Полярная ночь. Часть 6: Чёрный день в Мурманске. После полудня.

Dec 27, 2009 14:50

Продолжение предыдущей части (как уже было сказано, фактически это один пост, только разбитый на 2 части из-за объёма). Продолжим там, где остановились: спустимся вниз от мемориала погибшим в мирное время, к площади Пяти Углов, потом вернёмся на Зелёный мыс - к мемориалу Защитникам Заполярья, бетонной фигуре солдата, известной в обиходе как "Алёша".
Здесь текста будет меньше, а фотографии менее обработанные в Фотошопе, то есть более соответствующие реальной палитре полярной ночи.
(39 фото)

Как уже было сказано, у мемориала я поморозил себе пальцы, и срочно побежал в город отогреваться. С "поесть" в Мурманске хорошо - кафе много, они дешёвые и качественные. Почти на площади Пяти Углов есть блинная питерской сети "Чайная ложка" - в таких я обедал в Петербурге и Архангельске, и знал, что там, помимо всего прочего, можно основательно попить чаю.
В общем, туда я и направился - к площади Пяти Углов. Вниз вела улица Челюскинцев:

По ней я и пошёл, любуясь раннесоветской архитектурой и экзотическим городским пейзажем:

Вдоль тех домов я шёл в прошлой части:

Здания внизу:

Памятник Северным конвоям - немцы и финны так и не смогли взять Мурманск (бывший к тому же одним из мощнейших центров ПВО), и значительная часть ленд-лиза шла здесь.

Взгляд назад. Здание с круглой крышей - бассейн:

А эти дома уже рядом с вокзалом:

Около Пяти Углов в скверике - памятник жертвам англо-американской интервенции 1918 года. В общем, отношения Мурманска с англосаксами складывались по-разному, но увековечено всё.

Пять Углов, вид на проспект Ленина:

Здесь я поел, попил чаю, привёл в порядок фотоаппарат - но согреться так и не смог. Кстати, в Мурманске, что вполне логично, очень хорошая и вкусная рыба - прямо из порта. В большинстве кафе можно взять любое блюдо с рыбой (скажем, я взял блин с сёмгой) - она неизменно будет ГОРАЗДО вкуснее, чем в глубине материка.

От Пяти Углов я пошёл на повторный штурм Зелёного мыса. Опять же, хорошо видны многоэтажки улицы Папанина:

Теперь я шёл по проспекту Ленина, параллельному улице Челюскинцев. Южную его часть я показал в предыдущем посте, теперь же шёл на север:

Администрация:

Памятник первому русскому ледоколу "Ермак" на стене краеведческого музея. Якорь подлинный, сам ледокол распилили много лет назад. Я уже выкладывал летнюю фотографию, но зимой памятник красивее - соседство настоящего и нарисованного льда:

Проспект уходит наверх:

Путь поверху. Кажется, это окончание улицы Папанина, поворачивающей вниз - а мимо многоэтажек ведёт уже Северный проезд.

Еще немного - и я снова достигаю Зелёного мыса. Отсюда город как на ладони:

Маяк и храм остаются позади:

Сначала я пытался идти к Алёше разведанным еще в 2007 году путём - тропой по южной стороне Зелёного мыса, мимо метеостанции. Виды с этой тропы открывались поразительные:

Порт (кадр осветлён):

Морской вокзал. Снова видны ледоколы "Россия" (красный, в доке) и "Ленин" (желтый, у причала), пассажирская "Клавдия Еланская" и спасательный "Капитан Мартышкин" (у причала):

Но далее случился казус - у метеостанции мою дорогу преградила собака, начавшая скалиться, гавкать и не давать пройти. Вид у овчары был вполне серьёзный, и я решил отступать. Овчара, обрадованная успехом, зарычала и побежала за мной. Я наклонился и сделал вид, что подбераю с земли камень. Овчара заскулила и побежала обратно.
И всё же проверенный путь оказался закрыт.

Я пошёл в обход, по узким тропам, где неверный шаг заканчивается провалом в полуметровый сугроб. Набрал ботинки снега, потом нашёл лыжню и пошёл по ней. Вскоре до меня дошло - я на льду Семёновского озера:

Круглое озеро зимой и летом служит местом отдыха мурманчан. Зимой тут ходят лыжники, вдоль лыжни я и шёл. За озером, на фото выше - дом детского творчества "Лапландия" и белый купол Океанариума.
Шёл я довольно долго, у дальнего края озера встретил лыжника, который посмотрел на меня, как на психа. И не зря - чтобы выбраться с озера на тропу к Алёше, мне пришлось пройти около 100 метров по снежной целине, то по колено, то по пояс в снегу. Это сложнее, чем кажется.

Однако же - немножко северной романтики:

Алёша на краю мыса:

Вообще-то, достичь его не так уж и трудно: надо просто проехать несколько дальше на троллейбусе, а там от остановки прямиком к Алёше ведут асфалтированные улицы Александра и Аскольдовцев. Но я лёгких путей не ищу - пройденная мной дорога куда интереснее.
Взгляд назад:

А с другой стороны - залив. Морские суда, идущие мимо многоэтажек - это очень красиво:

Вот и сам Алёша:

Про мемориал подробнее рассказано в летнем репортаже о Зелёном мысе, я опять же не буду останавливаться подробно.
Я шёл сюда в первую очередь ради панорам, и панорамы эти превзошли всё, что я увидел в Мурманске до этого. И на ледяном ветру снимать их было по-настоящему, физически больно - так сильно замёрзли пальцы. Но я не мог остановиться, пока не заснял всё, что хотел:

Времени было примерно пол-третьего. Внизу уже совсем ночь, наверху еще немного светло. Я пошёл назад, чтобы сесть на троллейбус и поехать в гостиницу. Край Зелёного мыса как был, так и остался самой северной точкой, на которой я когда-либо стоял (кстати, Мурманск ведь на самом деле севернее Чукотки, и почти на одной широте с Норильском):

До гостиницы я ехал около 20 минут. Остановка - около вот этого деревянного дома со шпилем - видимо, очень качественого новодела.

Далее - 10 минут пути через распадок. В гостинице я понял, что просто забрать вещи - мало: если я не приму горячий душ, то помру. В общем, всё вместе отняло у меня много времени. Гостиницу я покинул где-то в 16:10, а поезд мой отхдил в 16:45. Ехать пришлось на такси (90р.), но из-за пробок и склонов мы ехали немыслимыми зигзагами. На вокзал я прибыл за 5 минут до отхода поезда и едва успел.
Впереди меня ждал 37-часовой переезд (день и две ночи) на поезде с красивым маршрутом Мурманск - Вологда. О нём и будет следующая часть.

Полярная ночь-2009.
Часть 1: Олония.
Вступление.
Видлица. Рассвет у замёрзшего моря.
Олонец. Самый карельский город Карелии.
Мегрега. Село и деревянная церковь.
Часть 2: Заполярье.
Полдень в полярную ночь и полночь в полярный день. Фотосравнение.
Мурманск. До полудня.
Мурманск. После полудня.
Часть 3: Вологда.
Поезд №374. Сумской Посад и линия Беломорск-Обозерская.
Вологда. Город.
Вологда. Верхний Посад.
Вологда. Заречье.
Вологда. Нижний Посад.

P.S. Эти фотографии стали "лебединой песней" моего фотоаппарата. В Сумском Посаде он вдруг начал резко затемнять все кадры, порой до черно-белого состояния. В фотошопе они подвергаются реабилитации - но цвета всё равно приглушены, такое своеобразное "ретро". Да и погода в последующие два дня была серой. Так что следующие посты будут уже не столь эффектными.

Мурманск, событийное, "К студёным морям", Крайний Север, дорожное, Мурманская область