Чему учили советские литература и история. Ч.2

Jun 15, 2024 12:02

Продолжение, предыдущая часть " Была ли логика в советской школе?!" К сожалению, некоторые мои читатели "сделали стойку" на тот факт,что я посмел опровергнуть Ю.Мухина в вопросе о нужности отдельного предмета логики в школьной программе ( Read more... )

теория, история

Leave a comment

Comments 28

stalker_7031 June 15 2024, 14:03:27 UTC
baallll June 15 2024, 15:59:41 UTC

"А дыры в советском гуманитарном образовании" одна из "дыр" - ЛГУ, как раз и наштамповала предателей. Не только Ленинград конечно. Но и в названном контексте, проблемы в образовании были одним из главных факторов, о чем Катарсис прямо и указал, в период 1985-1991, т.е. будь таких людей больше, и развал вполне мог быть предотвращен.

Reply

ua_katarsis June 15 2024, 18:07:51 UTC
да, чем более "блатным" был советский университет,тем больше предателей оттуда выползло

Reply

dimaukmakov June 17 2024, 12:09:00 UTC

Вообще СПб - опубликовал в этом городе только одну статью в среднем журнале, после 4 рецензий. И ни одной в сериях вестика СПГУ - в одном загасили по беспределу, в другом и того хуже, очень мутный град.

Reply


miguel_kud June 15 2024, 14:33:40 UTC
Ой, какой жирный наброс! Опять автору пришло задание набросать дерьма на вентилятор, намешав отдельные здравые замечания с потоком некомпетентного сознания!

Вот автор цитирует какую-то книжонку:

>«Кто, ну кто все эти люди, способные понять фразы: «Спектром коммутативного кольца называется множество всех простых идеалов этого кольца. Обычно спектр снабжается топологией Зарисского и пучком коммутативных колец, что делает его локально окольцованным пространством»?! И ведь это - еще только учебник для студентов…»Отвечаю: эти люди - студенты-математики, для которых овладение абстрактными моделями чистой математики, преподаваемые обычно в курсе алгебры, - часть необходимой профессиональной подготовки. Пусть даже после многих лет неиспользования смысл абстракций такого уровня выветривается из головы. Я, хоть и в менее чистой области работал, но тоже совершенно неожиданно возникла тема колец, и если бы не помнил что-то из курса алгебры, едва ли смог бы оптимально довести результат до ума. А кто такой этот Королюк? Заглянул в первую ( ... )

Reply

ua_katarsis June 15 2024, 18:16:24 UTC
Михаил, я понимаю,что вам неприятно,что какой то "сапог" пишет вещи,которые вы не можете понять.
Что касается противоречий,парадоксов и логики. Я уже приводил ссылки на самого Гёделя, уж которого даже вы не сможете игнорировать.

Принято считать, что в процессе эволюции науку потрясли три кризиса в основаниях математики: древнегреческий, вызванный открытием иррациональных чисел; новоевропейский, вызванный применением бесконечно малых величин; современный, вызванный открытием парадоксов актуальной бесконечности и выявлением математических антиномий.

... К.Гедель и П.Коэн получили результаты, согласно которым в рамках общепринятого математического канона невозможно ни доказать, ни опровергнуть идею непрерывности и упорядочения числовой прямой, невозможно также ни подтвердить, ни опровергнуть гипотезу Д.Гильберта о непротиворечивости аксиом арифметики.

Reply

miguel_kud June 15 2024, 23:24:11 UTC
Да-да, в контексте темы о «сапогах» уместно привести пушкинское «суди, дружок, не свыше сапога!». Зачем вам парадоксы, возникавшие на пути построения математических теорий, если вы не в состоянии их понять их место в современной математике, что очевидно из вашей солидаризации с автором наброса, возмущающегося учебником, в котором написано про «спектр коммутативного кольца» - предмет несравненно более простой, чем абстрактные проблемы теории множеств? Вы читаете популярные изложения и пытаетесь на их основе критиковать математику, делать большие обобщения, но реальной проблематики не понимаете. Ведь я же знаю, чем это кончится: кончится попыткой опровергнуть абсолютно достоверные и бесспорные научные результаты, потому что, мол, «математика кишит противоречиями». Подобно тому, как некоторые мои виртуальные знакомые 20 лет назад опровергали самые базовые и давно понятые взаимодействия в экономике, опираясь на статьи о философских проблемах в экономической теории, указывающих на её ограниченность в совсем других вопросах ( ... )

Reply

dimaukmakov June 17 2024, 12:10:49 UTC

Да, что там Михаил. Я нихрена не могу понять, что Вы написали. А ведь я это не только изучал в институте, но еще институте же и преподавал почти это самое.

Reply


silentlana June 15 2024, 23:28:37 UTC

Заглянула на свою голову.

Вы сами-то хоть полистали школьные советские учебники, прежде чем писать всё это? Посмотрели, как там характеризуют героев произведений? Где там кого-то приводят в пример? И с чего это литература прошлых веков должна быть источником примеров времени настоящего?

Дворянка, ставшая проституткой - в учебнике "ради спасения семьи вынуждена продавать себя". В пример не ставят.

Раскольников - "сын своего трудного времени". Его "теория, чудовищная по своей сути, но имеющая вид... убедительный". И все о нем - не собственно о нем, а о его теории, размышлениях, душевных муках и пробуждении для новой жизни. Он там - лишь пример молодежи того времени.

У Толстого вообще явно противопоставление "хороших и плохих" дворян. Наташа Ростова с ее "духовной связью с народной жизнью" - и развратная Элен. Болконский - после метаний - "надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась..." И всякие Берги, у которых только карьера на уме. Но даже Наташу не ставят в пример, ее и автор довольно жестко ( ... )

Reply

ua_katarsis June 16 2024, 12:19:25 UTC
//И с чего это литература прошлых веков должна быть источником примеров времени настоящего?

а что должно стать примером?
уроки математики? физкультуры?
библия?
где еще подросток должен понять, с кого он намерен брать пример?

//Пушкин - великий русский советский народный поэт Толстой - великий русский советский народный писатель

а можно узнать, где Пушкин писал о народе?

Reply

silentlana June 17 2024, 00:37:56 UTC

А почему дети должны брать пример именно с литературных героев? Для этого им надо вообразить себя на месте этого героя, а это трудно, когда читаешь книги из прошлого. Где советский ребенок и где - герой прошлых веков? Сколько не разговаривала о чтении - в большинстве случаев основная претензия - «не могу себя представить на этом месте». Поэтому непонятно и - скучно. Спросите любую мамочку читающего малыша - в 99% случаев дети больше всего любят книги о малышах, таки же, как они, об их жизни в песочнице, в детсаду и т.п. Читают - и проецируют на себя. А в литературе прошлых веков даже слов непонятных очень много. Я вот своего читающего дитятку специально по музеям таскала, чтобы воочию можно было увидеть карету, фрак, цилиндр, веер. Или репродукции показывала, благо книг много, а инет тогда был совсем не тот. Пример из жизни: «Мама, а почему меч булакный (так послышалось) - его из булок делали?» Объясняла чуть ли не каждое предложение, начиная с колобка. Но не все могут или хотят объяснить.

И я вот, хоть убейте, при том, что довольно ( ... )

Reply

ua_katarsis June 17 2024, 18:26:19 UTC
//А почему дети должны брать пример именно с литературных героев?

хорошо,с каких? ваши примеры? на чем воспитывать ребенка? потому что подростка уже поздно

//Кстати, ни Островский, ни Матросов, ни молодогвардейцы не читали ничего особо героического, в т.ч. лейтенантской прозы, а поди ж ты, стали сами героями. С кого пример брали?

а с чего вы взяли,что молодогвардейцы не читали Как закалялась сталь?!

Reply


arzarra June 16 2024, 03:25:34 UTC

Ну так в ЕГЭ по литературе с недавних пор ровно так и поступили - выкинули едва ли не всю классику, расширив объём "патриотической" литературы эпохи ВОВ. В результате через какое-то время все повзрослевшие школьники этим грёбаным патриотизмом буквально блевать будут и снесут нахер весь "патриотизм" и всю "русскость" уже под корень, "чтоб больше не выросло" в пользу "евроинтеграции". "Славянофилов" и "совков" (красно-коричневых имперцев-сталинистов, а не тру-левых), скорее всего, заперетят как в Украине. И будут совершенно правы!

В позднесоветском же курсе не хватало вовсе не литературы о войне (она была, просто нам её давали в основном как доп чтение), а публицистики и остросоциальных произведений о современности, буквально текущем моменте. Не хватало хорошей современной иностранной литературы (да хоть бы и антикапиталистической). А в курсе истории СССР не хватало прежде всего объединения её со всемирной и особенно - с европейской, рассмотрения параллелей, взаимосвязей, взаимовлияния, общих корней и т.д.

Короче, вы призываете к тому ( ... )

Reply

ua_katarsis June 16 2024, 12:21:29 UTC
//се повзрослевшие школьники этим грёбаным патриотизмом буквально блевать будут и снесут нахер весь "патриотизм" и всю "русскость" уже под корень, "чтоб больше не выросло" в пользу "евроинтеграции". "Славянофилов" и "совков" (красно-коричневых имперцев-сталинистов, а не тру-левых), скорее всего, заперетят как в Украине. И будут совершенно правы!

там тоже перекормили фильмами и книгами о войне?
есть один нюанс
знаете,какой?

Reply


mrtoto June 16 2024, 08:37:17 UTC

Поддерживаю два высказанных тезиса:

1

о цели школьного курса литературы в целом:

“На самом деле основной смысл школьной литературы - дать обзорное представление о мировой литературе. На примере лучших произведений”. - silentlana (см. выше)

2

о главном требовании к читателю конкретного художественного произведения:

“На уроках литературы в СССР требовали от ученика идейное содержание конкретного литературного произведения. Ту главную мысль, которую хотел автор донести до читателей. Для этого ученик должен был ориентироваться в исторических событиях того времени когда было написано произведение и посредством логических выводов найти ответ.” - sewerin_51 (Была ли логика в советской школе?!)

Reply

ua_katarsis June 16 2024, 12:22:32 UTC
//а идейное содержание конкретного литературного произведения.

т.е. пересказ,синопсис
а герои то..где?!

Reply

mrtoto June 16 2024, 13:39:08 UTC

Юрий Александрович, не совсем так. Пересказывают сюжет. Идейное содержание художественного текста - это та идея, которую автор счёл нужным сообщить и внушить читателю (в том числе через сюжет и героев).

В старших классах советской средней школы учили различать Тему произведения (это про сюжет и героев) и его Идею (что автор хотел сказать читателю своим произведением). Воспитывает идея - при условии, что читатель её понял.

Reply


Leave a comment

Up