В прошлых частях я показывал
Севанский монастырь на мысу и фантастическое
хачкаровое кладбище Норатус - главные достопримечательности Севана и опоясывающей его области Гехаркуник. Однако для полноты картины их явно не достаточно, а вокруг озера немало мест, которые вряд ли стоят отдельной поездки, и всё же небезынтересны сами по себе. Сегодня покажу Гавар (20 тыс. жителей) - ранее уездный город Ново-Баязет, а ныне областной центр Гехаркуника; Варденис (12 тыс. жителей) у золотых рудников и ворот Карабаха, южные берега Севана да Селимский перевал со средневековым иджеванатуном (караван-сараем).
Сложись история иначе - и на озеро Севан мы
могли бы доехать магнитопланом. Футуристический транспорт, с помощью мощных магнитов не скользивший по рельсам, а левитировавший в нескольких миллиметрах над ними, разрабатывался в 1970-х годах Германией, Англией и СССР. Знаменитый шанхайский маглев в 2004 году так же построили немцы, а первые коммерческие линии были запущены в Бирмингеме (1984) и Берлине (1989), проработав, правда, всего несколько лет.
Советский маглев с 1977 года разрабатывался в Гомеле, с 1979-го испытывался в Раменском, а в 1987 году началось строительство первой пассажирский линии из Еревана в Абовян с перспективой продления до Севана: 60 километров до озера 18-местный вагончик преодолевал бы за 15-20 минут. Но год спустя всем резко сделалось не до того, и в нашем распоряжении остались лишь маршрутки да попутки.
1а.
Гавар и Норатус в сотне километрах от Еревана стоят буквально по разные стороны трассы - первый ближе к горам, второй к озеру. Но старый ЗиЛок, который мы поймали на выезде из Севана-города, ехал именно в Гавар на элеватор - климат Севанской котловины суров, а почвы скудны, поэтому больше она славится пастбищами, зерно же сюда приходится возить из Айраратской долины. Но думаю понятно, что элеваторы не строят в центрах городов, а потому прогулку по Гавару мы начали с колоритных неухоженных окраин:
2.
"Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы" - такими словами Андрей Платонов начинал свой "Чевенгур", и при виде теплиц среди пятиэтажек эти слова сложно не вспомнить:
3.
Гавар - по-русски значит примерно Уезд, и селение с таким названием появилось в гаваре Гехаркуник в 291 году, когда местный князь Васак, сын Васила, построил Уездный канал близ руин древней крепости эпохи Урарту. Канал давно зарос, а вот селение осталось, то и дело всплывая в длинных списков мест, разрушенных очередным завоевателем. После изгнания армян в Исфахан в 17 веке Гавар стал называться новыми хозяевами-тюрками Кявяр, а окончательно разорён был в 1736 году Надир-шахом. Возродили селение в 1830 году приглашённые Россией в свежезавоёванный край армяне из турецкого Баязета. В русских документах село по-прежнему значилось Каваром, но в обиходе его куда как чаще называли Баязет. С образованием Эриваньской губернии власти решили создать отдельный уезд в бывшем Гехаркунике, и неофициальное название победило - в 1850 году село Кавар сделалось уездным городом Ново-Баязетом. По тем временам это было немало: будущая Армения с её каменистыми плато оставалась наименее развитой частью российского Закавказья, и было в её пределах всего 4 уездных центра да 4 города: Эривань, Александрополь (Гюмри), заштатный Вагаршапат (Эчмиадзин), уездное село Герюсы (Горис) и этот самый Ново-Баязет, с населением 8,5 тыс. человек (95% - армяне) третий в обоих списках. В 1936 году названием городка "коренизировалось" в Нор-Баязет, а в 1959 он и вовсе был переименован в Камо - по псевдониму отчаянного революционера Симона Тер-Петросяна из Грузии, прославившегося на рубеже веков не только организацией подпольных типографий да боевых ячеек, но и мастерским умением избегать казни, под арестом симулируя безумие. Среди десятков новых городков Советской Армении севанский Камо как-то затерялся, но о былом уездном статусе армяне вспомнили при независимости. Не самый крупный и не самый богатый на севанским берегах, именно Камо стал центром области Гехаркуник, а в 1995 году вновь был назван Гаваром.
3а.
И я, конечно, приехал сюда искать следы уездного Ново-Баязета. На практике облик Гавара определяет вот такая вот архитектура, которую я бы назвал реуездной - советских зданий, которым реконструкция придала черты старины, тут гораздо больше, чем собственно старинных:
4.
А вот справа домик явно аутентичный, только надстроенный вторым советским этажом:
5.
В целом, от Старого Нового Баязета остался дай бог десяток домиков вдоль улицы Зоравара Андраника:
6.
Не знаю точно, чем было заброшенное здание поодаль. Рядом - памятник Айрапету Хачатуряну по прозвищу Колот (Короткий), одному из основателей Ново-Баязета:
7.
У крупного здания совершенно дореволюционного облика, которое судя по архитектуре могло быть как мэрией, так и школой:
8.
Ещё через квартал возвышается главный памятник уездного Ново-Баязета - собор Сурб-Аствацацин (1905), крупнейший дореволюционный храм в нынешних границах Армении:
9.
Его построил в 1901-05 годах местным епископ, а впоследствии католикос Хорен I (в миру Александр Мурадбегян). Родом он был из Тифлиса, семинарию оканчивал там же, и может поэтому нор-баязетский собор мне кажется больше похожим не на армянские, а на грузинские церкви.
10.
От собора тянется широкий бульвар, с одной стороны которого - новенький ТЦ совсем не районного масштаба, а с другой - советские ДК и 7-этажная гостиница "Халди", о происхождении необычного названия которой (это вовсе не "Юбилейная" или "Турист" по-армянски!) я расскажу чуть позже:
11.
С другого конца площади над центром Гавара буквально нависает огромное мрачное здание с бурьяном на крыше. Судя по карте, оно принадлежит заводу "Камокабель" (1959) и вполне наглядно иллюстрирует его состояние. Но не могу отделаться от мысли, что первоначально тут была какая-нибудь уездная тюрьма:
12.
На соседней улочке, за ДК и гостиницей - ещё сельская церковь Сурб-Карапет (1848), простейшая базилика:
13.
С той стороны над центром Гавара высится длинный останец, напоминаюий корабль. И в скалах его не случайно чудятся крепостные стены - ещё до того, как малик Васак, сын Васила, проложил Гаварайский канал, здесь стоял Город бога Халди, столица земли Великухи - самой дальней провинции Урарту:
14.
Про Урарту, оно же Ванское царство (Байани), империю племени наири, где из множества покорённых народов консолидировались армяне, я подробнее рассказывал
на руинах крепости Эребуни. Её основал на месте нынешнего Еревана в 781 году до нашей эры царь Аргишти I, покорив плодородную Айраратскую долину. Его наследник Сардури II, правивший с 764 гоода, пошёл дальше - на севанские берега, урартийцам известные как Великухи. В Ванской империи земля Севана стала Крайним Севером, малолюдным, но незаменимым - прирождённые всадники и колесничники, наири обнаружили, что здешние пологие хребты как ни одно место их державы подходят для коневодства. Реванш Ассирии, почти сломленной прежними царями, но собравшейся с силами и отбившей у Сардури II южные рубежи, только увеличил значение Великухи - Урарту сместилась на север, а для новый войн ей было нужно больше лошадей. Халди же был верховым богом наири, к которому здесь возносился фанатичный культ, и так как его заступничество было как никогда актуальным, следующий царь Руса I выстроил в нескольких километрах от старой крепости Великухи новый, куда более мощный и обширный Город бога Халди. Это название пережило и падение самого Халди, когда ассирийцы разграбили его храм в священном для наири Мусасире. Но до здешних гор ассирийская армия не доходила, а разрушили что Эребуни, что
Тайшебаини, что Халдиини кочевники из северных степей да предки азербайджанцев маннеи.
15.
Однако естественная крепость не могла стоять пустой, и позже на месте Халдиини вырос древний Гавар. Колонисты из Баязета предпочли обосноваться под горой, поближе к речке, но разве можно не устроить кладбище среди древних священных руин? Наверх ведёт удобная широкая дорога, проложенная в 1910 году - надпись на камне гласит "Эту дорогу построил Маттеос Априкян в честь своей супруги Вардуи".
15а.
Дорожка вдоль склона выводит к часовне Сурб-Степанос, которую датируют то 1374-м, то 842-м годом. В любом случае место тут намолено ещё раньше - именно в основании часовни лежит камень с надписью о строительстве канала в 291 году.
16.
До Норатуса отсюда всего 5-7 километров, и это кладбище выглядит похожим на него - только там камни красноватые да поросшие оранжевым мхом, а тут - серые и голые:
17.
А "колыбель-камнями" со сценками на берельефах Гехаркуник особенно богат:
18.
На мысу, у обрыва над городом - монумент армянским героям, не знаю точно, каких времён. Внизу, на фоне гор Гегамского хребта - советский отель, названный в честь языческого бога.
19.
Собор и торговый центр за бульваром:
20.
Гимназия на фоне горы Ератумбер (2480м), впечатляющей своим вулканическим силуэтом. В кратере, сильно приглядевшись, можно даже различить новую церковку Сурб-Хач:
21.
С севера от Города Халди - многоэтажки гаварских окраин, мимо которых мы сюда пришли:
22.
С юга - узкая долина Гаварагета, упирающаяся вдали в голубой Севан:
23.
В принципе, этим достопримечательности Гавара и ближайших окрестностей не исчерпываются - на другом конце Города Халди есть полупещерная
церковка Сурб-Ованнес в облике 19 века, а выше по горам в селе Ланджахпюр сохранился небольшой
заброшенный монастырь Иликаванк с хачкарами из Западной Армении, об истории которого ничего не известно. Само название его переводят то как Старушкина обитель (при том что был он мужским!), то как Монастырь-Веретено, хотя по мне так здесь сложно не расслышать переиначенное на армянский манер наирийское Великухи. Но мы спешили в Норатус до заката, прямо на кладбище поймали попутку, и проводив взглядом ещё одну заброшку, покинули Гавар.
24.
Вновь я вернулся к берегам Севана лишь спустя пару недель, проделав кольцевой маршрут через Сюник и Арцах (Карабах). В последний из Армении ныне ведут две основные дороги - старая через Горис и новая, благоустроенная в 2017 году, через Зодский (Соткский) перевал (2366м) на Восточно-Севанском хребте. Спуск с него в Армению отмечают гигантские отвалы - с 9 века в этих горах добывают золото, а в 1976 году был введён в строй один из крупнейших в Советском Союзе промышленный рудник, куда даже железную дорогу протянули от Севана. Дорога тоже жива, и если электрички ходят только летом и только до Шоржи напротив Гавара, то грузовые поезда обслуживают добычу круглый год.
25.
Под перевалом, у самого дальнего севанского угла стоит городок Варденис. Как и Гавар, он вырос из цепочки сменявших друг друга сёл, уходящей куда-то во тьму веков и преданий. Во всяком случае первое название Гегамобак хронисты возводили к царю Гегаму - внуку самого Айка Наапета, мифического прародителя армян. В 9 веке село отстроил заново гехаркунинкский князь Васак Габур, но название Васакешен (Васаково село) неумолимо трансформировалось в Воскешен (Золотое село) - последний приют старателей перед россыпями Сотка. Но и Воскешен опустел в 18 веке, а основанное в 1830 году селение репатриантов из Западной Армении носило азербайджанское название Басаргечар, лишь в 1969 году став Варденисом. Статус города он и вовсе получил лишь в 1995-м, однако с сельских времён сохранил внушительную церковь Сурб-Аствацацин начала ХХ века. Меня, впрочем, едва ли не больше, чем церковь, впечатлил киоск, который владельцу видимо прислал троюродный брат из Глендейла...
26.
В Варденисе мы провели день и две ночи - но почти безвылазно просидели в гостинице на выезде, отдыхая после Карабаха и спускаясь только в магазин да близлежащее кафе отведать севанской форели:
27.
Вокруг Вардениса - ветреное плато, неприютный видом напоминающее если не Монголию, то Казахстан. Похожее ощущение у меня вызывали опустошённые геноцидом степи Восточной Турции, и это, отчасти - их антипод:
28.
Земли за Севаном в нынешней Армении - глушь: узкая полоса земли меж озёрным берегом и Севанским хребтом, с обратного склона известным уже как Шахдагский хребет - по ту сторону гор стоит Гянджа... Пологие склоны с тучными пастбищами не были преградой для азербайджанских чабанов, а потому вплоть до Карабахского конфликта восточный берег Севана представлял собой один из крупнейших азербайджанских "анклавов" Армении. В отличие от армян в Турции, здешние азербайджанцы всё же не были убиты, а лишь уехали за горы, побросав дома - но земли вокруг Вардениса пронизывает то же самое чувство покинутости:
29.
Степи, однако, заканчиваются быстро, ближе к озеру сменяясь мещёрского вида лесами:
30.
С юга Севан уютен и мил:
31.
Здесь не видать санаториев и турбаз, но плоский берег так и манит поставить палатку:
32.
А в приозёрных сёлах - множество церквей, монастырей, развалин, кладбищ... Среди них нет шедевров всеармянского масштаба, но сама плотность исторической среды - впечатляет. Некоторые древности подробно
показаны вот здесь (во второй половине поста, ибо он огромен), я же заснял на ходу лишь внушительное кладбище на скалах:
33.
Узел дорог к югу от Севана - следующий городок Мартуни (12 тыс. жителей), основанный в 1830 году как село Неркин-Кзнут и переименованный ровно через столетие. Ещё один Мартуни есть в Карабахе, и оба названы по партийному псевдониму Александра Мясникяна, крупного большевика, революцию делавшего вдали от Армении.
34.
Машины с гигантскими дровами из древних лесов Карабаха стоят у дороги на Гавар, Севан и Ереван, а мы свернём на юг. По пути к выезду - старо-сельская церковь:
35.
Да стела с горными козлами, напоминающими о том, что эта дорога ведёт в Вайоц-Дзор - безоаровые козлы давно стали символом Ехегиса и Арени за Варденисским хребтом, где их даже с трасс не проблема увидеть туристам:
36.
С юга Мартуни продолжает большое село Гехавит, где (см. последнюю ссылку) есть интересное кладбище с рельефными "камнями-колыбелями". Но мы и тут решили не задерживаться:
37.
Из зелёных сельских кварталов дорога выходит в холодную степь, над которой господствует грузный силуэт потухшего вулкана Армаган (2829м), скрывающего в своём кратере озеро:
38.
Зарисовки по дороге - часовенка:
39.
Родник с очень вкусной водой:
40.
Развалины средневекового моста, а где-то в окрестных горах есть ещё и петроглифы:
41.
Пологая дорога выводит на Селимский перевал (2410м), за которым вдруг проваливается вниз серпантином. У начала его, на небольшом уступе, заметна каменная крыша одинокого древнего здания:
42.
Это иджеванатун, дословно "дом прибывших" - армянский аналог караван-сарая:
43.
Его построил в 1326-32 годах Чесар Орбелян, князь земли Сюник, гаварами которой были Гехаркуник и Вайоц-Дзор по обе стороны этого перевала. В последнем мы ещё не раз встретимся с наследием дома Орбелянов, а ворота иджеванатуна украшает их герб:
44.
Иджеватуны, в отличие от старинных мостов, в Армении почти не сохранились. Ещё один караван-сарай я прежде показывал
в Аруче под Талином, но Селимский иджеванатун по своей сохранности не имеет аналогов. Отреставрированный в 1956-59 годах, он выглядит почти так же, как в те времена, когда под его свод входили караваны:
45.
Ворота ведут в небольшой холл, перпендикулярный остальному зданию. В его стенах - множество ниш:
46.
Как я понимаю, в этой его части останавливались сами люди, а в нишах хранились их пожитки и может быть - мечи:
47.
При совпадении функций, иджеванатуны и караван-сараи - всё-таки совсем не одно и то же. Караван-сарай похож скорее на медресе - дворик или купольный зал, окружённый кельями. Иджеванатун - скорее трёхнефная базилика:
48.
Его главный зал размером 26 на 13 метров (общая длина постройки - 35 метров) разбит на три галереи, и в боковых складировался груз, а в центральную заводились животные. Жёлоб в центре зала, наполнявшийся из родника выше по склону, служил водопоем, а ниши в арках - кормушками. Селимский иджеванатун мог вместить до 64 животных:
48а.
В тёмных залах я не мог не вспомнить
Таш-Рабат - таинственный Каменный двор на одноимённом перевале в Киргизии. И версии его происхождения есть самые разные, но среди них затесалась и такая, что его построили армяне на Великом Шёлковом пути. Но любой караван-сарай был ещё и оборонительным сооружением - укрытием от разбойников в мирное время и опорным пунктом для армий в случае войны. И если караван-сараи иранского
Решта русская армия использовала в качестве фортов, то каменный иджеванатун - натурально, бункер без дверей и окон:
49.
Лишь узорчатые потолочные оконцы играли роль тусклых ламп:
49а.
На пологую крышу нетрудно забраться. Как видите, Селимский караван-сарай у туристов весьма популярен, и вон за тем столиком армянский гид с маленькой группой откуда-то из русской провинции угощал нас маджаром - необычайно вкусным и почти безградусным армянским молодым вином.
50.
Внизу - Вайоц-Дзор, но это другая история:
51.
А в следующей части заглянем в знаменитый Дилижан, точно так же, лишь с другого конца озера, отделённый от Севана перевалом.
АРМЕНИЯ-2019
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Арарат. Виды и подножья (Армения, Турция).
Армения. Церковь и зодчество.
Армения. Народы Армении.
Армения. Исторические области и народы.
Армения. Транспорт.
Армения. Кухня и современная этнография.
Армения. Становление и реалии.
Армения/Азербайджан. Вражда и люди.
Айрарат (марзы Айрарат, Армавир, Арагацотн, Котайк)
Ереван. Парк Ахтанак и городской пейзаж.
Ереван. Вокзалы и особенности.
Ереван. Метро и наземный транспорт.
Ереван. Каскад и Северный проспект.
Ереван. Площадь Республики и бывшая крепость.
Ереван. Кентрон. Осколки Эривани.
Ереван. Кентрон. Разное.
Ереван. Бульварное кольцо.
Ереван. Раздан.
Ереван. Нор-Норк, Канакер и Аван.
Ереван. Ераблур, Шенгавит, Тайшебаини.
Ереван. Эребуни.
Вагаршапат. Эчмиадзин
Вагаршапат. Разное и окрестности (Зварнтоц).
Сардарапат.
Хор-Вирап, Армавир, Мецамор.
Акналич, Димитров. Езиды и ассирийцы.
Сардарапат. Этнографический музей Армении.
Гарни.
Гегард.
Аштарак.
Ошакан и Амберд.
Сагмосаванк и Ованаванк.
Талин, Аруч, Даштадем.
Гугарк (марзы Ширак, Лори, Тавуш).
Дилижан и монастырь Агарцин.
...остальное - см. отдельно.
Сюник (марзы Гехаркуник, Вайоц-Дзор, Сюник).
Гехаркуник. Севан.
Гехаркуник. Норатус.
Гехаркуник. Гавар, Варденис и Селимский перевал.
...остальное - см. отдельно.