Выписки из гл. 4, 5
Перевод с венгерского Balla Olga
yettergjart Юлиана Ракоци, в замужестве Аспермонт
картинка отсюда ...Юлианка вышла замуж. 24 июня 1691 года с ней заключил брак - и вызволил её из монастыря урсулинок - генерал-лейтенант Фердинанд Гоберт Аспремонт-Рекхайм. Коллонич в это время был на выборах папы в Риме, для императорского двора весть об этом браке оказалась нежданным сюрпризом. На самом деле посвящённые уже давно подготавливали родство между Илоной Зрини и Аспремонтом.
23 апреля 1691 года Тёкёй из Виддина написал жене, что был бы рад присутствовать на свадьбе. И это желание как будто не выглядело нереальным.
В 1690-м турецкие власти предприняли большое контрнаступление против императора Габсбурга, - за это время умер трансильванский князь Михай Апафи, и французская и турецкая дипломатия были согласны в том, чтобы рассматривать Тёкёя как его наследника. Тёкёй во главе турецких, татарских и венгерских отрядов вторгся в Трансильванию, одержал верх в сражении под Зернешти над императорской и трансильванской армией, и 8-го октября турецкие силы снова заняли Белград. Несомненно, фортуна была особенно благосклонной к воинам Пророка: в Белграде взорвался пороховой склад, защитников охватила паника, офицеры бежали, прыгнув в лодку, и среди них - командир, генерал-лейтенант Аспремонт-Рекхайм.
Аспремонт знал «страну» семьи Ракоци: после сдачи Мункача он сменил Караффу на посту верховного главнокомандующего Верхней Венгрии. В то время, как уже велась подготовка брака между Аспремонтом и Юлианной Ракоци, весной 1961 года Гашпар Шандор, доверенное лицо Тёкёя, находился в Париже, при дворе Людовика XIV. В семье 48-летнего генерал-лейтенанта императорской армии профранцузская политическая ориентация была давней традицией. Несмотря на то, что все его братья находили себе жён среди императорской придворной аристократии, родственники приветствовали его выбор с большим почтением. Эрнё, гессен-рейнфельсский герцог и князь, который за несколько десятилетий до этого ещё срежедся во французской армии против Габсбургов, пишет: то, что семья Аспремонтов связала свою жизнь со столь значительным семейством, как Ракоци - шаг чрезвычайно выгодный и выдающийся. Если бы это не было достаточным доказательством того, что Юлианка вступила в политический брак, то возмущение двора рассеивает всякие сомнения. Государственный совет провёл чрезвычайную конференцию, на которой присутствовал и сам император Леопольд I, и объявил этот брак серьёзным политическим делом. Молодого мужа схватили и отправили в заключение в крепость Шпилберг, а Юлианну - в монастырь. Аспремонт, однако, был слишком значительной политической персоной, чтобы тюрьма могла наложить печать на его брак. Под не таким уж большим напором прошений, писем, ходатайств император Леопольд I простил его, дверь тюрьмы открылась, и брак был признан двором.
О браке его сестры ему (Ференцу) сообщил Коллонич, и притом в свете определённой концепции: зять хочет отобрать у него отцовское наследство, но он, Коллонич, верно защищает интересы Ракоци. Имущественные дела Ракоци не волновали, и когда выросшая Юлианка потребовала у казны выдачу полагающейся ей четверти наследства и дело дошло до судебного процесса, все связанные с этим дела он поручил Коллоничу. Его окружение убедило его в том, что его мать отказалась от своей семьи, веры и родины, а сестра стремится погубить его и унизить семью. Дошло до того, что письмо от сестры, которое вручил ему незнакомец у университетских ворот, он нераспечатанным отослал Коллоничу. Юлианна хотела сообщить брату, как всё выглядит на самом деле. После этого случая Коллонич стал ещё более ограждать своего подопечного от любых влияний...
Летом 1692 года Ференц Ракоци приехал в Вену, в шумный императорский город.
Сестра Ференца посредством семейных связей добилась для младшего брата императорского разрешения на то, чтобы в затянувшемся судебном процессе вокруг его имущества учитывалось и его личное мнение, поскольку, согласно венгерским законам, он уже достиг возраста, позволяющего свободно высказываться по касающимся его вопросам. Коллонич поселил своего подопечного в тихой и скудно меблированной гостинице и убеждал его и дальше доверяться ему во всех своих делах. Пусть Ференц не задерживается в Вене надолго, но, поручив отдельным заявлением заботу о своих владениях опекуну, спокойно возвращается в Прагу, чтобы затем отправиться оттуда в Баварию или в Италию, чтобы записаться там в пармский пансион для изучения юриспруденции.
Однако Юлианна Ракоци перечеркнула его расчёты. Как только Ференц приехал в Вену, она сама разыскала его, и радостные слёзы встречи и братские объятия в считанные минуты уничтожили горькие воспоминания о раздорах минувшего года.
Предыдущие главы
Ракоци_1
http://uve.livejournal.com/83234.htmlРакоци_2
http://uve.livejournal.com/84409.htmlРакоци_3
http://uve.livejournal.com/tag/РакоциРакоци_4
http://uve.livejournal.com/96088.htmlРакоци_5
http://uve.livejournal.com/119246.html