ФОРСАЙТ vs ШКОЛЬНЫЙ ГОСПИТАЛИЗМ

Dec 27, 2012 23:58

С.В.Попов на семинаре ВШЭ
http://2010-2030.ru/day_theme/746
У нас фиксируется двукратный спад трудоспособного населения к 2016 году по сравнению с 2000. Это понимают практически все, кто занимается бизнесом и большими производствами… Это означает, что будет существенно большее количество мигрантов, которые, соответственно, будут участвовать в трудовой жизни, в том числе и в общественной жизни своими детьми, семьями и всем остальным… Конкуренция начинает очень сильно смещаться из актуальной экономической конкуренции в конкуренцию за будущее. Например, США в 2050 году собираются иметь страну, в которой будет проживать 700 миллионов жителей вместо 300 нынешних. Причем 400 миллионов будут людьми, не рожденными в США. При этом они будут квалифицированы, обучаемы и будут работать в новых технологиях… Остальные страны мира начинают конкурировать за будущее, именно поэтому обсуждают проблемы и темы детства.

Каким образом российская культура и российская цивилизация отвечает на то давление, те вызовы и те проблемы, которые сейчас существуют?... Ответ очень простой - никак, она не отвечает на вызовы и проблемы. Могу это на целом ряде вещей показать... Если культурная позиция не проявляется активно и проектно, и не изменяет существующее положение дел, то она, собственно, относится к фону и естественным процессам, но вовсе не к тому, что формирует [ответ на вызов].

Ключевой момент - это переход от политики трудовой миграции к политике качественной миграции. То есть, приглашение людей с семьями, с целью превращения их детей уже в полноценных граждан России. И здесь как раз русская культура могла бы сыграть свою роль, но она пока молчит… [Возможны], соответственно, два сценария. Если мы ничего не делаем, все остается как сейчас, в том числе школа и все остальное. Возникает негативный сценарий, который заключается в том, что дети в таком случае попадают в ситуацию торможения и отставания от общемировых трендов. И второй сценарий, позитивный, предполагает целый ряд действий по активизации тех элементов, которые, собственно, и создают [новое] детство.

Несколько лет назад мы сделали форсайт «Детство-2030». Сейчас разрабатывается следующая редакция по той простой причине, что на нашей политической арене появилась такая группа людей, как родители. Несколько лет назад, как ни удивительно, мы пытались активизировать родителей и родительские сообщества, но они были вялыми и, в общем, не имели четко выраженной по ряду вопросов позиции. Сейчас родительство начинает активно выступать, уже имея, в том числе, позицию относительно школы, детей и всего остального. Причем активно выступают две категории родителей. Одна - это родители, которые имеют, скажем так, довольно низкий социальный статус, и они очень активно объединяются. И вторая - это средний класс, который решает вопрос, в какие школы отдавать детей или вообще их вывозить отсюда. Обе позиции начинают формироваться.

Наша направленность была по поводу взрослых и нынешнего состояния общества, а не детей как таковых… Смысл состоял в исследовании вопроса, что мы можем сделать сейчас с нами самими… Можно считать почти экспертным мнением, что мы хотим изо всех сил сохранить то, что есть. А всего остального мы пугаемся и боимся, и даже не пробуем. Вот это последняя вещь меня настораживает. Мы даже не пробуем… Мы хотим сохранить вот эту стабильность… Есть такой термин «школьный синдром». Понимаете, когда все люди тотально прошли одну и ту же школу, у них даже не появляется мысли об альтернативном образовании. Это такой школьный синдром или госпитализм такой тотальный. Мы уже даже помыслить не можем о других вариантах.

Попов, ПРИ, шаблон

Previous post Next post
Up