Религии Японии в эпоху Камакура - 26

May 18, 2012 10:41


(Предыдущие очерки см. по метке Камакура)

Нитирэн об обряде (окончание)

Сегодня речь пойдёт о том, как устроена мандала гохондзон - главное священное изображение в традиции Хоккэ. Эта надпись имеет много общего с «мандалой Цветка Дхармы», но есть между ними и важные различия.

Учение Нитирэна и «таинства»
Хотя Нитирэн и относит «тайное учение» к ложным и вредным для страны, но сам он при разработке обрядов для своих последователей во многом опирается на «таинства» - прикладные знания об обряде, изложенные в сочинениях китайских и японских наставников.


Прежде всего, с «таинствами» и вообще с прежними буддийскими школами Японии его сближает общее понимание целей обряда: по Нитирэн, обряды нужны и для будущего спасения, и для обретения счастья в нынешней жизни. Другая «ортодоксальная» черта его учения - признание совместного почитания богов и будд. В одном из писем он пишет: в Китае некоторые люди преданы Будде и не чтут богов и духов, а некоторые - наоборот; прежде в нашей стране тоже так бывало. Теперь же обряды, обращённые к буддам и богам, составляют единое целое. Говоря, что гнев богов падает на врагов «Лотосовой сутры», Нитирэн упоминает и чтимых в буддизме индийских богов, таких как Брахма и Индра, и японские божества, в том числе Аматэрасу и Хатимана, покровителей государева рода. Для слушателей и читателей Нитирэна любые наставления о том, какие именно действия нужно совершать при тех или иных обрядах, относились к области «таинств», и поэтому он неизбежно использовал язык «тайного учения» и заимствовал из него способы работы со священным изображением и отчасти само устройство гохондзон.

Из всевозможных известных в Японии «таинств» Нитирэн полностью не принимает никаких, но заимствует в основном у школ Тэндай и Сингон. Он отвергает «тайное учение», когда оно ставит некоторые сутры выше «Лотосовой», но принимает толкования этой сутры как текста, имеющего «тайный» смысл. Коль скоро в «Лотосовой сутре» есть заклятия, мантры и дхарани, она подлежит «тайному» прочтению, и Нитирэн в нескольких трактатах задействует его. Замысел мандалы, зримого изображения всей Дхармы - или картины единства всех миров - также восходит к «таинствам», а именно, к «Законам Цветка Дхармы» Бу-куна. Правда, на гохондзон нет рисованных изображений будд, бодхисаттв и прочих существ, но и на традиционных «мандалах Цветка Дхармы» они могут заменяться буквами санскритского письма ситтан. У Нитирэн на картине «исконно-почитаемого» большинство персонажей представлено именами в иероглифической записи, так что грамотный почитатель сутры может их прочесть и понять. (Подобные надписи для простых обрядов делали и другие камакурские учителя, в том числе Мё:э и Синран.) Но часто два защитника обряда - «светлые государи» Фудо: и Айдзэн - бывают представлены у Нитирэн их мантрами, то есть буквами азбуки ситтан.

Недопустимо лишь ставить прикладную, техническую сторону обряда выше его смысла: наставники школы Тэндай виновны именно в Этом. В «Трактате о возвращении долга» Нитирэн говорит об Энтине (IX в.), что тот пишет то с точки зрения «таинств», то с точки зрения «Лотосовой сутры» - подобно летучей мыши, которая и не мышь, и не птица. Сайтё:, считавший главной задачей школы Тэндай подготовку монахов к обрядам «защиты страны» и самого начала введший изучение «таинств» в программу подготовки монахов школы Тэндай, по Нитирэн, не допускал подобного смешения. Аннэн (IX в.), много сделавший для разработки «таинств» Тэндай, для Нитирэн повинен скорее в интересе к дзэн. Сам же Нитирэн выступает за истинную мандалу против ложных “тайных” мандал.

Устройство «исконно-почитаемого»

Считается, что впервые Нитирэн стал писать такие надписи для своих учеников в пору ссылки на острове Садо. Иначе они называются «мандалами из письменных знаков» 文字漫荼羅, модзи-мандара.

Обычно надписи гохондзон пишутся на бумаге тушью и имеют вид вертикальных свитков. Реже они вырезаются на доске; существуют и гравюры с «мандалами из письменных знаков». Иногда гохондзон исполняют золотой краской по доске, покрытой черным лаком.

Эта надпись - одна из самых ранних у Нитирэна и самая простая.

По составу надписи неодинаковы. Обязательная их составляющая - крупная надпись «Слава Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» в середине. Окружать же её могут разные имена. Наряду с буддами и бодхисаттвами из «Лотосовой сутры» здесь встречаются существа, напрямую с ней не связанные, но уже задействованные в «мандалах Цветка Дхармы»: защитники четырёх сторон света, хранители обряда и другие. Кроме собственно буддийских «почитаемых» на гохондзон записываются еще имена китайских и японских наставников и богов ками.

Надписи Нитирэн различаются и по размерам: встречаются крупные (такова большая мандала 1274 г. 189,4 на 112,1 см, из двенадцати листов бумаги) или сравнительно небольшие (на одном листе 39,7 на 30,3 см). Отчасти разнится и состав имен. На надписях, исполненных преемниками Нитирэн, воспроизводится его собственная подпись, а также ставится подпись монаха, изготовившего эту надпись.



Гохондзон в интерьере. Надпись помещают внутрь сооружения, похожего на домашний алтарь дзуси.

В школе Нитирэн принято обращаться с гохондзон весьма почтительно; ветхие надписи возвращаются в храм. В наши дни запрещено фотографировать некоторые гохондзон - чтобы избежать возможного непочтительного обращения с надписью, распространяемой в виде репродукций. Впрочем, сам Нитирэн предписывал своим ученикам: не ищите «исконно-почитаемого» вне самих себя, оно пребывает в ваших собственных телах, когда вы возглашаете заглавие «Лотосовой сутры».


Стиль каллиграфии Нитирэна воспроизводят и его последователи. Здесь - надпись XVII в. работы Нитикана.

По углам надписи располагаются имена четырех «небесных государей», хранителей стран света (на «мандале Цветка Дхармы» они расположены посередине каждой из внешних сторон). По правому и левому краям свитка санскритскими буквами, сильно вытянутыми сверху вниз, пишутся имена «светлых государей» (а на мандале «светлые государи», наоборот, находятся по углам внешнего квадрата).

В середине под словами «Слава Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы!» находятся подпись и печать Нитирэн. По бокам от заглавия в три уровня пишутся имена действующих лиц «Лотосовой сутры».

Верхний уровень - имена будд Шакьямуни и Прабхутаратны (ближе к заглавию), а также имена четырех бодхисаттв, появившихся из-под земли. Слева рядом с именами бодхисаттв стоят слова, обещающие счастье почитателями сутры, а справа - слова, предрекающие погибель ее врагам.

Средний уровень - индийские боги Индра и Брахма (ближе к заглавию), боги звезд, луны и солнца, а также Мара, государь демонов с Шестого неба (здесь он понимается как властитель тьмы). Иногда на этом же среднем уровне помещаются имена учеников Будды (Шарипутра и Махакашьяпа), а также бодхисаттв (Бхайшаджьяраджа, Манджушри, Самантабхадра, Майтрейя).

Нижний уровень - имена Сайтё: и Чжи-и, а также существ, упоминаемых в «Лотосовой сутре»: это Мать сыновей-демонов, десять дев-ракшаси, восемь государей-драконов. На этом же нижнем уровне могут помещаться и другие имена: Девадатта, Аджаташатру, государь асур, государь-вращатель колеса Дхармы. Кроме Сайтё и Чжи-и на мандале могут также быть представлены имена Нагарджуны и Мяо-лэ.

Ниже заглавия, по бокам от подписи Нитирэн - имена богини Аматэрасу и бога Хатимана, подпись переписчика надписи и слова «С почтением переписал». В нижней правой части мандалы помещается величание самого «исконно-почитаемого», а на правом ее краю - дата изготовления.

В целом «мандала из письменных знаков» воспроизводит те события из «Лотосовой сутры», когда в небе над Орлиной горой появляется «драгоценная ступа» с буддой Прабхутаратной (глава XI). И Чжи-и, и Сайтё:, и японские божества, и сам Нитирэн, и переписчик надписи оказываются участниками собрания, на котором Будда Шакьямуни возвестил «истинную Дхарму». В этом смысле гохондзон представляет собой изображение Чистой земли Будды Шакьямуни.

Разберём надпись гохондзон 1280 г.



Посмотреть на Яндекс.Фотках


  Прорисовка этой надписи

1. Великий небесный государь Властитель Страны 大持国天王, Дай Дзикокутэнно:.

2. Слава бодхисаттве Безграничные Деяния! 南無無邊行菩薩, Наму Мухэнгё:-босацу.
3. Слава бодхисаттве Высшие Деяния! 南無上行菩薩, Наму Дзё:гё:-босацу.
4. Слава татхагате Многочисленные Сокровища! 南無多宝如来, Наму Тахо:-нёрай
5. Слава Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы! 南無妙法蓮華経, Наму Мё:хо: Рэнгэ-кё:.
6. Слава будде Шакьямуни! 南無釈迦牟尼佛, Наму Сякамуни-буцу.
7. Слава бодхисаттве Чистые Деяния! 南無浄行菩薩, Наму Дзё:гё:-босацу.
8. Слава бодхисаттве Деяния, Устанавливающие Покой! 南無安立行菩薩, Наму Анрю:гё:-босацу.
9. Великий небесный государь Вайшравана 大毘沙門天王, Дай Бисямон-тэнно:.
10. Светлый государь Неподвижный (буква письма ситтан) 不動明王, Фудо:-мё:о:.
11. Великий небесный государь Солнце 大日天王, Дай Ниттэнно:.
12. Государь демонов с Шестого неба 第六天魔王, Дай Рокутэн Мао:.
13. Великий небесный государь Брахма 大梵天王, Дай Бонтэнно:.
14. Слава почитаемому Шарипутре! 南無舎利弗尊者, Наму Сярихоцу-сондзя.

15. Слава бодхисаттве Царю Врачевания! 南無薬王菩薩, Наму Якуо:-босацу.
16. Слава бодхисаттве Манджушри! 南無文殊師利菩薩, Наму Мондзюсири-босацу.
17. Слава бодхисаттве Всеобъемлющая Мудрость! 南無普賢菩薩, Наму Фугэн-босацу.
18. Слава бодхисаттве Майтрейе! 南無彌勒菩薩, Наму Мироку-босацу.
19. Слава почитаемому Махакашьяпе! 南無大迦葉尊者, Наму Дайкасё:-сондзя.

20. Великий государь Шакра-Индра, 釈提桓因大王, Сяку дайканнин-дайо:.
21. Великий небожитель Луна 大月天子, Дай Гаттэнси.
22. Небожитель Ясная Звезда 明星天子, Мё:дзё:-тэндзи.

23. Светлый государь Напитанный Страстью (буква письма ситтан) 愛染明王, Айдзэн-мё:о:.
24. Девадатта 提婆達多, Дайбадатта.
25. Государь асур 阿修羅王, Асюра-о:.
26. Святой государь - вращатель колеса Дхармы 転輪聖王, Тэнрин дзё:о:.

27. Великий государь Аджаташатру 阿闍世大王, Адзясэ-дайо:.
28. Великий государь драконов 大龍王, Дай Рю:о:.
29. Мать демонов-сыновей 鬼子母神, Кисимодзин.
30. Десять дев-ракшаси 十羅刹女, Дзю: расэцу-нё:.
31. Слава Великому учителю Тянь-таю! 南無天台大師, Наму Тэндай-дайси.
32. Слава бодхисаттве Нагарджуне! 南無龍樹菩薩, Наму Рю:дзю:-босацу.
33. Слава великому учителю Мяо-лэ! 南無妙楽大師, Наму Мё:раку-дайси.
34. Слава Великому учителю Дэнгё:! 南無傳教大師, Наму Дэнгё:-дайси.
35. Великий небесный государь Широкоглазый 大廣目天王, Дай Ко:моку-тэнно:.
36. «Эта великая мандала явилась впервые на Джамбудвипе через 2220 с лишним лет после ухода Будды».
37. Великая богиня Сияющая С Неба (Аматэрасу) 天照大神, Тэнсё:-дайдзин.
38. Нитирэн 日蓮 (подпись).
39. Великий бодхисаттва Хатиман 八幡大菩薩, Хатиман-дайбосацу.
40. Великий небесный государь Достигший Высоты 大増長天王, Дай Дзо:тё:-тэнно:.
41. «Третий месяц третьего года Ко:ан, Каноэ-тацу» (1280 г.).

Лотосовая сутра, буддизм, Япония, Камакура

Previous post Next post
Up