Пока физики спорят о том, возможны ли путешествия во времени, лирики придумали свой способ таких путешествий. Не секрет, что главный тренд нашей эпохи - перевоплощение: на Земле образовалась критическая масса людей достаточно развитых, чтобы не просто мечтать о более яркой, более осмысленной, хотя бы просто иной жизни, чем они имеют, но и представлять себе такую жизнь в деталях. Пути перевоплощения могут быть разные: кто-то идёт к хирургу, кто-то применяет мангэкё-сяринган, кто-то просто заводит бложик с красивым фото из кажущихся бесконечными путешествий. И безусловно, что одна из самых благородных форм перевоплощения - историческая реконструкция. Походы в иные эпохи путём их максимально достоверного и детализованного воссоздания. Если можно жить на две местности, почему нельзя жить на два времени? Ну а порой реконструкторы выходят во поле, чтоб и другим людям себя показать.
Я знал о таких действах давно, и уже не первый год подумывал к ним приобщиться. В 2023-м случай представился: нам с Наташей
pamsik довелось побывать на фестивале "
Былинный берег", что проходит уже в 12-й раз на Верхней Волге. Одна из его особенностей - в том, что реконструкция Руси Изначальной тут переплетена с музыкальной программой, которая тоже стала для меня новым опытом: при всей своей любви к русскому року, на рок-концерте я оказался впервые.
История Руси тянется из самой что ни на есть тьмы веков, где "тьма" - не числительное, а вполне себе существительное: как у южноамериканских или африканских рек в колониальную эпоху, у нашей страны истоки пока не изведаны. Однако безусловно то, что истоки эти - речные: всё начиналось вдоль водных путей, пронизывающих бескрайнюю Восточно-Европейскую равнину. Главным из них был даже не Путь из Варяг в Греки, обеспечивший недолгий расцвет Киевской Руси, а Волжский торговый путь, сложившийся задолго до Призвания Варягов и вновь ставший опорой Залесской Руси после падения Византии. Его узлом изначально была Хазария, о роли которой я рассказывал, например, в донском
Цимлянске или
на иранском острове Абескун. Фактически, хазары держали перевалку: южнее по великим империям Азии товары возили еврейские купцы-радониты, а вот севернее, в глухих необжитых краях, речная торговля была немыслима без разбойников и охраны. И тех, и других представляли "русы", и многие исследователи обращают внимание на сходство этого слова с "руотси", как финны до сих пор именуют шведов. Порой Хазария сталкивала русов и радонитов лбами, делая тех и других сговорчивее - теперь эти события известны как "набеги
русов на Персию". Судя по всему, русами называли сбивавшихся в ватаги варягов, финно-угров, балтов и славян, где первые определили военное дело и уклад, а последние как наиболее плодовитые с годами заместили всех прочих. Унаследовав заодно имя Русь с дальнейшим дрейфом из варяг в греки. Впрочем, мы же рассуждаем о неизведанном, поэтому вся история Руси Изначальной - это лишь набор гипотез одна другой спорнее, плавно переходящих в откровенное фэнтези. Куда проще, чем события тех далёких времён, воссоздать их быт по находкам из городищ и курганов. Чем и занимается немалая часть реконструкторов: даже сайт "Былинного берега" красноречиво называется
10vek.ru. Ну а место для фестиваля основатель и соорганизатор Антон Жерягин присмотрел как раз там, где пути с Балтики входили в Волгу. Первоначально, в 2011-13 годах, "Былинный берег" проводился
на окраине Кимр, затем ещё несколько лет - на реке чуть ниже Кимр, а в 2016-м наконец осел между Кимрами и Дубной (
Вокзалы, музеи, Ратмино ||
Канал имени Москвы и Левый берег ||
Институтская часть) на длинной стрелке у заволжской деревни Топорок. В месте более чем историческом - соседняя деревня Пекуново примечательна
вполне достоверными варяжским курганами.
2.
Путь из московской квартиры к истокам Руси - не далёк и не близок: 2,5 часа электричкой до центральной в Дубне станции Большая Волга, 300-400 рублей на такси и минут 20 пешком по песчаной дороге. К самому фестивалю таксисты явно сговорились гостей не возить, ссылаясь на некоего "первопроходца", который там оторвал бампер, но на самом деле дорога вполне проезжая. Мы шли по ней в ожидании чуда, а когда впереди расступился лес - в глазах зарябило от металлического блеска. Первым впечатлением "Былинного берега" стал масштаб: парковка для его гостей протянулась вдоль Волги на километры. Вниз по течению её ограничивает забор с воротами и кассой, где нам выдали браслеты из чудо-материала - внешне бумага бумагой, однако даже при купании не раскисает.
3.
По клику на кадр выше откроется в большем размере карта, висящая у ворот. Былинным берегом стала, пожалуй, самая древнерусская форма рельефа - Стрелка. То есть узкий длинный полуостров у слияния почти параллельных рек. По правую руку это Волга, отделяющая от поляны Клетинский лес, полный зажиточных дач:
4.
По левую - Буянка с тростниковыми берегами и стеклянной водой:
5.
Посередине - палаточный лагерь, состоящий как бы из двух частей - Туристической и Исторической. В широкой части стрелки плотно стоят палатки гостей. Целый кочевой город с несколькими десятками тысяч жителей, над которым величественно реют флаги, клубятся дымки костров, звучит в основной массе годная музыка. Ещё - смех, задорные крики, громкая речь: народ тут весел и не всегда трезв, хотя ни одного проявления пьяного неадеквата мы за 2 дня на фестивале (из 3 возможных) не наблюдали. Как и антисанитарии тут нет: по моренной гряде, с которой снят кадр ниже, тянутся десятки синих кабинок, мусор же народ бросает где положено, а организаторы - оперативно вывозят.
6.
Там же, где стрелка сужается, встречают ещё одни ворота, за которыми начинается Исторический лагерь из поставленных куда просторнее белых шатров и палаток на дощатых опорах. Там происходит большинство действ, ну а масштаб фестиваля таков, что хотя мы воткнули свою палатку в Туристическом лагере далеко не у самого края, от ристалища и главной сцены нас отделяло более километра.
7.
Дополняет картину внешний мир. За Буянкой горят костры пикников, снуют квадроциклы, пасутся кони в изумрудной траве. Волга кишит лодками, мимо которых порой величественно проходят крупные суда - то грузовые баржи, то белые круизные теплоходы, выходящие в главную реку из Канала имени Москвы.
8.
Не меньше интересного происходит и в небе: над поляной проносились то дроны, то кукурузники. Но, пожалуй, самой экзотической техникой над Русью Изначальной оказалась парочка автожиров, или гирокоптеров:
9.
Странный гибрид вертолёта и самолёта получил в 1919-23 годах испанский изобретатель Хуан де ла Сьерва: взлетает эта штуковина с разбега, подобно самолёту, однако в воздухе её держит вертолётный винт. Причём вращается его не двигатель, а встречный воздушный поток, таким образом образуя самоподдерживающуюся систему.
9а.
Расцвет гирокоптеров пришёлся на 1930-е годы, когда к запретной близости добавлялись порой и другие участники вплоть до автомобилей. Эволюция сделала силуэт гирокоптера более "вертолётным" и сместила малый винт назад, но в конечном счёте, как и большинство продуктов гибридного скрещивания в технике, машина не оправдала себя, уступая в важнейших параметрах обеим родителям. Главным достоинством автожира оказалась простота управления, а потому он по сути так и остался летающим автомобилем, на котором можно красиво кататься над сельской местностью. Над "Былинным берегом" вилась парочка машин "MTOsport", произведённых в немецком Хильдесхайме - это самые массовые гирокоптеры нашего времени.
9б.
Но - вернёмся с неба на землю, а точнее - на главную улицу Былинного берега, протянувшуюся вдоль Волги. Она служит торгом, вдоль которого стоят десятки лавок и фудтраков со всякой всячиной от футболок с рок-атрибутикой до авторской керамики или, например, рогов:
10.
За ларьками, у реки, традиционно селятся сами торговцы. Но в общем и соседство так себе: дело в том, что ко многим ларькам подключены адски тарахтючие генераторы.
11.
Среди также весьма многочисленных продуктовых лавок я бы особенно отметил Лавку Арбузника: помимо арбузов и узбекской керамики там продаётся питьевая вода, набрать которую на поляне фестиваля негде. Однако при всём том хозяин лавки не борзеет: 200 рублей за пятилитровку, 100 за два литра - конечно, подороже, чем в магазине, но всё же в пределах разумного. В основном в лавках еда вполне современная - бургеры, шаурма, мороженное. Заведения посолиднее в Туристическом лагере называются харчевни, а в Историческим лагере - таверны, и среди них я бы отметил в первую очередь варяжский "Фьорн". Он приехал сюда из Екатеринбурга да скооперировался с курской медоварней "
Мьёльнир", слоган которой "Варим как боги!" вполне оправдывает себя: здешняя медовуха - самый вкусный прохладительный напиток, что я когда-либо пробовал, так что 350 рублей за поллитровый стакан было нисколько не жалко. Еда на "Былинном берегу" дорогая, и потому мы заранее взяли с собой крупу и макароны, которые готовили на горелке, а по тавернам и харчевням ходили больше порадовать себя чем-нибудь необычным и вкусным.
12.
Здесь же, больше в Историческом лагере - мастер-классы. Частью - бесплатные от энтузиастов, например по гончарному делу, морским узлам или иван-чаю:
13.
Частью - умеренно-платные (рублей 300), как например по стрельбе из лука или метанию топоров:
14.
А кто-то и вовсе привёл на волжские берега северных оленей ненецкой породы. По словам хозяина, ферма у него в Подмосковье и несколько рогатых голов он держит на ней чисто для туризма.
15.
И в общем, даже без культурной программы тут затягивает атмосфера ярмарки. Не просто торга, а именно ярмарки - главного праздника средневековой глубинки, куда шли на людей посмотреть и себя показать:
16.
Большинство гостей - в современной одежде, но немало и честных реконструкторов, по всем правилам сшивших себе одеяния былых эпох, причём, как я понимаю, не только Руси 10 века. Куда реже, но всё же не исчезающе редко, попадаются рожки, крылья, острые уши - даром что в ближайшие выходные на этом же месте пройдёт ещё "
Фэнтези-фест" от той же команды организаторов.
17.
А вот кочевники-мадьяры поднялись по Волге:
18.
И татуированный скиф явился из глубин Степи:
19.
Гусляр играл задорные скоморошьи песни:
20.
Готов!
21.
Самые яркие обитатели Былинного берега - конечно, средневековые воины, главные герои здешних действ:
22.
23.
24.
Всё на свете имеет свою историю, и реконструкция истории тут не исключение. Ещё античные римляне устраивали порой гладиаторские побоища по мотивам легендарных битв, но думается, история тут была, а реконструкция - нет: вряд ли кто-то тогда заморачивался воссозданием давно устаревшей экипировки. В Европе, напротив, аристократы издавна развлекались реконструкцией без истории - постановками сражений, которые их прославили. Наверное, первым в истории реконструкторским фестивалем можно считать Эрлингтонский турнир, устроенный в 1839 году шотландским графом Арчибальдом Эрлингтоном: с театральными костюмами, старинным доспехами и оружием он попытался воссоздать рыцарский турнир, знакомый по романтическим романам. В последующие десятилетия реконструкция в Европе и Америке лишь набирала обороты, и привычной частью тамошних реалий стали постановки давних битв и даже "музеи живой истории" - улицы, кварталы, селения, где народ целенаправленно воссоздавал вид и быт иной эпохи. До России эти тренды дошли аж на полтора века позже, и сейчас уже не вполне очевидно, что "отцом русской реконструкции" стал
небезызвестный Олег Соколов. Небезызвестный, увы, в глубоко негативном смысле, однако я всячески против культуры отмены. В 1976 году 19-летний паренёк из Ленинграда вряд ли мог предположить, что его история закончится так, как закончилась поздней осенью 2019 года. С 76-м же он и ещё четверо питерских студентов зачитались готической повестью Шарля Нодье «
Инес де лас Сьеррас». Кто-то из них вспомнил, что друг работает в театре и может одолжить костюмы, парики и шпаги, а кто-то - что совсем недалеко от Ленинграда лежат романтические средневековые руины крепости с почти французским (кроме ударения) названием
Копорье. Там, на этих руинах, с нескольких дней в облике французских офицеров романтической эпохи, и началась русская историческая реконструкция, к 1989 году доросшая до первого фестиваля - постановки Бородинской битвы в первые выходные сентября. Дальше и вовсе наступило время перемен и трансформаций, а с ним - расцвет реконструкторского движения в бывшем СССР. Разумеется, большинство реконов занимаются этим не в одиночку, и я помню, какое впечатление в далёком 2003 году на меня произвёл первый случайный визит в реконструкторский клуб "Ратники Синеуса" в Белозерске. Дружинами с разных концов глухой земли на Былинный берег съезжаются клубы из разных городов, как например "
Серебряный волк" или "
Белый Барс" (на фото их стяг) из Москвы, "Рысь" из Калуги или "Орда" из Саратова.
25.
Сердце Былинного берега - Ристалище. Просторное поле, обнесённое забором, на котором и происходит большинство реконструкторских действ.
26.
Меньшая их часть - постановки, по сути небольшие спектакли о Руси Изначальной. Вот например князь некоего русского города встречает бродячую варяжскую дружину, чтобы испытать её, а по итогам нанять на службу:
27.
А вот разворачивается целая серия ритуальных поединков:
28.
Но постановку военные реконструкторы не любят. Не для того, в конце концов, они мастерили по всем правилам щиты, кольчуги да шеломы, и не для того годами тренировали тело и учились фехтовать средневековым мечом, чтобы отыгрывать роли. Постановки сменяет бугурт:
29.
Проще говоря - сеча!
30.
В которой, несколькими раундами, сходились все дружины, разделившись предварительно на два войска:
31.
Бой их скоротечен. Сближение, залпы сулиц (коротких метательных копий), звон, треск и крики - и уже несколько минут спустя кольчуги да шлемы на павших воинах мерцают в высокой траве. Долго, тем более на жаре, в таком прикиде и не подерёшься, так что между бугуртами верные жёны подносят воды своим витязям:
32.
Сюда можно добавить и то, сколь несовершенным было оружие и снаряжение тех давних столетий: в речах ведущего в синей рубахе рефреном повторялось "если бы речь шла о 13-14 веках...". Мечом с короткой, едва помещавшейся в варежку, рукояткой было трудно фехтовать, да и сломать его о вражеский клинок было недолго. Тяжёлый круглый щит держали в кулаке, а не пристёгивали к руке ремнём, и потому он был ненадёжен. Кожаная обувь без рельефной подошвы отчаянно скользила. Но полез в Тёмные века - забудь о том, что может быть иначе!
33.
Единственным реконструкторским действом, которые мы наблюдали за пределами ристалища, стала высадка с ладьи на бережок Буянки:
34.
В остальное время ладьи катали гостей фестиваля вокруг стрелки, но тут дружине предстояло отразить десант ушкуйников, пришедших в какой-то глухой городок за добром и за самым выгодным товаром той эпохи - рабами. "Ятвяг" подкрался за ветвями сверху по течению, а вот безымянная изукрашенная ладья пришла снизу, эффектно взмахивая перьями вёсел:
35.
Дружина выстроилась на берегу:
36.
Первый пошёл!
37.
Однако любоваться скоротечным реконструкторским боем не так-то легко. Пока ладьи маневрировали, на лугу долго препирались фотографы, подыскивавшие себе места с удачным ракурсом и так, чтобы не слушать за спиной крики возмущённых зрителей, которым "ничего не видно за вашими спинами". А в итоге никому ничего видно не было за спинами береговой охраны: воины подбежали к ладьям, а дальше словно ничего и не случилось. Куда интереснее вид оказался с другой стороны поля, хотя и в явно контровом свете - тут в те же несколько минут можно было наблюдать, как дружинники бьют ушкуйников копьями и сталкивают в воду под причал. Ну а ветераны историко-реконструкторской фотографии и вовсе снимали битву, стоя в воде по пояс:
38.
Для меня зрелищнее всего оказались поединки - просто потому, что тут можно подойти к сцене почти вплотную:
39.
Люди с палками на сцене - судьи: это в кино Герой со Злодеем долго и красиво фехтуют, заодно рассуждая про добро и зло, а вот в жизни поединок длится буквально несколько секунд, и даже минута - уже очень долго. Судей на помосте минимум двое - иначе легко не заметить сам момент удара и понять, кто же кого.
40.
Обоюдка!
41.
Основная тактика атаки - спровоцировать противника, например, отражать удар сверху, а самому успеть поразить его снизу, под щит. Или заставить выбросить вперёд руку с мечом и достать кисть - в реальном бою такая рана была вроде и не смертельна, но как не трудно понять, воин после неё необратимо переставал быть воином. Защита, соответственно, основана на таком положении щита и меча, чтобы быстро отразить удар с любого направления. Порой подводит снаряжение: кожаная обувь скользит по доскам, шлемы мешают обзору, щит гуляет в вытянутой руке. Свои нюансы есть и у каждого вида оружия: например, топор обладает гораздо большей ударной силой и проламывает даже шлем, но в силу центровки и управлять им гораздо труднее. А уж когда цели проломить шлем вместе с черепом не ставится, и даже напротив, удар в голову нежелателен - топорщики неизменно проигрывали мечникам. С техникой безопасности тут строго: лезвия должны быть затуплены, а наконечники копий и стрел - прикрыты мягкими насадками. Но без травм не обходится - так, один воин при нас несколько раз выходил с повреждённым коленом, а другой после поединка несколько минут приходил себя после случайного удара по шлему. На случай более серьёзных травм на ристалище дежурят врачи и спасатели с носилками.
42.
В перерывах между поединками ведущий рассказывал о нюансах воинского искусства 9-11 веков:
43.
На следующий день сражались двойки против двоек:
44.
А я вспомнил о том, что могу снимать ещё и видео. Обратите внимание на важный ритуал - обняться после боя. И на обмотку ног, которая, при всей своей практичности, периодически развязывается в не самый удачный момент.
Click to view
Бои пятёрка на пятёрку. Тут обратите внимание на героический финал:
Click to view
Кульминацией стали бои 12 на 12, в которых помост олицетворял палубу взятого на абордаж драккара:
45.
Сами сражения проходили очень по-разному - вот например одна команда просто сбрасывает другую за борт мощным натиском щитов:
Click to view
Но чаще победа добывается в долгом тяжёлом бою. И как хорошо сказал ведущий в одном из сражений, "сразу видно две опытные команды - никто никуда не торопится, никакой суеты".
Click to view
Однако подобно двум граням меча, двум лезвиям обоюдоострой секиры, "Былинный берег" не только про меч, но и про музыку. В основном (процентов 80) тоже с уклоном в славянский и скандинавский фолк-рок, но приезжают сюда популярные группы, не пытающиеся воссоздать средневековую музыку достоверно. Они выступают с утра до ночи на двух сценах, и около волжского пляжа, у ворот, соединяющих Туристическую и Историческую части, находится небольшая сцена "Берег":
46.
Расположение её не случайно - тут выступают молодые, малоизвестные группы, на которые мало кто пойдёт специально, а вот случайно услышать их да проникнуться шанс не так уж мал.
47.
На "Берегу" мне запомнился русскоязычный кавер раммштайновского Sonne от группы "Змей Горыныч", но на обеих кадрах - не она.
48.
Главная сцена "Былина" же гордо высится за ристалищем, недалеко от стрелки, в самой дальней части всей поляны. Гости идут сюда целенаправленно, а бекстейдж "Былины" - это святая святых фестиваля, где обычно находятся и его организаторы. Звук "Былины" пробирает, делая знакомый каждому посетителю рок-концертов "массаж басами":
49.
А зрители то закручиваются хороводом:
50.
То устраивают кучу-малу (вернее, слэм), отскакивая друг от друга, как мячики:
51.
"Былину" за три дня проходят десятки групп, и далеко не всех мы успели увидеть - скажем, "Мельница" или "Тролль гнёт ель" так и остались за кадром. А вот например Алексей Павлов, он же Тамбовский волк - по родному городу, где в 2005 году началась история его фолк-рок группы "
Сколот":
52.
Основанная (вернее, образовавшаяся из других групп) в 2007-м московская "
Калевала", её экспрессивная вокалистка Ксения Маркевич и колоритный бас-гитарист Шмель (Александр Швилёв):
53.
Липецкий "
Helvegen" (не путать с норвежской тёзкой!) - команда молодая, образована всего-то пару лет назад. Но звучит столь ударно, что резкий взлёт к сцене "Былинного берега" совсем не удивляет:
54.
Вокалисты Дмитрий Коняхин и Евгения Сердюк:
55.
А вот
Drummatix - это и не совсем название группы, а псевдоним Кати Бардыш из Омска, с 2015 года играющей в самых разных жанрах между металлом и рэпом:
56.
В сумерках поле у сцены накрывает особая атмосфера:
57.
И мне, конечно, остаётся только сожалеть, что теоретически я вполне мог побывать в юности на концертах "Короля и Шута" или "Гражданской обороны", но теперь - не в этой жизни. Классику русского рока на "Былинном берегу-2023" представлял "Калинов Мост", основанный в 1986 году в Новосибирске забайкальцем Дмитрием Ревякиным:
58.
Сам Ревякин и Александр Владыкин. Взгляды их грустные, речь Дмитрия - меланхоличная, и кажется, он явно расстраивался, что народ на поле стоит просторно, не спешит ни слэмиться, ни плясать. Но с тем же успехом можно было бы слэмиться под симфонический оркестр: "Калинов Мост" своими песнями настраивает на лад высокий, и нам хотелось держаться за руки, глядеть в небо, чувствовать свет и вечность.
59.
Гвоздём музыкальной программы же поздним вечером субботы стали вот эти ребята:
60.
"А-ри-я!", "А-ри-я!" - пожалуй, главная металл-группа Востока, которую даже "Раммштайн" почитали как своих учителей. Книга про "Арию", изданная в 1999-м, уже тогда красноречиво называлась "Легенда о Динозавре". На кадре выше, слева направо - Сергей Попов, Виталий Дубинин, Михаил Житняков и седой Владимир Холстинин, основавший группу в далёком 1985 году.
61.
В детстве "Ария" меня пугала. В юности я проникся её музыкой, но тексты находил невыносимо пафосными и (в литературном смысле слова) пошлыми. Позже и это прошло: мир, написанный Маргаритой Пушкиной, Александром Елиным и другими, спетый Кипеловым, Житниковым и Артуром Беркутом - он такой, каким и должен быть. И даже если его герои - не дьявольский скрипач, надменный Антихрист или королева Жанна, а вполне земные гладиаторы, солдаты, байкеры, альпинисты, на самом деле все они живут они отнюдь не на Земле. Планета Ария - она вроде такая же, но чуть другая: краски на ней ярче, пламя горячее, ночь длиннее дня, и нет места полутонам и оттенкам. Там не бывает злости - только ярость, там не бывает симпатии - только страсть, и если в юности мне и своих эмоций хватало, то в зрелости эта прямота и резкость стали тем, чего так недостаёт... Что подтверждают и сами "арийцы": в древней группе не ощущается и тени забронзовения и усталости. "Гром гремит и дом трясётся - это Ария за пенсией несётся", - шутили в околорокерской тусовке лет 15 назад, а однако ж драйва у этих динозавров и ныне поболее, чем у всей молодёжи.
62.
Пока для арийцев готовили сцену, на ристалище развернулось файер-шоу:
63.
Над котором в мареве огнемётов плавилась Луна:
64.
Фестиваль продолжается три дня, но пятницу мы пропустили. Кадры выше сняты как в субботу, так и воскресение, да и вспомнить, что когда было, я вряд ли смогу не сверяясь с программой. "Былинка" огромна, и мы не во всех её локациях успели побывать, не во всём поучаствовать - например, тут есть шатёр-лекторий, где выступали личности от Дмитрия Пучкова (он же Гоблин) до маститых историков со степенями. Более того, они и в слушателях недостатка не испытывали - если бы мы захотели задержаться на какой-нибудь из лекций, то едва влезли бы под край навеса.
65.
В сумерках под вечер воскресения народ вновь потянулся длинным толпами к сцене "Былина", где должен был выступать "Нейромонах Феофан". Я не знал о нём в общем-то ничего, кроме названия, но понимал - абы что завершать фестиваль не поставят. В итоге пока мы готовили ужин, пока собирали палатку - прошло минут 40, а придя к "Былине", мы обнаружили, что сцена тёмна и пуста. Вот наконец вышел ведущий да сказал: "По техническим причинам концерт Феофана не может состояться", - по толпе пронесся недовольный гомон, - "у нас обнаружилась серьёзная проблема: ПОЛЕ СОВСЕМ НЕ ПРИТОПТАНО". Гомон сменился хохотом, а затем грянули огни и музыка:
66.
Нейромонах Феофан, в миру Олег Степанов - проект питерский и весьма молодой: первые песни он стал записывать в 2009-м, первый альбом издал в 2015-м. Но как заметил лет 10 назад будущий иноагент БГ, "рок-н-ролл мёртв - и слава богу, надо двигаться дальше": Феофан соединил драм-энд-бейс (быстрая зажигательная электронная музыка) с "боярином" из сетевого фольклора. И к своему удивлению я понял, что получилось действительно классно: тексты Нейромонаха забавны, однако совсем не глупы, а порой и весьма интересны технически.
67.
Приплясывая прямо под рюкзаками, мы покинули сцену. На пляже готовился Прощальный костёр, одни только дрова которого были сложены горой размером с небольшой сельский домик. Но увидеть его нам не случилось: видимо, из-за опоздания Феофана, костёр решили не зажигать до конца его концерта, а вот автобусы, которые должны были везти гостей в ночную Москвы, уже подъезжали к Топорку, и ожидание в обязанности их шофёров не входило. Мы могли бы остаться ночевать да с утра уехать электричкой, но... объём впечатлений и эмоций уже подошёл к критической массе, и вот мы покинули ворота да поспешили сквозь чёрный лес из тьмы веков обратно.
Ну и напоминаю, что я теперь есть ещё
Вконтакте и
в Телеграме. Заходите, подписывайтесь!