АНТРОПНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ «доехала» до РОССИИ

Jan 14, 2013 20:32

Антропная революция - узловой момент развития человечества. Её суть - изменение самого человека. К таким узловым событиям относятся: а) появление кроманьонца-животного (Хомо Сапиенс); б) его превращение в этническое антиживотное (тотемный зомби); в) сооружение язычником надэтнической конструкции-мифа (варварский суперэтнос); г) переход от варварства к цивилизации (осевое время).

После каждого метаморфоза новый антропотип распространяется повсеместно (глобализация).
Сегодня мы переживаем эпоху заката глобальной цивилизации и силимся «угадать» будущее. (Несть числа спекуляциям о «детях-индиго», «шестой расе», «суперспособностях», «конце света» и пр.).

Новый антропотип давно живёт среди нас. На него, как на идеал, ориентированы мировые религии. О нём написаны горы книг. Его «вычисляет» гуманистическая психология и «ваяет» новаторская педагогика. В последнее время он стал предметом общественного и государственного проектирования. Т.е. без него не может уже обойтись большая политика. Короче, надо только прислушаться и всмотреться - грядёт пятая антропная революция. Весной прошлого года я ощутил её дыхание. А вот уже явные симптомы:
А. Из Послания Президента Федеральному Собранию: «Глобальное развитие становится все более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы. Причем хочу вас заверить, уважаемые коллеги, и подчеркнуть: не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы… Определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики»
Б. Разработчик общественного проекта: «Конкуренция начинает очень сильно смещаться из актуальной экономической конкуренции в конкуренцию за будущее… Если мы ничего не делаем, все остается как сейчас, в том числе школа и все остальное. Возникает негативный сценарий, который заключается в том, что дети в таком случае попадают в ситуацию торможения и отставания от общемировых трендов. И второй сценарий, позитивный, предполагает целый ряд действий по активизации тех элементов, которые, собственно, и создают [новое] детство».
В. Из Пояснительной записки к проекту стандарта среднего (полного) общего образования (А.М.Кондаков): «Особенностью предложенного проекта… является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова».

Последний симптом интересен, конечно, не заезженными терминами «системно-деятельностный (компетентностный)», а стремлением «придать образовательному процессу воспитательную функцию в широком смысле этого слова». Речь идёт о наделении родителей правом определять содержание и форму воспитания-образования ребёнка, используя услуги школы и чиновников. Обязательным школьным занятиям отдаётся скромная часть, соответствующая возможностям школы. Расширяется пространство для разнообразных творческих занятий. Это - движение в направлении свободного воспитания-образования (развития).

Термин «развитие» я понимаю как приращение способностей, формирующих искомый сегодня новый антропотип. Ребёнок развивает себя сам. Ему надо обеспечить наилучшие условия развития (развивающая среда). Не буду ломиться в открытую дверь: многое о развитии известно. Хотя мало кто может ответить на вопрос: «кто есть человек?».

Попов, ПРИ, общество, человек

Previous post Next post
Up