В прошлый раз мы выяснили, что
власть основана на контроле над информацией.
Итак, какие же у нас существуют каналы получения информации о внешнем мире? Безусловно, в первую очередь это наша семья, родные, друзья и соседи. Далее идет собственный опыт. Далее книги и учителя, вообще знающие люди. Если вдуматься, то наши близкие суть лишь ретрансляторы информации, полученной из собственного опыта и… из книг и от знающих людей. Пока не будем касаться газет, радио и телевидения, а просто назовем книги и "знающих людей" общим термином "внешний источник информации". Обратим внимание, что внешний источник почти всегда многократно превосходит по важности любой собственный опыт. Просто объем знаний, полученный индивидуально, несопоставим с тем количеством информации, которое накопило всё человечество за всю свою историю. Пусть даже это и не так, но внешний источник всегда притворяется именно хранилищем правдивой информации, накопленной всем человечеством. Он всегда важнее.
Итак, на самом деле канал получения информации у нас один - внешний. В общем-то, для каждого отдельного человека любая информация - внешняя, но по умолчанию будем считать, что личный опыт и опыт родных и близких - это внутренняя информация.
Если власть - это контроль над информацией, то для того, чтобы установить власть над людьми, нужно установить контроль над внешним источником информации. По сути это означает, что надо самому стать таким источником (ведь контроль в данном случае и выражается в том, чтобы самому создавать информационный поток).
Внешний канал изначально состоял только из знающих людей. Ведуны, передающие из поколения в поколение древние былины, опытные охотники, военные и путешественники охотно делились своими познаниями со всей общиной. Для облегчения передачи знаний стали применять систему записи - письмо. При условии, что всё население грамотно и имеет свободный доступ к записанным знаниям, роль знающего человека сводится лишь к обучению молодежи, минимальному консультированию и пояснению прочитанного. Плюс написание новых книг. Только в таком обществе свободного доступа и обмена информацией возможно реальное народовластие, когда все вопросы могут решаться на общем собрании. Все всё знают, или имеют возможность узнать, и поэтому люди свободны в своем выборе. В обществе свободной информации люди подчиняются не по необходимости выполнять приказы наиболее осведомленных, а по собственному выбору следуют советам самых мудрых.
Контроль и власть (как и
прибыль, о которой мы уже писали, и
не раз) возможны только в условиях дефицита. Поэтому первым шагом к установлению контроля над информацией является ограничение доступа людей к первоисточнику. Достаточно провести "реформу" языка, чтобы в одночасье сделать подавляющее число людей безграмотными, и объявить свои знания такими "сложными и сакральными", что в принципе недоступными "простым смертным". Можно сжечь старые "неправильные" книги, можно объявить прежних знающих людей "проклятыми колдунами и еретиками, врагами рода человеческого" и отсечь от них массы. В результате книги будут только у нас, написаны они будут на понятном только нам языке, только мы будем знающими людьми, и поэтому все потянутся к нам за знаниями и советами, которые можно очень быстро трансформировать в прямые приказы. И, главное, только мы будем рассказывать людям о том, как устроена жизнь, в чем ее смысл и почему следует беспрекословно подчиняться именно нашим указаниям. Ведь контроль над записями автоматически означает контроль над прошлым. А контроль над прошлым обеспечивает легитимность в настоящем и контроль над будущим. При этом наш доступ к правдивой информации будет залогом нашего могущества, а повсеместно внедренные в массы ложь и невежество станут причиной многочисленных ошибок, проблем и неурядиц, разрешить которые сможем… только мы.
Спрашивается, кому и зачем всё это может понадобиться? А вот тут мы опять упираемся в вопрос веры. Если цель моей жизни - взращивание любви через понимание действительности, упорядочение бытия и уподобление в пределе Богу, то я воспринимаю всех людей равными перед Богом и всячески помогаю себе и им в духовном росте, прислушиваюсь к ним, а они прислушиваются ко мне. Это духовная основа для свободного обмена знаниями и совместного принятия решений. Но если же я в своей гордыне перешел на темную сторону, стал эгоистичной бестией, и целью существования ставлю попытку забраться как можно выше по воображаемой лестнице, доминировать, показать всем свою избранность и исключительность, то я воспринимаю людей как своих конкурентов в жестокой глобальной игре в "царя горы", всячески стараюсь получить для себя как можно большее влияние на информационные и материальные потоки при одновременном ограничении доступа к ним всех остальных "индивидов-конкурентов". Поделиться с кем-то знаниями означает дать своему сопернику преимущество, уменьшить свои шансы на успех в глобальной борьбе за место под солнцем. Это духовная основа для рабства и всяческих "коммерческих, государственных, профессиональных" и прочих тайн и секретов.
Для наглядности проведем мысленный эксперимент: предположим, у меня есть некое знание. Что я должен с ним делать?
1. Я думаю, что знание - свет. И люди живут плохо, потому что не обладают знанием. Значит, моя задача - принести им это знание, научить, показать и рассказать, поднять их до моего уровня, т.к. все люди равны перед Богом, и сильные и умные должны помогать более слабым и не таким одаренным, т.к. человеческое общество может эволюционировать только через сотрудничество.
2. Я думаю, что знание - сила. Деньги и власть. Люди живут плохо, потому что ленивые и тупые, а поскольку я - умный и сильный, то я должен использовать знание для управления этой массой в своих целях. Всё равно метать бисер перед свиньями глупо. Только такие умные и сильные, как я, должны давать потомство, это естественно. Так что нужно стараться не разбрасываться знаниями, а то тупая масса в своем агрессивном невежестве может наделать таких делов, что сама себе навредит. Я умный и я лучше знаю, что им, тупому быдлу, нужно для счастья. И вообще, помогать слабым - это противоестественно и аморально, слабый должен сдохнуть. Общество - это арена борьбы за место под солнцем, и знание в нем - оружие. Общество развивается через сдержки и противовесы в этой борьбе, чтобы в будущее двинулись только самые умные, сильные и приспособленные.
Узнаете? Это рассуждения а) человека и б) бестии, нелюдя.
Христос, Мухаммед и другие пророки исповедовали первый подход. А иудаизм, протестантизм, рыночный либерализм и социал-дарвинизм настаивают на втором.
Вот где идет противостояние. И оно непримиримо. Выбирайте, с кем вы.