Власть - это, в конечном счете,
контроль над информацией. Давайте кратко рассмотрим наиболее показательные примеры работы этого принципа в истории.
Самый любопытный пример - это СИСТЕМА КАСТ В ИНДИИ. С него и начнем.
Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э. в Индию с северо-востока пришли белые люди (арийцы) с очень высокой культурой) уже делились на четыре главных сословия, позже названных "Варнами" (санскр. "цвет"):
брахманы (священнослужители, ученые, подвижники);
кшатрии (воины, правители);
вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); и
шудры (слуги и разнорабочие).
Как мы себе это представляем? Ну, примерно как знакомое нам по истории сословное деление европейцев на феодалов, священников, крестьян и горожан, доведенное до религиозного абсурда. И действительно, в период раннего средневековья индийские Варны, хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати), жестко закрепляющие сословную принадлежность.
А что же было изначально? Вот это-то как раз самое интересное, и для нас сейчас несколько непривычно: в древнейшие времена смысл Варн сводился к понятиям о РАЗНЫХ СТЕПЕНЯХ ПРОСВЕТЛЕНИЯ, т.е. принадлежность к Варне означала стадию духовно-интеллектуальной эволюции, на которой находится просветленный (примерно как цвет пояса в современных восточных единоборствах). И по наследству это, разумеется, не передавалось. Переходы из каст в касту на самом деле происходили только под присмотром старших (других просветленных из высшей касты). Понятие каст относилось только к ДУХОВНОЙ СТОРОНЕ и поэтому не разрешалось высшему сходиться с низшим во избежание перехода на более низкую стадию (очень мудро, ведь заставьте юношу из семьи родителей-интеллигентов жить и работать с уголовниками-алкашами, и он через некоторое время изменится соответствующе).
Давайте представим себе на секунду, как всё это выглядело. Рождаются дети, и все представляют собой чистый лист. Они растут, и наставники начинают подмечать между ними разницу: одни схватывают быстро, но неглубоко, другим можно дать простое задание и они будут старательно его выполнять, а иной задаст миллион вопросов, что и почему, и зачем именно так, а что будет, если иначе? Наши способности к абстрактному мышлению, поиску и творчеству становятся очевидными к периоду нашего полового созревания, и на этой стадии проходит отбор.
Самых инертных и ограниченных (процентов 30-50 из всех) начинают готовить к простой кропотливой работе, и они будут принадлежать к Варне шудр, если позже не проявят свою способность к духовно-интеллектуальному росту. Остальные же дети поднимаются выше и становятся Дваждырожденными.
ДВАЖДЫРОЖДЕННЫЕ - в традиционной Индии члены трех высших Варн, прошедшие (обычно в возрасте 8 - 12 лет в доме наставника-гуру) обряд упанаяна, символизировавший второе рождение и дававший ПРАВО НА ИЗУЧЕНИЕ ВЕД. Вот это самый главный момент, на который нужно обратить пристальное внимание: духовный рост тесно связан с правом на изучение Вед и способностью понять их смысл. Чем глубже человек постигает мудрость поколений, тем выше он поднимется в системе Варн. Что же такое Веды (санскр. "знание", "учение")? Это сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. И это не просто мифология, это огромное хранилище информации об устройстве мира.
Итак, человек является шудрой - ничего о мире и людях не знает, ничем, кроме примитивных потребностей, не интересуется, способен выполнять простые задания и то только тогда, когда ему точно скажут, что и как делать. Но вот в процессе такой работы некоторые набираются опыта, отлично начинают разбираться, что и как делается, куда потом направляется результат труда, как люди взаимодействуют в коллективе… Если у человека хватит способностей всем этим заинтересоваться и всё это понять, значит он готов… родиться заново, из интеллектуального животного стать человеком, отвечающего за себя и за других. Этот духовный рост приводит его в Варну вайшьей, где он уже может наладить сельское хозяйство, мастерскую, организовать небольшую торговлю. И, главное, получает доступ к необходимому ему знанию - Ведам. Если в процессе этой деятельности и изучения Вед он поймет, как организована его собственная и соседние общины, как они связаны, какова психология людей и что нужно делать, чтобы стимулировать их к работе, порядку и учению, как политически организована вся территория, какие могут быть угрозы, ощутит свою ответственность за всё это сообщество, значит, он готов стать кшатрием - воином и правителем. Его любовь к миру выросла до уровня понимания и ответственности за всю страну, его способность упорядочивать пространство вокруг себя разрослась до масштаба всего государства - значит, он готов быть администратором и вооруженным защитником.
И лишь немногие, которые могут даже с этого высочайшего уровня компетенции подняться еще выше, постигнуть мудрость Вед до конца, взрастить любовь и ответственность до предела… станут брахманами - "людьми духа". Владеющими полнотой ведических знаний, располагающими абсолютным авторитетом среди всех Варн. Верховенство власти принадлежит самым мудрым, тем, кто владеет информацией во всей полноте. Именно верховенство и уважение, потому что на самом деле всеми текущими делами управляют кшатрии, более способные к практическому руководству. Высшее же руководство - указание пути за горизонт…
Варны - самое буквальное воплощение принципа "знание - сила", или же наглядная демонстрация признания важности обладания информацией.
Следующий пример - ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Монополизация всех записей и знаний узким кругом жрецов сформировало своеобразное миропонимание у людей. Всё в этой жизни происходит по велению богов, а фараон - живой бог. Тут даже теоретически не может появиться сомнений по поводу необходимости подчинения фараону и его жрецам.
Очень интересна ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЕВРОПЫ… В мире, где образование - только религиозное, вся информация - через пастора каждое воскресенье, где вся территория опутана централизованной сетью соборов, храмов и приходов, власть сосредоточилась… в руках Церкви. Ведь только Церковь является универсальным посредником между людьми и Богом, только Церковь может интерпретировать Священное Писание и волю Господа, только Церковь знает Истину. Императоров короновали Папы, и они же могли отлучить от Церкви, т.е., по сути, лишить светскую власть легитимности. Помните это волшебное слово - легитимность? У Церкви только книги и монахи, а у королей - города, армии и налоги, но в Каноссе на коленях перед папой ползал почему-то именно император, а не наоборот. Люди были убеждены, что только Бог через Церковь дает право на власть, и так оно и было. Обращение в христианство (к тому времени уже мало общего имевшего с учением самого Христа) имело целью в первую очередь подчинить народы новой власти. И эта цель даже не скрывалась в мутной истории с крещением Руси (совпали интересы Запада ПО ПОДЧИНЕНИЮ славян и желание незаконнорожденного Владимира КОНСОЛИДИРОВАТЬ ВЛАСТЬ). Христианизация тысячу лет назад протекала примерно так же и с той же целью, как и демократизация в наши дни. Монополия была разорвана только в XVI в. взрывом внутри самой Церкви - Реформацией, эпохой Просвещения и сменой религии на иудо-сатанизм. В России суверенитета удалось добиться тоже только в конце XVI в. с введением автокефальной (независимой) патриархии (до этого подчинялись Константинополю).
(Патриаршее достоинство было присвоено митрополиту Иову лично Вселенским Патриархом Иеремией II в мае 1589 г. (Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 г., после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых Иеремия фактически пребывал под домашним арестом); затем подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593, о чем в Москву были посланы грамоты. Отметим для себя, как все серьезно.)