На озере Ван, которое
в прошлой части мы пересекли на железнодорожном пароме, нет признаков Русского мира, за исключением единственной надписи эпохи Первой Мировой, случайно обнаруженной мной
в Ахлате. И поехал я сюда, конечно, просто потому что здесь красиво и необычно, однако и по своей магистральной теме обоснование нашёл: 2,5-3 тысячи лет назад Ванская котловина была ядром империи Урарту, которую советские школьники изучали в курсе "Истории отечества" - это было древнейшее государство, когда-либо пересекавшееся с Россией границами. Конечно, лишь на перифериях: урартийцы не видели мест, где позже вырастут Москва и Петербург, а русские лишь раз доходили туда, где стояли Тушпа и Русахинили. Про Урарту я уже рассказывал подробно в
Эребуни и
Тайшебайини, её крупнейших постсоветских осколках в черте нынешнего Еревана. Однако сегодня отправимся в столицу - турецкий город Ван (312 тыс. жителей), само название которого к корням куда ближе, чем кажется: ведь восходит оно к урартийскому самоназванию Байани, что в переводе попросту The Land.
Про Ван я расскажу в трёх частях: о городе живом и мёртвом, о фантастической Ванской скале, но для начала - о наследии Урарту.
Раз уж привёз нас в этот город железнодорожный паром - то и прогулку по Вану начнём от станции. На самом деле я ходил сюда, оставив Олю на близлежащем автовокзале, перед самым отъездом, да и поезд - не лучший способ добраться в Ван: автобусы и долмуши сюда ездят исправно, паром возит пассажиров в дополнение к товарнякам, а пассажирские поезда исчерпываются "Трансазиатским экспрессом" Анкара -
Тегеран раз в неделю, который к тому же ещё и отменяют периодически как бы насовсем. Я даже не дошёл до вокзала - судя по фото из википедии,
он тут предельно уныл, и с момента постройки в 1971 году,
когда был слегка похож на вокзалы Узбекистана, стал ещё унылее:
2.
Сама железная дорога из Турции в Иран прокладывалась в 1965-72 годах, замкнувшись Ванской переправой, на английские деньги. Такова уж специфика Турции, что начиная с 1850-х годов активнее всего на рельсы её ставили англичане и немцы, нуждавшиеся в магистралях для вывоза руд или переброски войск. Сами турки свою железнодорожную сеть особенно активно развивали в 1920-40-е годы, а с 1960-х переняли американский опыт, отдав бюджеты автодорогам. Трансазиатская магистраль стала едва ли не единственной крупной стройкой железнодорожного безвременья, из которого Турция начала выходить лишь при Эрдогане, и англичане возглавили этот проект вовсе не случайно. В 1955 году был заключён Багдадский пакт, образовавший ЦЕНТО - "ближневосточное НАТО", куда вошли Британия (имевшая там колонии), Турция, Ирак, Иран и Пакистан, а заодно и США в ключевых организациях, но не самом блоке. Всё это и планировалось связать новой магистралью, рокадой в 200-300 километрах от советской границы, но за время стройки Британия лишилась ближневосточных колоний, а после Исламской революции в Иране и начала ирано-иракской войны (см.
в Тегеране) ЦЕНТО и вовсе самораспустилась. "Трансазиатская магистраль" осталась однопуткой, работавшей на нужды Турции и Ирана, и лишь после того, как
в Жанаозене и
Горгане замкнулся
Новый Шёлковый путь, сюда потекли китайские грузы - пока довольно тонким ручейком.
3.
На кадрах выше, впрочем, именно что грузовой двор, а вот сама линия, уходящая в тоннель, похожий на портал древнего кургана:
4.
Тем не менее, она фактически служит границей Вана - с одной стороны бесконечные кварталы в 5-10 этажей на фоне южного Башета (3684м, в кадре) и северного Сюпхана (4034м, в прошлых 4 частях)...
5.
...с другой - не очень-то типичные для Турции кварталы частного сектора бывшего села Аккопрю на фоне скалистой горы Топрах-кале:
6.
К станции обращена скала Сим-Сим. Ну тот, который "...откройся!":
7.
А где-то в подсознании сидела мысль и про 40 разбойников - своей атмосферой такие вот глухие окраины турецких городов не так-то сильно отличаются от наших. Да и первооткрыватель Урарту, французский археолог Фридрих Шульц погиб в 1829 году от ножа курдского разбойника. Ну а как вышло, что первооткрыватель этот нашёлся лишь в начале 19 века? Не менее интересна, чем история самой Урарту, история знаний о ней.
8.
3000 лет назад мир казался пугающе большим и малолюдным, и ранние цивилизации не всегда даже соприкасались друг с другом местом и временем. Хотя Урарту западным краешком заходила на периферии исчезнувшего к моменту её становления Хеттского царства, лишь на востоке у неё был единственный сосед и враг - Ассирия. Истрепав друг друга в войнах, обе страны на рубеже 6-7 веков до н.э. стали добычей Вавилона, Мидии и Персии, а заодно кочевников-скифов, тогда ещё не вышедших с закавказских плато в Великую Степь. Остатки Урарту все они просто затоптали, и не вспомнил о ней даже "отец истории" Геродот, живший позже всего на столетие. Древняя держава,
словно русский Китеж, скрылась в озере, которое греки знали как Тоспитис (от Тушпы) и Арсена (от урартийского названия), а армяне и персы - как Ван (от самоназвания страны Байани). Ещё "горы Урарту", к которым причалил Ноев Ковчег, в переводах Библии
стали Араратом, да и то название приросло к Масису лишь в 19 веке. Урартийские памятники с их клинописями считались наследием Ассирии, а гигантский канал, питавший деревни к востоку от Вана, армяне, турки и курды звали каналом Семирамиды. Его-то исследовать и отправился Шульц, и до своей гибели успел понять, что построил это всё кто угодно, но только не ассирийцы. Затем ассирийские клинописи, дублированные на других языках, образовали в закромах европейских географических обществ достаточную массу, чтобы можно было расшифровать их язык. И начав читать по-ассирийски, европейцы вдруг узнали, что у Ассирии был могучий враг в мрачных горах на севере: слово "Урарту" - экзоэтноним, и значило Высокая страна. Клинописи подсказывали и то, где искать её осколки, а осколков этих в свою очередь оказалось достаточно, чтобы расшифровать уже язык наири - племени, построившего Байани. Всего через сотню лет после гибели Шульца страна Урарту стала одной из самых хорошо изученных цивилизаций Древнего Мира.
9.
Впрочем, прежде чем рассказать историю, прочитанную в клинописях, стоит вспомнить то, что ей предшествовало. Ведь Анатолия и Закавказье - один из очагов всей человеческой цивилизации, и петроглифы Тришина не очень-то отличаются внешне от петроглифов
Чолпон-Аты или
Калбак-Таша:
10а.
По одной из основных гипотез, именно здесь находилась прародина индоевропейских народов, сконструировавших колесо да разъехавшихся на нём по планете.
10.
А стелы из древних могил здорово напоминают скифских каменных баб, знакомых
по музеям Новороссии:
11.
Особенно - загадочные стелы Хаккяри, найденные в 1998 году прямо в черте этого
города на крайнем юго-востоке Турции:
12.
Не известно о них почти ничего, даже датировка сводится к расплывчатому "бронзовому веку" (по данным музея,
а так-то может быть и железный век, начало 1 тысячелетия), но тюркским каменным бабам это явные деды, а скифским - отцы.
13.
Что наводит и на определённые мысли: во все эпохи по этим плато ходили кочевники, и что армянам, что арабам, что византийцам, что сельджукам, османам и современным туркам не давали расслабиться курды. Народом городов и сёл они стали лишь после геноцида армян, с разрешением безнаказанно убивать и грабить выступив одним из его орудий. В нынешнем Ване курды - 80% жителей, но такие ли они здесь чужаки? Хоть в Индию, хоть в Аргентину индоевропейцы всегда откуда-то приходили, а курды были словно всегда. Не они ли - те из индоевропейцев, кто остались?
14.
Но историю, которую я расскажу сегодня, писали совсем другие народы. В Ванском музее я увидел характерную чёрную керамику с монохромными узорами, знакомую
по музеям Еревана. В неритмичности этих узоров некоторые учёные видят даже примитивные письмена. Эта керамика - наследие куро-араксинской культуры, населявшей когда-то всё Закавказье от Вана до Каспия. От долины к долине куро-араксинцы порядком отличались по деталям культа и быта, и скорее всего принадлежали даже к разным народам - индоевропейцам, картвелам, хурритам. Ну а роднило их всех одно: это был край Ойкумены древних цивилизаций Двуречья:
14а.
Ещё едва ли не десятки мелких и недолговечных государств с городами, монархами, религией, армиями возникали и исчезали в Малой Азии, на перифериях Хеттского царства и его руинах. Арманум, Арматана, Арме, Алше, Хайаса, Ишкува, Шубрия,
Диаоха - сама игра их названий с регулярными "арм" и "хай" наводят на мысли, что из одного из них вышли армяне. И от старейших из них Урарту была как бы не дальше по времени, чем от нас.
15.
Непонятность, малолюдность, чуждость Древнего Мира совершенно скрывают тот факт, что в нём не единожды повторялись Тёмные века и Ренессансы. Древние цивилизации по уровню технологий вплотную подходили к Риму и средневековой Европе, строили многокилометровые каналы, гигантские здания, многоэтажные дворцы с водопроводом и отоплением, а потом всё это забывалось - наступали смутные времена. Так, около 4000 лет назад на несколько веков климат Средиземноморья стал холоднее и суше, чего не пережил, например, Аккад. Следом пришла другая напасть: дело в том, что могущество тех цивилизаций обеспечивала бронза, и вот настал день, когда ближние месторождения оскудели. За медной, оловянной, свинцовой рудой караваны ходили аж на Британские острова и в верховья Инда, но всё чаще вернуться домой караванщикам было не суждено - их груз доставался "народам моря", нашествие которых и подвело черту. 3200 лет назад случился Бронзовый коллапс, за сотню лет погубивший пяток цивилизаций.
15а.
Древним, однако уже был известен чудо-материал - железо, получавшееся тогда из миллиарды лет копившихся на Земле метеоритов. И вот где-то в земле хеттов порядка 3500 лет назад нашёлся мастер, сумевший получить железо из руды. Само Хеттское царство рухнуло, но секрет железа попал в прежде не выделявшуюся среди соседей Ассирию, сделав её первой в мире империей.
16а.
Немногим позже, однако, секретом овладели и варвары - племя наири из страны Равандуз у озера Урмия. Их язык входил в без остатка вымершую хурро-урартскую языковую семью, очень отдалённо родственную нахско-дагестанской: наследниками Урарту в наши дни себя считают не только армяне, но и чеченцы. Как бы то ни было, навострив железные мечи, наирийцы двинулись на запад покорять народы, - все эти Диаохи, Ишкувы и Шубрии, - до которых пока не дотянулась Ассирия.
16.
Первые упоминания Высокой страны в ассирийских хрониках известны 3200 лет назад, но судя по тому, что ассирийцы в них хвастаются победами над беззащитным врагом, о мощном государстве там говорить не приходится. В 844 году, однако, ассирийцы встретили на озере Ван неприступную крепость, которую не смогли взять, и сидящего в ней царя Сардури I, с которым пришлось считаться. Его сын Ишпуини и внук Менуа порядком расширили границы государства, пережав ассирийцам торговые пути через Малую Азию. Следующий царь Аргишти I в 786-64 годах выиграл долгую войну с Ассирией и начал расширять свои владения на север, основав
Эребуни в Айраратской долине и
Великухи на Севане - 8-й век до нашей эры был временем гегемонии Урарту. Две империи положили начало "гонке брони и снаряда": ассирийцам лучше давались мечи, а наирийцам - орудия каменотёсов. Самым могучим в мире армиям Ассирии противостояли самые неприступные в мире крепости Урарту, стремительным атакам - долгие обороны и изматывающие отступления. Сама же Урарту была типично почвеннической страной: позаимствовав у Ассирии клинопись, наири писали ей на своём языке, а переняв религию, во главе пантеона (где отличались имена богов, но совпадали сущности и символы) поставили Халди - демиурга и покровителя, которому, видимо, наири молились ещё тогда, когда были маленьким племенем в Равандузе. Культ Халди имел для Высокой страны огромное значение, цари короновались в его священном городе Мусасире, а когда ассирийцы сумели разрушить этот город, царь Руса I покончил с собой. Гегемония Урарту была недолгой, меньше века, и уже в 730-20-х ассирийские цари Тиглатпаласар III и Саргон II совершали опустошительные вторжения в Ванское царство. Но и на Ассирию всё сильнее напирали с другой стороны, да и внутренние распри терзали империю, и в 7 веке до нашей эры между Страной Железа и Страной Камня установилось шаткое равновесие, в современной терминологии - раздел сфер влияния. Повторить успех Менуа, строительством крепостей заложившего фундамент для завоеваний, пытался Руса II, но на Земле просто сменились времена, и всё новые страны овладевали секретом железа. Мир перестал быть двухполярным: в 612-10 годах Ассирия была низвергнута Вавилоном, а Урарту за считанные десятилетия разорвали мидяне и скифы. Последний наирийский оплот Тайшебаини в черте нынешнего Еревана пал в 585 году.
17.
На пике могущества Урарту на западе выходила в уголок Средиземного моря, на юг тянулась далеко за Урмию, а на север - за Севан. Меж трёх озёр располагалось ядро Высокой страны, но метрополией в этой колониальной империи служила именно Ванская котловина с десятком городов по берегам. Обе древние столицы Байани находились в черте города Ван. На Ванской скале стояла Тушпа, с которой были связаны лучшие века Урарту, но мы пока идём к Топрах-кале, которую с 695 года до нашей эры венчал город Русахинили - из него пытался брать реванш Руса II. От станции я добрых 20 минут шёл наугад по пустынной улице, и даже не сразу различил странные ниши в утёсе, который армяне называли Агравакар - Вороньей Скалой:
18.
Это место царь выбрал не только из-за более высоких скал: падение Халди деморализовало наири примерно так, как нас крах коммунизма, и царь, мечтавший о реванше, должен был это преодолеть. Но в Древнем Мире многое было проще: Халди был отправлен на покой, оставаясь почётным владыкой мира, ничего более не решающим на Земле. Главным богами Новой Урарту стали заимствованные из Двуречья громовержец Тайшеба и бог солнца Шивини, дальний родич Шамаша и покровитель Ванской долины. Царь построил новую столицу прямо над алтарём, вырубленном в этих скалах ещё царём Ишпуини в 820-х годах.
19.
Армяне, сплотившиеся на руинах Урарту из когда-то покорённых ей народов, продолжили чтить это место, только божество называли по-другому - Мгер. Ему же посвящён и знаменитый
храм в Гарни, а имя его не случайно созвучно с русским словом "мир" - это был бог-хранитель Вселенной, отвечавший за справедливость её устройства и механизмы взаимодействия сил. В "Давиде Сасунском" Мгер слыл борцом за справедливость, но в конечном счёте он совершил ошибку и поднял клинок на отца, а осознав, что наделал - натурально, под землю провалился со стыда. Так и сидит он теперь в Вороньей Скале, ожидая своего часа, и в армянским поверьях наирийский алтарь стал Дверью Мгера, из которой однажды придёт спаситель.
19а.
Со времён Первой Мировой вершину Топрах-Кале занимает воинская часть. До того Русахинили исследовали турецко-английский археолог Ормаз Рассам (1879), его немецкий коллега Карл Леман-Гаупт (1898-99) и русско-армянский историк Иосиф Орбели (1911-12). Лучшие находки они вывозили в Британский музей, Берлинский музей, Эрмитаж, но кое-что оседало и в Турции. В 1932 году в Ване появилось хранилище древностей, в 1945-м ставшее публичным музеем. По интернету ещё гуляют
фотографии его старого пыльного здания с лапидарием во дворе, однако в 2011 году Ванский музей фактически был построен заново, и лучший вид на него открывается с Ванской скалы на фоне Топрах-Кале:
20.
И остаток поста походим по его залам. Здесь представлены и древности (см. выше), и более поздние армяно-тюркские века (
экспонаты которых я показывал здесь), но в первую очередь Ванский музей - это лучшая в мире коллекция наследия Урарту:
21а.
Как уже говорилось, бросить вызов Ассирии Урарту смогла, достигнув небывалого совершенства в обработке камней. Вероятно, этим занимались мушки, которых многие считают протоармянами - их общины встречались по всем крепостям Высокой страны. Стены древних построек гладкие, как бетон, и тем не менее это вполне природный камень - как тут на пилоне слева:
21.
Он привезён
с городища Чавуштепе - самого большого и мощного урартийского замка Сардурихинили, построенного Сардури II во время той фатальной для него войны с Саргоном II. Армяне почитали эти руины твердыней Айка Наапета, что по легенде в 2492 году до нашей эры привёл людей хай сюда из Вавилона. От крепости теперь остались лишь фундаменты, в которых нашлось место и складам, и водопроводу с канализацией:
22.
Фрагменты убранства Топрак-Кале:
22а.
А для жителей крепостей в Урарту была даже система паспортов и прописки! Каждый, кто жил внутри стен, имел две одинаковые таблички - одна висела на его доме, другую он брал с собой, выбираясь во внешний мир. Но это наводит на мысль, что урартийские города были невелики, а под защитой стены жить имели право только наири:
23.
Реплика урартийской гробницы - увы, получилась у меня не резко:
23а.
На северном берегу Вана стоял городок Аианис, основанный в 675 году при "доме престарелых для Халди" - храме древнего божества, построенного Русой II взамен осквернённого Мусасира. Увы, с божьим покоем не задалось - в 653 году Аианис был разрушен извержением Немрута (см. прошлую часть). Рухнувший храм, однако, ушёл в культурные слои в них прекрасно сохранился, так что уже в ХХ веке гладкие и исписанные, словно бумага, блоки были заново собраны под чёрным небом музея.
24.
А за ними сохранился даже алтарь с замысловатой росписью:
25.
Напротив - стелы из соседнего Адильчеваза, который я мельком показывал из окна автобуса
по пути из Эрзурума в Ахлат. Сельджукской крепости и армянскому монастырю там предшествовало урартийской городище Кеф-Калеси, а при жизни Халдииури. Здесь одряхлевший Халди пытался в третий раз найти приют - именно он изображён на каменных блоках, вытесанных в 650-х годах при Русе III.
26.
Оттуда же - 4 пилона с обильными барельефами. Что интересно, в сопроводительной надписи царя Русы поясняется, что порча храма Халди карается гневом Шивини - ведь первый вышел на покой, а второй - хозяин этой долины. Ну а покарал ли он кого-то - история умалчивает: третий храм Халди простоял чуть дольше второго, но разрушен был уже не вулканом, а людьми.
27.
Огромные тёмные храмы служили, видимо, домами богов, куда только жрецы имели право заглядывать. Для обычных богослужений чаще использовались "Врата Халди" - святилища под открытым небом, представлявшие собой стелы в скальных нишах. К таковым относилась и Дверь Мгера, но логично, что храм бога Солнца был открыт небесам:
28.
Всего в пантеоне Урарту известно 63 бога и 16 богинь, из которых выделялся своя тройка Арубуини, Хуба и Тушпуеа - жёны Халди, Тайшебы и Шивини. Боги покровительствовали стихиям, явлениям, народам, городм. Каждому раз в год приносилось строго регламентированное жертвоприношение - чаще всего 1 бык и 2 овцы или большее количество в той же пропорции: например, 17 быков и 34 овцы для Халди. Хотя например бог Артухарасау требовал 2 быков и 34 овцы - более ничего о нём неизвестно, но можно предположить, что он был покровителем скотоводства. Повседневной формой жертвоприношений было возлияние:
29.
А кроме того, как дар богам в храме можно было оставить любую вещь, и таким образом храмы Урарту стали удивительными капсулами времени. В Мусасире ассирийцы захватили 25 тысяч щитов и 305 тысяч (!) мечей, в основном не годных к бою, но годных для переплавки. И думаю, царя Русу I свело в могилу даже не низвержение Халди, а осознание, какие ресурсы Урарту зарыла в землю, а теперь ещё и подарила врагам. Вот скажем щит и меч из Аиаса:
30.
И другие предметы оттуда же:
31.
Адильчеваз же сберёг миру коллекцию металлических урартийских поясов, на которых были выгравированы целые картины:
32.
И в Эребуни таких не увидишь - металлом опоясывалась только столичная знать в эпоху наибольшего богатства:
33.
Мужские пояса украшали сцены охоты и битв, изображения дворцов и храмов, реальных и мифических зверей:
34.
На женских - сцены, в первую очередь ритуальные застолья:
34а.
Одно из которых создатели музея воссоздали, надев сам пояс на одну из участниц:
35.
Ванский музей впечатляет качеством своих восковых фигур - вот так современные турки видят людей, которых считают своими предками армяне и чеченцы:
36.
37.
Фигура с кадра выше - из другого зала, посвящённого урартийским женщинам. Впрочем, уклад наири был вполне по-чеченски патриархален, и в бесчисленных клинописях сохранилась всего пара женских имён - принцессы Тарири, для которой любящий отец Менуа построил дворец Таририхинили, и царицы Гагули, как бы не более влиятельной, чем её супруг Руса III. Так что феминистического зала не вышло - экспозиция состоит в основном из украшений, собранных по разным храмам и дворцам:
38.
Но "что есть сталь в сравнении с рукой, которая её направляет?" - так верно сказал Конану Варвару зловещий Талса-Дум. Вот и его символ: "две змеи, глядящие друг на друга, но на самом деле это одна змея":
38а.
Здесь это амулеты, вероятно служившие оберегами. Но вспомним, что Конан был киммерийцем, и именно на походе в Киммерию царь Сардури II обломал зубы, склонив баланс сил в пользу враждебной Ассирии.
39.
Вот это же - не культовый предмет, а всего лишь фибула (застёжка для плаща):
39а.
Лев из адельчивазского храма:
40а.
Инструменты, которыми всё это делалось:
40.
Но не чуждались наирийки и драгоценных камней, и цветных стёкол:
41.
Вот ещё немного предметов из Адильчеваза, включая глиняные горшки:
42.
Керамика в Урарту явно была развита не меньше, чем обработка металла, но судя по всему так и не стала высоким искусством - либо очевидно культовые статуэтки, возможно выполнявшие роль домашних божков, порой посылавшихся парламентёрами на небо через храмы..
43.
...либо - посуда, трубы, карасы. Переняв цивилизацию Двуречья, наири не хуже его жителей научились обращаться с водой, строя и водопроводы во дворцах, и сложнейшие ирригационные системы. Именно они превратили в цветущий край Айраратскую долину, позже вместившую все 12 армянских столиц. Свои же столицы цари Байани оснастили грандиозными каналами с расходом воды до 3 кубометров в секунду. Так, Тушпу питал 72-километровый Канал Менуа, начинавшийся у родников высоко в горах. Его каменное русло достигало 4,5 метров в ширину и 1,5 в глубину, а ущелья канал огибал по 20-метровым подпорным стенкам. Вот тут в кадре диорама его строительства и часть из 14 закладных табличек Менуа, стоявших по всей длине канала. Сняли их в 1950 году, при единственной за 2800 лет реконструкции, когда древня циклопическая кладка была заменена на железобетон. А вот 40-километровый канал Русы II исправно проработал 2500 лет, но был разрушен паводком в 1892 году.
44.
Хотя в целом хозяйство - пожалуй, единственная тема, в Эребуни раскрытая лучше, чем в Ванском музее. Там - столица житницы, а тут - надменная столица... И всё же пара восковых фигур изображает трудящихся. В орошённых полях урартийцы растили пшеницу, ячмень, просо, нут, чечевицу, коноплю и кунжут, служивший основным источником масла. Для их обработки здесь использовали ступы с пестами и квадратные либо овальные жернова. Ещё урартийцы любили грецкие орехи, сливы, абрикосы, арбузы, но в первую очередь виноград, и многие выведенные ими сорта существуют поныне - например, воскеат или мсхали. Здесь пили вино и хранили его в огромных подземных кувшинах - карасах; известны даже урартийские меры объёма - акарка (240 литров) и теруси (1/9 акарки). Кроме того, помимо виноградного вина здесь делали ещё и "овсяное вино", как обозвал его Ксенофонт в своём "Анабазисе" - по-нашему говоря, пиво, только крепкое, как потрвейн. Всё это хранилось в погребах крепостей, способных вмещать сотни тон продовольствия.
45.
От земледелия не отставало скотоводство: урартийцы держали коров, коз, свиней и баранов, но особенно, конечно же, ценили лошадей, одним из главных центров разведения которых стали берега Севана. Ездить верхом для наири явно было не правом, а обязанностью, и в одной из клинописей сообщается, что царь Менуа поставил рекорд, прыгнув на коне на по клички Орёл (Арциби) на 22 кангуна (почти 12 метров) - турниры, в которых участвовали лично цари, были важной частью военного дела Урарту.
46а.
Первоначально урартийская армия была организована по хеттскому образцу, но после поражений конца 8 века наири предпочли наконец перенять опыт ассирийцев, взяв на вооружение даже ультрасовременные по тем временам колесницы.
46.
Но и тут лучше оружия им давались щиты и доспехи. Особым совершенством у наири отличались остроконечные шлемы, по которым почти любой удар приходил плашмя:
47.
Всадники и колесничники были, конечно, военной элитой из знатных родов, и их снаряжение само было произведениями искусства, которые современнику могли многое рассказать про обладателя. Шедевр этого жанра - Анзафский щит, найденный в одноимённом городище:
48а.
Его реплика висит во всю стену "воинского" зала, и изображены на щите боги, включая Халди на врезке:
48.
Дальше к делу подключились скифы, по сути освоившие азы бесконтактной войны, и организованные по-новому армии Персии и Вавилона. Урарту представляла последнее поколение цивилизаций Древнего Мира, а её покорители дожили до эпохи Античности.
49.
Поверх клинописных стел несказанно впечатляют кресты. Армянские историки считают Урарту своим древним Ванским царством, но мне ближе концепция, что наирийцы так и не смешивались со своим простонародием, а те, стекаясь в столицу из покорённых земель, вывели lingua-franca на основе мушкского, развившийся в армянский язык. Предки армян были одним из народов Урарту, как и армяне - одним из народов России. И вывести логическую цепочку от Урарту к России даже я не смогу, но согласитесь, в историях двух Северных империй многое кажется похожим?
50.
А в фасаде музея отражается Ванская скала, на которой и была стольная Тушпа:
51.
Туда полезем в следующей части.
ЗАКАВКАЗЬЕ-2019
БОЛЬШОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ. Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах, Турция.
О Турции в общем
Южная Грузия, Западная Армения и Восточная Анатолия. История Второй Сибири.
Транспорт Турции.
Среда, колорит и детали.
Люди и реалии Турции.
Тайк (ил Эрзурум)
Юсуфейли, Ишхан, Тортум.
Ошки и дорога в Эрзурум.
Олту (Олтиси).
Карин (ил Эрзурум)
Эрзурум. От конгресса до крепости.
Эрзурум. Старый город.
Эрзурум. Табии.
Дорогами Анатолии. От вокзала и окраин Эрзурума через Агры до озера Ван.
Васпуракан и Туруберан (илы Ван и Битлис)
Ахлат.
Западная Армения. Какой она была?
Ахтамар.
Татван и Ванская переправа.
Ван. Наследие Урарту.
Ван. Ванская скала.
Ван. Старый и Новый город.
Илы Агры и Ыгдыр
Баязет. Догубаязит.
Баязет. Дворец Исхак-паши.
Ыгдыр и земля Сурмалы.
Подножье Арарата.
Карсская область - будет позже.