Почему философия не метанаука

Aug 03, 2011 13:54

"<...> Понятно; т.е. в центре всего - получение знания, прежде всего научного, но и другого разного тоже. Философия обслуживает этот процесс (я бы тут говорил о методологии, относя ее не к философии, а к науке - но это не слишком существенно), а также занимается утилизацией его результатов (построение картины мира и т.д.). С моей точки зрения, ( Read more... )

философия, флуд и троллинг, ссылки

Leave a comment

antonk83 August 3 2011, 15:19:48 UTC
Это еще зависит от того, что понимать под "знанием". Первоначально я, говоря о знании, включал туда вообще все, относящееся к познанию, включая "понимание" и т.п., и противопоставлял "практическому разуму", "ценностям" и т.д. А потом собеседник различил понимание и знание, это уже другой заход. Причем я не думаю, что это различение и именно в таком виде сколько-нибудь обязательно - для каких-то задач удобно, для других нет.

Reply

antonk83 August 4 2011, 19:40:07 UTC
Но это же слабое до бессмысленности понятие априори. По сути оно подразумевает только то, что мы подходим к опыту не без каких-то уже имеющихся понятий, с чем спорил бы разве что Локк сотоварищи, да и то только для первого мгновения жизни.
К тому же даже в этой конкретной ситуации познания первоначальные понятия могут измениться. Как и у молотка может сломаться ручка, оцарапаться ударная поверхность или еще чего (тут уже аналогия хромает - молоток едва ли может при забивании развиться и стать более функциональным и тонким инструментом).

Reply

kaktus77 August 5 2011, 03:26:39 UTC
== Но это же слабое до бессмысленности понятие априори

:) А зачем мне "сильное"?

== По сути оно подразумевает только то, что мы подходим к опыту не без каких-то уже имеющихся понятий,

Не только. Оно подразумевает, что для забивания гвоздя нужен подходящий инструмент, а для решения и даже постановки мыслительных задач (научных, скажем) требуются соответствующие средства - понятия. Вот развитие этих средств (понятий, способностей разума) и есть функция философии (методологии).

Reply

antonk83 August 5 2011, 06:25:59 UTC
Подходящий инструмент должен создаваться, исходя из особенностей материала, а не навязываться ему "априори". А особенности материала можно понять только из эмпирического исследования. Т.е. тут понятия непрерывно взаимодействуют с новым опытом, меняются и меняют его. Нет (в нормативном смысле - не должно быть) какой-то дисциплины, отделенной от науки, которая бы занималась только "понятиями" без учета опыта. Философия должна быть неотделимой от науки, "знание" - от "понимания", т.е. все эти жесткие различения крайне вредны, на мой взгляд.

Reply

kaktus77 August 5 2011, 06:54:14 UTC
== Подходящий инструмент должен создаваться, исходя из особенностей материала

Нет. Тут у нас всё то же идеологическое расхождение.
Инструмент создается, исходя из функций и задач. Материал должен учитываться, конечно, но это всё потом, на следующих шагах.
Если рассуждать как Вы, то никогда бы мы не имели современную авиацию, ибо ясно дело, что металл - не тот материал, который может летать :)

== понятия непрерывно взаимодействуют с новым опытом,

Понятия не могут взаимодействовать вообще, а тем более с опытом. Это бессмысленное словосочетание. И, естественно, не могут меняться (самостоятельно), они же не живые :)

== Философия должна быть неотделимой от науки, "знание" - от "понимания", т.е. все эти жесткие различения крайне вредны, на мой взгляд.

Имхо, Вы здесь немного путаете - различения где? Одно дело - различения в понятиях и мыслях, другое дело - различение в реальности (как различные социальные институты, скажем). Вы какое различение имеете в виду?

Reply

antonk83 August 6 2011, 14:45:53 UTC
"Нет. Тут у нас всё то же идеологическое расхождение ( ... )

Reply

kaktus77 August 6 2011, 14:53:14 UTC
== с нашей помощью, разумеется

Вот именно. А это принципиальный момент, который Вы почему-то опускаете. Всё "зарыто" именно здесь.

== Я про мысли, про должное;

Понятно, мыслить не хотите. Так и не надо, никто ж не заставляет. Пусть живут самостоятельно - растут, разветвляются. Вы правы, лучше не мешать.

Reply

antonk83 August 6 2011, 14:58:52 UTC
"Вот именно. А это принципиальный момент, который Вы почему-то опускаете. Всё "зарыто" именно здесь."

Да, но мы в основном не формируем понятия волюнтаристски, и я как раз акцентирую эту сторону. В "нас" но не волевым усилием. По крайней мере часть этого процесса (а я, конечно, далеко не про все в нем могу рассказать) заклчюается в том, что при моем удержании внимания на некотором содержании опыта понятие развивается помимо моих волевых усилий. Сознание тут, скорее, следует за их движением, чем "мыслит", что бы это ни значило по-вашему.
В общем - мышление не имеет структуры интенционального действия, что в общем-то нетрудно показать.

Reply

kaktus77 August 6 2011, 15:23:01 UTC
== Да, но мы в основном не формируем понятия волюнтаристски,

Как раз и формируем волюнтаристски. В этом же цимес.

Собственно же, ясно всё, уже позиции выявлены, разногласия зафиксированы, и обсуждать уже нечего, наши позиции оппозиционны и непримиримы :)

Для Вас мышление - это то, что помогает приспособиться к существующим условиям (природным, социальным и т.п.). Поэтому Вам и философия не нужна. Вы подменяете её наукой (как Вы её понимаете), откуда и тезис о ненужности различения науки и философии.
С моей же точки, зрения мышление (и прежде всего философия) создает новые миры, творит, создает новое - то, чего не было. И очевидно, что различение философии и науки вопрос поэтому немаловажный. Да ведь и науку ту же опять же философия сотворила, и именно ей надобно разобраться, что тут такое у неё получилось, и не надо ли всё к чертям похереть и переделать заново :)

Reply

antonk83 August 9 2011, 19:55:19 UTC
Все же подумалось, что тут осталось недопонимание.
Вопрос в том, как происходит мышление и образование новых понятий. Тут на одном полюсе будет воззрение, что они образуются автоматически, без участия субъекта (как вариант тут могут вообще отрицать существование субъекта); с этим я не согласен. Когда я говорю, что мы формируем понятия не волюнтаристски, это не значит, что я принимаю вот эту точку зрения. Это значит, что образуемое понятие определенным образом связано, ограничено опытом, который мы пытаемся концептуализировать. Точнее, оно должно быть им ограничено, чтобы оно было адекватным явлениям. Причем это ограничение должно быть рациональным, т.е. если сформированная мысль ограничена опытом только каузально, помимо нашего осознания, это понятие не будет рационально сформированно. Т.е. тут есть определенный простор и воле, но хорошее понятие - это не то, которое формируется полностью волюнтаристски ( ... )

Reply

kaktus77 August 10 2011, 05:50:26 UTC
== Это значит, что образуемое понятие определенным образом связано, ограничено опытом, который мы пытаемся концептуализировать ( ... )

Reply

antonk83 August 10 2011, 06:06:14 UTC
"Вопрос "почему" здесь не имеет смысла - не понятия относятся к явлениям, а явления выделяются через понятия. От того какие у вас понятия - такие вы и будете видеть явления, так, как вы их видите."

Следует ли из этого, что я могу образовывать совершенно любые понятия - и буду видеть соответствующие явления? Почему я не наблюдаю крылатых белых лошадей и кентавров, например, хотя понятия о них сформировать вполне могу?
Если не следует, то почему, откуда берется ограничение?

"Так, Галилей, конечно, никакого мусора с башен не бросал (это миф, а точнее, приписывание Галилею чужих "заслуг")"

Хорошо, но движущиеся тела-то он в жизни наблюдал. Вы полагаете, что он мог бы вообще обойтись без наблюдения какого-либо движения, и выстраивать понятия, отталкиваясь только от уже существующих понятий скорости (противоречивых)? А откуда брались эти понятия скорости?

Reply

kaktus77 August 10 2011, 06:23:11 UTC
== Следует ли из этого, что я могу образовывать совершенно любые понятия - и буду видеть соответствующие явления?

Этого не утверждалось, и этого не следует. Утверждалось другое - то, что вы видите обусловлено вашими понятиям. Когда туземец видит впервые зеркало, он видит это как такой странный кусочек воды.

== то почему, откуда берется ограничение?

Ограничения берутся как раз из опыта (реальности, если точнее). Если взять научные понятия, то в науке есть как раз такая штука как эксперимент, через который и выясняется - можете вы организовать реальность согласно новым понятиям или нет (проходите ли тест на верифицируемость и фальсифицируемость)

== Хорошо, но движущиеся тела-то он в жизни наблюдал.

Ну и что? Какое это имеет отношение к вопросу? Он еще и кушал, спал каждый день и еще много чего делал.

== А откуда брались эти понятия скорости?

Не знаю. Здесь нужны специальные исследования, о которых я ничего не знаю (если даже это кто-то исследовал)

Reply

antonk83 August 10 2011, 06:33:06 UTC
"Этого не утверждалось, и этого не следует. Утверждалось другое - то, что вы видите обусловлено вашими понятиям ( ... )

Reply

kaktus77 August 10 2011, 07:24:09 UTC
== Туземец, во всяком случае, видит зеркало как нечто блестящее (на свету) и отражающее ( ... )

Reply

antonk83 August 10 2011, 12:18:38 UTC
"Т.е. видит воду ( ... )

Reply


Leave a comment

Up