Полярная ночь. Часть 7: Сумской Посад и деревни Ветреного пояса

Dec 28, 2009 01:10



Раз в двое суток навстречу друг другу выходят два поезда, идущих по одному из самых красивых маршрутов РЖД: Мурманск - Вологда. Их путь занимает около 37 часов (больше, чем до Москвы), причём стоят эти поезда едва ли не больше, чем едут. И на всём пути нет ни одного крупного города: в Апатитах живёт 60 тыс. чел., в Оленегорске, Кандалакше (Лапландия) и Соколе (Вологодщина) по 40-50 тыс. А на участке пути, который поезд проходит между двумя ночами, в Карелии и Архангельской области, нет ни одного населенного пункта крупнее 20 тыс. человек.
В общем, фантастическая глушь! И самая интересная её часть - линия Беломорск - Обозерская, которая соединяет Мурманскую и Архангельскую магистрали, проходя в 5-15км от Белого моря, вдоль холмов Ветреного пояса.

...Здесь у меня сломался фотоаппарат, и начал выдавать 9 из 10 кадров на уровне плёночной мыльницы (да и то только после обработки в фотошопе). Добавили эффекта и грязные стёкла старого вагона. Но разглядывая эти фотографии, я думаю - а уместен ли здесь цифровик? По-моему, старая советская плёнка намного лучше передаёт атмосферу этого богом забытого края.
(32 фото)

То ли из-за времени года, то ли так бывает обычно, но поезд шёл полупустым. В плацкарте мы ехали вдвоём: я и немолодой интеллигентный человек по имени Юрий Николаевич. В Мурманске он проработал 35 лет, и лишь на пенсии перебрался в Вологду, где более мягкий климат. Он много рассказал мне о Мурманске и о Лапландии, да и вообще с ним было очень хорошо ехать: доброжелательность и интересные разговоры. Периодически еще появлялись люди на боковой полке, ехали 3-5 часов, не расстилая постель, и выходили. 300-е поезда на Севере - это своеобразная разновидность электричек.



Линия Беломорск - Обозерская начала строиться до воййны, и была открыта в 1941 году, что было очень важно для связи охваченных войной Карелии и Лапландии с тылом. В последние годы линия была электрифицирована, и по ней ходит довольно много товарняков. Но пассажирское движение - наш 373/374 поезд и несколько электричек.
Глухомань...



Сами эти места - заповедный север. В сёлах вдоль линии кое-где сохранились деревянные церкви (Вирма, Нюхча, Малошуйка, Унежма), только стоит иметь в виду, что станция может быть сильно удалена от села (от Вирмы до станции 3км, от Унежмы - 25км). Сама эта местность называлась исторически Поморский берег, а параллельно побережью проходит пологий скалистый кряж с красивым названием Ветреный пояс. И кроме железной дороги в этих краях нет ничего.



Мне удалось подробно осмотреть одно из сёл - Сумской Посад в полусотне километров от Беломорска. В этом селе происходит встреча двух поездов: Мурманск - Вологда и Вологда - Мурманск. Второй тут стоит 30 минут, а первый (то есть мой) - 55 минут (прибытие в 10 утра). А Сумской Посад - село с очень богатой историей, в этой глуши кажушееся мегаполисом.

Станция Сумпосад (она же на кадре выше). Я еще не знал, что от неё до села около 2 километров.



Сумской Посад (название от реки Сума), расположенный в 5 километрах от Белого моря - одно из самых древних поморских селений: впервые он упомянут под 1436 годом как острог в составе Новгородской республики. По не совсем понятным мне причинам, в Средние века Сумской Посад был крупнейшим центром выварки соли из морской воды, поэтому владели им то Марфа Борецкая, то Соловецкий монастырь.



При Петре Первом через Сумпосад прошла Осударева дорога - построенная ударным трудом в карельских лесах магистраль для переброски войск из Поморья к шведским границам. С тех времён село славилось лоцманами и рулевыми, а в 1871-1931 годах тут действовала мореходная школа, за полвека давшая России более 80 капитанов, одним из которых был Владимир Воронин, легендарный Ледовый Капитан, под началом которого ходили суда "Ермак" (первый русский ледокол), "Седов" (поиски экспедиции Нобиле), "Челюскин" (знаменитая ледовая эпопея), "Сибиряков" (первым прошёл Севморпуть за 1 навигацию),
Словом, причины сбегать в это село даже за 2 километра от станции у меня были.

Школа. Её окна хорошо видны от станции, к ней идти минут 7-10. Кстати, здание Сумпосадской мореходки сохранилось до наших дней. Может быть, это оно и есть?



За школой я оказался у развилки - Сумской Посад, как и многие северные сёла, представляет собой "куст деревень", и от развилки было видно две деревни с противоположных сторон. До каждой из них был примерно километр, и казались они совершенно одинаковыми. Я пошёл налево, вниз по теченью Сумы - и не ошибся, рассудив, что более старая часть находится ближе к морю.



Когда-то в селе были две церкви: каменная Никольская (1693) и деревянная Успенская (1764), разрушенные в ХХ веке. Ныне - небольшая современная церквушка Елисея Сумского, местного святого.



Зато старых изб, амбаров и бань в селе по-прежнему очень много:



Сумской Посад вытянут вдоль речки Сумы, на неё глядят фасадами старые дома, принадлежавшие богатым поморам:





Мост через реку сейчас каменный, и ниже по течению хорошо видна цепочка старых изб:



Сразу останавливает на себе взгляд полуразрушенный деревянный дом у воды. Это - Соловецкий амбар, срубленный аж в 1754 году! В те годы в Сумском Посаде еще действовали соляные производства, и амбар использовался для хранения соли. Однако, 250 лет - для деревянной хозпостройки возраст гигантский! И сколько из этих 250 лет его не ремонтировали?



На мосту я встретил мужика, оказавшегося директором магазина (хотя внешне - обычный северный мужик), и спросил у него про второй интересовавший меня объект - Петровскую лодку. Мужик показал мне на чёрное пятнышко в паре сотен метров и сказал (цитирую дословно, с сохранением ненормативной лексики):
-Да вон она, петровская лодка, на скале у порога! Над ней раньше еще навес был, но недавно шторм случился, навес сорвало, саму лодку поломало. И знаешь, что дальше? Мы тут собрались её чинить, сами. А из района нам говорят: это исторический объект, его чинить должны реставраторы. Ну а те с нас 500 тысяч запросили, естественно - на откаты там и прочее. А мы-то бесплатно бы сделали всё так, как было! То есть представляешь, что делается: лодка наша пропадает, а ебучая власть не разрешает её чинить, деньги с нас вымогает.
Я пообещал рассказать эту историю на своём сайте (что такое ЖЖ, там вряд ли знают). Ну а как к этому относиться - пусть скажут более компетентные люди. Я же направился к Петровской лодке по берегу Сумы:



Украдкой сфотографировал буран - снежный скутер, весьма распространенное средство перемещения здесь. "Буран" - это конкретная марка советской машины такого типа, но здесь так называют этот транспорт вообще.



А вот и сама Петровская лодка над порогом Сумы:



Тут надо сказать, что на самом деле она на полтора века моложе петровской эпохи - в Сумпосаде она появилась в 1870-е годы с открытием Мореходной школы, и быстро стала главной реликвией села (причём остаётся таковой и по сей день), а в этих краях всё древнее и незаменимое - только Петровское!



Надеюсь, всё же лодку хоть как-то спасут...
Я же, осмотрев её, понял, что мне надо спасать себя. В 10:00 я сошёл с поезда, в 10:15 (примерно) достиг околицы, в 10:20 спросил мужика о лодке, в 10:35 пошёл назад. Часть пути я бежал бегом, и в общем мысль застрять тут меня ничуть не прельщала. Конечно же, я бы выбрался на электричке в Беломорск или Кемь, которые были мне неплохо знакомы. Но распрощаться с багажом мне совсем не хотелось...
Около станции мимо меня в сторону села прошли двое молодых людей - оба несли топоры. У самых путей я упёрся в поезд Вологда-Мурманск. Я не знал, успею ли я его обойти - но поезд тронулся сам, открыв мне проход к моему поезду.
Обошлось. Я поехал дальше.



Помимо Сумпосада мне запомнилась станция Нюхча с огромными деревянными постройками:





А вообще-то, в основном станции на этой линии выглядят так:







Последний кадр мне нравится особо - тем, как столб заслонил табличку. Стандартное карельское название (...)озеро. Всякие Энгозеро, Пяозеро, Топозеро и т.д. В общем, разве так важно - какое именно (...)озеро здесь?

Северные деревни:







И их обитатели:





Таинственный мир, абсолютно открытый - и абсолютно непонятный при этом!
Вообще, фотографировать эти края нужно именно в плохом качестве - так лучше понимаешь, как медленно здесь течёт время, как мало здесь изменилось с 1970-х, 1930-х, 19 века...



Последним пунктом, который я успел заснять, был посёлок Малошуйка в Архангельской области, недалеко от Онеги (а недалеко от Малошуйки есть, или по крайней мере была, деревянная церковь).





Новый вокзал в Малошуйке, около которого поезд стоял 35 минут, и за это время стемнело:



Утром меня ждала Вологда. О ней у меня материала набралось на 4 части, причём достаточно фотографий, которые я сумею "восстановить" до хорошего качества. Но буду ли я выкладывать - пока не решил. Весьма вероятно, прервусь до Нового года, и покажу Вологду отдельной серией уже в 2010-м.

Полярная ночь-2009.
Часть 1: Олония.
Вступление.
Видлица. Рассвет у замёрзшего моря.
Олонец. Самый карельский город Карелии.
Мегрега. Село и деревянная церковь.
Часть 2: Заполярье.
Полдень в полярную ночь и полночь в полярный день. Фотосравнение.
Мурманск. До полудня.
Мурманск. После полудня.
Поезд №374. Сумской Посад и деревни Ветреного пояса.
Часть 3: Вологда.
Вологда. Город.
Вологда. Верхний Посад.
Вологда. Заречье.
Вологда. Нижний Посад.

P.S. И ради Бога, умоляю: не надо никаких претензий к качеству фотографий. Ну не нравится - так проделайте тот же самый путь, в конце концов, и отснимите всё в raw на зеркалку! Об этих местах в интернете не так много фотоинформации, любого качества.
P.P.S. И вообще лучше не надо качество фотографий обсуждать тут. Это моя личная просьба!

Карелия, Русский Север, железнодорожное, дорожное, Архангельская область, поморы, "К студёным морям", "Молох", транспорт, этнография, деревянное, русские (этнография)

Previous post Next post
Up