Вот тоже про китайский подумал. Ну, с ним самим понятно, а что насчёт японцев или корейцев? У них же тоже были китайские иероглифы, у первых и остаются - но при этом есть целых 2 доморощенных слоговых азбуки (ибо язык мягко говоря на китайский не похожий), а также собственная система упрощения иероглифов, иная чем у Мао. Почти уверен, что какие-нибудь турбонационалисты вроде Мисимы писали с некоторыми отличиями по этим линиям.
А у корейцев всё еще интереснее: собственно корейский алфавит долгое время считался "женской азбукой" - дескать, что-то слишком простое, не для интеллектуалов. (Ну, интеллектуалы могли вообще по старокитайском общаться, это ж Восточной Азии примерно как латынь в Европейском Средневековье.) Тоже вариант политизации.
У немцев - не язык, но готический шрифт. Ну, тут вы сами ситуацию не так давно расписали исчерпывающе.
У французов - упрощали ли что-то якобинцы в орфографии? С них станется. Если да, по-любому знатные эмигранты держались за старые традиции, как и в нашем случае.
>Вообще, как я понимаю, Корея в составе Японии была не совсем классической колонией, а чем-то вроде… Алжира в составе Франции.
О, тут мы вступаем на тонкий лёд современного антиколониального дискурса. Тут вопрос, а что вообще было этими самыми "классическими колониями"? Много ли их было? Больше ли, чем "неклассических"?
В целом, насколько я понимаю, именно Юг Кореи (не считая расположенного в центре Сеула и мб пары портов) оставался слаборазвитым аграрным регионом. Иное дело - Север, ставший промышленным ядром Японской Империи. С 1931 - вместе с Манчжурией (которую тогда ещё называли "Китайский Донбасс").
Собственно, именно за счёт этого уровень жизни в КНДР долгое время был выше, чем в Республике Корея. Несмотря на то, что разумной экономической политики там не наблюдалось чуть ли не до Ким Чен Ына.
“О, тут мы вступаем на тонкий лёд современного антиколониального дискурса. Тут вопрос, а что вообще было этими самыми "классическими колониями"? Много ли их было? Больше ли, чем "неклассических"?”
Да, все это сложно. Но, скажем, в Кэйдзё был один из девяти императорских университетов Японии, т.е. вузов высшей лиги.
Эпоха Танзимата - по смыслу полный аналог либеральных реформ в РИ. И началась раньше, и насколько я могу судить чуть ли не дальше продвинулась. Но потом разрушительная руссо-турецкая 77-78 = сепартизм, геноциды, дефолты и 40+ лет условно потерянных лет.
А потом уже да, при Кемале полицейские сбивали фески палками - фески как раз из Танзимата, сивол просвещения типа, до этого турецкий джентльмен как и положено на востоке в чалме ходил. Любопытнейший и забавный сюжет имхо.
Фески жаль, красивый головной убор был. Интересно, на них действительно был законодательный запрет, или “перегибы на местах”? Еще фески хорошо смотрятся в комбинации с европейским костюмом.
В Японии, кстати, было наоборот. В смысле - европейские головные уборы (фуражки у школьников и студентов, шляпы у взрослых) часто носились в комбинации с кимоно. На рубеже XIX-XX веков европейская одежда была престижной, но мало кому еще доступной по цене. А так человек ограничивался шляпой - и был уже в тренде, так сказать :)
Ну то что Османы были когда-то стронк сомнений нет и одну из главных достопримечательностей Константиние построили генуэзцы, а вокзал в Конье немцы сомнений нет. А на большей части страны? Типикал архаика и ближний восток, потом стремительная политическая и экономическая модернизация (паровой век турки ИМХО упустили, до Антальи например даже жд нет и точно уж не будет; зато потом автострады и чуть ли не самые современные в мире аэропорты). За экономической последовала и культурная - резкий демпереход. Очень низкий tfr в современной Турции вроде не секрет.
Своими глазами видел при восхождении на турецкий Качкар (почти четырехтысячник, название понятно армянского происхождения), в поселке (по нашему ауле, аулы в Турции живые, да и на какой высоте! 2260 метров, совершенно немыслимо для современного севкавказа и закавказья, хоть и понятно в Турции теплее) Юкари Каврун (Yukari Kavrun) видел сцену в кафешке - на кухне работает полностью замотанная бабуля в платке, на кассе хипстерская девушка с пирсингом, татуировками и смолл-током, по
( ... )
Вы в общем-то правильно всё пишете... только не представляете себе вполне себе европейскую деревню в XIX и особенно XVIII веке. Там почти такая же архаика была. Так что глубинка османов и персов не особо-то отличалась - со всех сторон разборки вели тонкие прослойки модернизированной элиты.
Наша Антоновщина - это буквально православно-левоэсеровский Талибан. И в австрийском Тироле во времена Наполеона точно такой же католический Талибан действовал. И Вандея во Франции - это тоже оно.
В том-то и дело, что в Западной Европе модернизация была далеко не столь резкой. Я же не просто так приводил примеры не из начала XX века (кроме России) и даже не из середины XIX. Ну вот хотя бы известный график по демографии:
Ну в князи окей, но я к тому что сильно не из грязи. Да, была политическая изоляция, да, было собственное долгое сильносамобытное развитие, да, были феодальные войны, но к началу мейдзи Япония была очень ничего по мировым меркам.
Ну, такое. Тот же Китай того же периода (Опиумные войны и восстание тайпинов, на секундочку!) и то смотрелся гораздо более развитой державой. В чём-то даже по-прежнему опережал Запад (по масштабам системы дорог с твёрдым покрытием, если не ошибаюсь).
А тут натурально Империя Ацтеков встретила Кортеса... и через полвека оказалась в числе великих мировых держав. Не верится? А то ж!
>>> Если этот человек родился в Эдо (Токио), то из мира, где даже о колесе имели несколько смутное представление, он мог дожить до мира с метро (Токийское метро, первое в Азии, открыто в 1927 году).
Не думаю что в Эдо был прям первобытно-общинный строй, что колеса не видели. Очень высокая грамотность в Японии в любой наблюдаемый исторический период, это вроде достаточно известный факт. Вот буквально за минуту гуглежа на reddit: If we look at another document from the 1640s with ciphers from all members of the household we see that women overwhelmingly used seals to sign their name (90%) which leaves the literacy of women during the period somewhat in question. Вряд ли имея документооборот и умения хотя бы поставить подпись, можно не видеть колеса.
Вот тоже про китайский подумал. Ну, с ним самим понятно, а что насчёт японцев или корейцев? У них же тоже были китайские иероглифы, у первых и остаются - но при этом есть целых 2 доморощенных слоговых азбуки (ибо язык мягко говоря на китайский не похожий), а также собственная система упрощения иероглифов, иная чем у Мао. Почти уверен, что какие-нибудь турбонационалисты вроде Мисимы писали с некоторыми отличиями по этим линиям.
А у корейцев всё еще интереснее: собственно корейский алфавит долгое время считался "женской азбукой" - дескать, что-то слишком простое, не для интеллектуалов. (Ну, интеллектуалы могли вообще по старокитайском общаться, это ж Восточной Азии примерно как латынь в Европейском Средневековье.) Тоже вариант политизации.
У немцев - не язык, но готический шрифт. Ну, тут вы сами ситуацию не так давно расписали исчерпывающе.
У французов - упрощали ли что-то якобинцы в орфографии? С них станется. Если да, по-любому знатные эмигранты держались за старые традиции, как и в нашем случае.
Вот у кого точно был аналог - это у ( ... )
Reply
>Вообще, как я понимаю, Корея в составе Японии была не совсем классической колонией, а чем-то вроде… Алжира в составе Франции.
О, тут мы вступаем на тонкий лёд современного антиколониального дискурса. Тут вопрос, а что вообще было этими самыми "классическими колониями"? Много ли их было? Больше ли, чем "неклассических"?
В целом, насколько я понимаю, именно Юг Кореи (не считая расположенного в центре Сеула и мб пары портов) оставался слаборазвитым аграрным регионом. Иное дело - Север, ставший промышленным ядром Японской Империи. С 1931 - вместе с Манчжурией (которую тогда ещё называли "Китайский Донбасс").
Собственно, именно за счёт этого уровень жизни в КНДР долгое время был выше, чем в Республике Корея. Несмотря на то, что разумной экономической политики там не наблюдалось чуть ли не до Ким Чен Ына.
Reply
Да, все это сложно. Но, скажем, в Кэйдзё был один из девяти императорских университетов Японии, т.е. вузов высшей лиги.
Reply
Эпоха Танзимата - по смыслу полный аналог либеральных реформ в РИ. И началась раньше, и насколько я могу судить чуть ли не дальше продвинулась. Но потом разрушительная руссо-турецкая 77-78 = сепартизм, геноциды, дефолты и 40+ лет условно потерянных лет.
А потом уже да, при Кемале полицейские сбивали фески палками - фески как раз из Танзимата, сивол просвещения типа, до этого турецкий джентльмен как и положено на востоке в чалме ходил. Любопытнейший и забавный сюжет имхо.
Reply
В Японии, кстати, было наоборот. В смысле - европейские головные уборы (фуражки у школьников и студентов, шляпы у взрослых) часто носились в комбинации с кимоно. На рубеже XIX-XX веков европейская одежда была престижной, но мало кому еще доступной по цене. А так человек ограничивался шляпой - и был уже в тренде, так сказать :)
Reply
https://en.wikipedia.org/wiki/Hat_Revolution
Централизованнее некуда! И это в общем на действительно вполне европейско-выглядящий головной убор.
Reply
Reply
Ну то что Османы были когда-то стронк сомнений нет и одну из главных достопримечательностей Константиние построили генуэзцы, а вокзал в Конье немцы сомнений нет. А на большей части страны?
Типикал архаика и ближний восток, потом стремительная политическая и экономическая модернизация (паровой век турки ИМХО упустили, до Антальи например даже жд нет и точно уж не будет; зато потом автострады и чуть ли не самые современные в мире аэропорты). За экономической последовала и культурная - резкий демпереход. Очень низкий tfr в современной Турции вроде не секрет.
Своими глазами видел при восхождении на турецкий Качкар (почти четырехтысячник, название понятно армянского происхождения), в поселке (по нашему ауле, аулы в Турции живые, да и на какой высоте! 2260 метров, совершенно немыслимо для современного севкавказа и закавказья, хоть и понятно в Турции теплее) Юкари Каврун (Yukari Kavrun) видел сцену в кафешке - на кухне работает полностью замотанная бабуля в платке, на кассе хипстерская девушка с пирсингом, татуировками и смолл-током, по ( ... )
Reply
Вы в общем-то правильно всё пишете... только не представляете себе вполне себе европейскую деревню в XIX и особенно XVIII веке. Там почти такая же архаика была. Так что глубинка османов и персов не особо-то отличалась - со всех сторон разборки вели тонкие прослойки модернизированной элиты.
Наша Антоновщина - это буквально православно-левоэсеровский Талибан. И в австрийском Тироле во времена Наполеона точно такой же католический Талибан действовал. И Вандея во Франции - это тоже оно.
Reply
Окей, тогда в целом описанный путь резкой социальной модернизации, как в исходном примере, прошли почти все граждане почти всех стран мира :)
Reply
В том-то и дело, что в Западной Европе модернизация была далеко не столь резкой. Я же не просто так приводил примеры не из начала XX века (кроме России) и даже не из середины XIX. Ну вот хотя бы известный график по демографии:
( ... )
Reply
Ну в князи окей, но я к тому что сильно не из грязи.
Да, была политическая изоляция, да, было собственное долгое сильносамобытное развитие, да, были феодальные войны, но к началу мейдзи Япония была очень ничего по мировым меркам.
Reply
Ну, такое. Тот же Китай того же периода (Опиумные войны и восстание тайпинов, на секундочку!) и то смотрелся гораздо более развитой державой. В чём-то даже по-прежнему опережал Запад (по масштабам системы дорог с твёрдым покрытием, если не ошибаюсь).
А тут натурально Империя Ацтеков встретила Кортеса... и через полвека оказалась в числе великих мировых держав. Не верится? А то ж!
Reply
Современная Мексика, вернувшая Калифорнию и Техас в родную гавань, будет :)
Ацтекские вперед!
Reply
Усё буде Мексика! Кроме Косово, Косово - это Сербия.
Reply
>>> Если этот человек родился в Эдо (Токио), то из мира, где даже о колесе имели несколько смутное представление, он мог дожить до мира с метро (Токийское метро, первое в Азии, открыто в 1927 году).
Не думаю что в Эдо был прям первобытно-общинный строй, что колеса не видели. Очень высокая грамотность в Японии в любой наблюдаемый исторический период, это вроде достаточно известный факт. Вот буквально за минуту гуглежа на reddit: If we look at another document from the 1640s with ciphers from all members of the household we see that women overwhelmingly used seals to sign their name (90%) which leaves the literacy of women during the period somewhat in question. Вряд ли имея документооборот и умения хотя бы поставить подпись, можно не видеть колеса.
Reply
Leave a comment