от развилки до Нижней Синячихи, которая опознаётся по церкви - минут 20 ходьбы.
Нынешняя Синячиха - село совсем маленькое, меньше иных деревень. Тем не менее, сохранился каменный центр с купеческими домами и лавочками, над которым доминиурет красивейшая Спасо-Преображенская церковь (1794):



Построенная как заводской храм, она является памятником не уральского, а сибирского барокко с "пламенеющим" силуэтом и кривыми линиями. Да не просто памятником - а одним из шедевров:



И при этом - самый западный памятник этого стиля. Вообще, с точки зрения физической географии здесь уже Западная Сибирь, и особенно это ощущается там, где нет заводов.



Музей начинается прямо за церковью, на склоне:



Музей этот начал создавать еще в советское время Иван Данилович Самойлов - главный инженер Алапаевского района, чем и обусловлен выбор места за 180км от областного центра, но на хорошо изученном создателем месте. И видимо с тем, что музей был отчасти "авторской" работой, связана его устройство - он не обособлен от окружающей местности. Прямо сквозь музей проходит шоссе, музейные избы стоят вперемежку с обитаемыми, а отдельные памятники поставлены  в стороне среди кварталов села на своих естественных местах - например, мельница за речкой у жилой избы:



Посреди музея люди купаются в пруду, гуляют свадьбы... Осмотреть постройки снаружи можно хоть ночью, а в каждом здании за вход отдельная плата - 10р. И при этом ни малейших признаков вандализма!

Ближняя к церкви часть музея - это три часовни. Преображенская часовня из села Юрты - крайняя справа на кадре с общим видом, ниже более крупные Вознесенская часовня из села Карпова (красная) и Зосимы и Савватия из деревни Кокшарово:



"Стела" на переднем плане - на самом деле стенд с правилами поведения в музее (в том числе запрещено выпасать скот), ко мне обращённый ребром.
Украшения Зосимо-Савватиевской часовни:



Если верить табличке, основана часовня была беглыми сподвижниками Степана Разина в конце 17в. Дверь же её была заперта, и в музей резьбы по дереву я так и не попал.



Во второй часовне - экспозиция настенных ковров и тряпичных кукол мастерицы Христины Денисовны Чупраковой:





Вещи очень красивые и трогательные, и от того навевают даже какую-то грусть:



Ушедшее детство, позабытая сказка....



Между часовен - старинный колодец:



А за ним две усадьбы. Слева - изба 17 века, справа - изба 19 века. Видите разницу?



У избы 19 века - потрясающая резьба:











А в избе 17 века - коллекция домовой росписи из разных мест, в том числе наличники:



Внутрь попасть не удалось (почему-то было заперто), но кое-что видно и через окно:



А чуть ниже - полный комплекс усадьбы 17 века (обелиск сбоку - в память основания Нижне-Синячихинского завода):



Как и изба бабы Кати, эта усадьба представляет собой маленькую крепость, окружённую заплотом - забором из горизонтальных брёвен. В 17 веке вещь незаменимая, потому что то башкиры придут, то вогулы, то просто лихие люди. Сама усадьба собрана из отдельных построек, уцелевших в разных сёлах с допетровских времён.
Собственно дом - поменьше, чем "изба бабы Кати", но облик вполне себе древний, а внутренний вид совпадает с коптеловской избой на 9/10:



Фрагмент сруба 17в. с аутентичным окошком. Почти бойница - тут дело и в холоде, и в опять же периодических набегах:



Колодец-журавль. Как видно на этих двух кадрах, заплот - действительно, укрепление:



В сараях и под навесам - экспозиция инвентаря и повозок. За заплотом - картофельная грядка (!) и баня 17в. с крышей на уровне человеческого роста:



Стены из полубрёвен, окно почти на уровне земли. Сложно понять, как человек тут вообще помещался:



Но вдумайтесь - в этом срубе более 300 лет бывали люди. В этом срубе какая-нибудь юная остячка парила берёзовым веником беглого разбойника, который сжёг её стойбище и убил её родных, а саму взял в жёны. Или дородная баба смывала со своего мужика заводскую копоть. История не сохранила их имён - но сколько помнит этот крошечный сруб?!



И тут же, рядом - обычные жилые избы:



Перед входом в усадьбу - деревянная надпогребница 18 века: в погребах под такими хранилось добро на случай пожара. А на заднем плане кузница, перед которой зачем-то установлен якорь:



Чуть повыше - пожарное депо начала 20 века с деревянным баком. А колокол на двух столбах - та самая пожарная рында:



Рядом - башня Арамашевского острога (1660-е). Острожные башни - неотъемлемый экспонат скансенов Урала и Сибири:



На обратном пути увидел на крыльце башни вот эту женщину, словно пришедшую из сказок. И в то же время непохожа на ряженную - может быть, реально из 17 века в гости зашла?



Еще одно здание - бывшая контора Нижне-Синячихинского завода (1770-е), ныне занятая временными выставками:



Оглянемся назад - три часовни и Преображенская церковь:



Внизу - пожарная каланча начала ХХ века из Ирбита:



За каланчой - заводской пруд (плотина современная) и камень с часовней на вершине:



Часовня Александра Невского из села Останино отличается необычной круглой формой, и на камне стоит как родная:



В пруду купались люди, по камню из воды взбирались мальчишки, залезали до середины и ныряли в пруд вниз головой.

За плотиной на соседнем холме кладбище, а часовня Ильи Пророка (1802) - видимо, "родная":



Вид от кладбища на камень:





Наличники часовни:



Вид с камня:



Вид на музей, при контровом свете похожий на наваждение:



...Даже несмотря на то, что от Екатеринбурга до Синячихи около 3 часов пути с пересадкой (или около двух на автомобиле), музей пользуется популярностью. Пожалуй, это действительно одно из самых ярких мест на всём Урале.

В следующей части - о монастыре Новомучеников, куда я попал практически случайно.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010
Первая часть (апрель-2010).
Вступление.
Пролог №1. Хохловка.
Пермь Великая.
Усолье.
Березники.
Соликамск. Соборная площадь.
Соликамск. По центру.
Соликамск. Усть-Боровский сользавод.
Чердынь. Пейзажи.
Чердынь. Архитектура и музеи.
Ныроб.
Пролог №2. Ильинский.
Свердловская область.
Полевской (Северск). По городу.
Полевской (Северск). Северская домна.
Полевской. По городу.
Алапаевск.
Коптелово.
Нижняя Синячиха и монастырь Новомучеников.
Ирбит.
Малая родина.
.

замки-крепости, "Уральская быль", скансен, дорожное, "Молох", Алапаевский район, Урал, Свердловская область, этнография, деревянное, русские (этнография)

Previous post Next post
Up