Август-22 Июль-22 Июнь-22 Май-22 Апрель-22 Март-22 Февраль-22 Январь-22Продолжаю писать про историю и жизнь самолётов, которые отметились в нашем небе. Для наполнения статьи, с Вашего одобрения, дорогие читатели, дополняю изменениями по самолётам, которые уже давно улетели из нашего неба, однако продолжают лётную карьеру.
В сентябре набрался десяток самолётов, которые долго или коротко полетали в отечественном небе, возможно, на них совершали полёты мои читатели.
---------------------------------------------------------------------------------
1 сентября флот авиакомпании Condor пополнил Airbus A321-211(WL). Самолёт ранее эксплуатировался в авиакомпании Нордвинд с бортовым номером VQ-BRX. Текущая регистрация - D-AIAS. Заводской номер - 6122, дата первого полёта - 08.05.2014.
С самого начала самолёт был поставлен во флот перевозчика, принадлежавшего знаменитому туроператору - Thomas Cook Airlines. Самолёт отлетал там пять лет до самого последнего дня, когда обанкротились туроператор вместе с перевозчиком - 23 сентября 2019 года. Последним рейсом самолёт вернул туристов в Глазго. Лизингодатель - ALC попытался пристроить его в Jet2, но дальше началась пандемия, из-за чего самолёту пришлось ждать своих полётов до 2021 года.
12 мая 2021 года самолёт был передан Нордвинду, которому потребовалось обновление парка, так как пандемия начала ослабевать, а Турция была готова принимать максимум туристов. Но 11 февраля 2022 года самолёт был перегнан в Стамбул, ровно за 2 недели до начала спецоперации, откуда уже больше не летал в Россию, далее его перегнали в Европу, в Любляну, а позже в Дюссельдорф, где его и передали следующему оператору.
Следующим оператором стал немецкий Condor, а сам самолёт продолжит возить туристов из Европы.
---------------------------------------------------------------------------------
6 сентября DHL завершила передачу Boeing 767-3P6ER(BDSF) из флота авиакомпании Kalitta Air во флот ABX Air. Самолёт ранее эксплуатировался в авиакомпании Трансаэро с бортовым номером EI-UND. Текущая регистрация не менялась - N762CK. Заводской номер - 26236/436, дата первого полёта - 22.05.1992.
С самого начала самолёт пополнил парк Gulf Air, где эксплуатировался 16 лет. Причём изначально он был поставлен с трёхклассным салоном с местами первого (10 мест), бизнес (22 места) и экономического класса (186 мест). Но в 2003 году самолёт передан в дочернее подразделение основной компании "Gulf Traveller", где самолёт переделали в полностью экономический класс (257 мест), при этом качество не ухудшилось (сохранился шаг кресел расположение мест в салоне 2-3-2).
В 2007 году Gulf Air закрывает проект Traveller, а самолёты продаёт. В 2008 году самолёт для Трансаэро покупает ВТБ-Лизинг. Самолёт уплотняется, но схема 2-3-2 остаётся. Теперь в самолёте снова появляется один ряд бизнес-класса (первый ряд, 6 мест) и 270 кресел экономического класса. Самолёт в Трансаэро летал до самого последнего дня, когда направился в Теруэль. Собственник (ВТБ-Лизинг) долго искал кому его продать, только спустя полтора года с приличным дисконтом ВТБ продала несколько Боингов-767, в том числе этот, в Kalitta Air для переделки в грузовой вариант.
В 2019 году Kalitta сдала этот борт в "мокрую" аренду DHL, нанеся двойную ливрею. Однако уже в этом году начала процесс вывода всех Боингов-767 из своего парка. DHL переводит их в небольшую авиакомпанию ABX Air, которая эксплуатирует только Боинги-767. 10 самолётов из её парка уже летают для DHL, 2 оставшихся в Kalitta перейдёт в самое ближайшее время. При этом самолёты остаются в собственности Kalitta, а в ABX Air будет только лётно-техническая эксплуатация. Авиакомпания ABX Air входит в холдинг ATSG, который частично конкурирует с Kalitta Air.
---------------------------------------------------------------------------------
13 сентября флот авиакомпании Challenge Airlines пополнил Boeing 767-3Q8ER. Самолёт ранее эксплуатировался в авиакомпаниях Нордвинд и Икар с бортовым номером VP-BMC. Текущая регистрация - 9H-CAD. Заводской номер - 30301/762, дата первого полёта - 14.08.1999.
Изначально самолёт попал во флот Trans World Airlines (TWA), которая уже потихоньку прекращала своё существование. Спустя 2 года авиакомпания была поглощена American Airlines, куда и перешёл самолёт. Но она избавилась от этого и других самолётов, которые попали из TWA, за пару лет. Поэтому четырёхлетний самолёт оказался во флоте Air China.
Но в 2010 году самолёт вывели из флота, передали в Бангладеш, в GMG Airlines. Но та авиакомпания развалилась в 2012 году.
В ноябре 2012 года самолёт пополнил флот Нордвинда, а позже был передан в дочернюю авиакомпанию - Икар, где обрёл фирменную сине-зелёную окраску Пегас-Туристика. 17 июня 2021 года при посадке в аэропорту Симферополя самолёт частично съехал при посадке на мокрую после дождя полосу и немного завяз в грунте.
1 марта самолёт полетел за застрявшими туристами в Анталью, где и был арестован, после чего до лета стоял в Анталье, потом последовательно перелетел в Неаполь и Мальту, а сейчас был передан Challenge Airlines. Это относительно новый бельгийский перевозчик, который выполняет грузовые авиарейсы на переделанных пассажирских воздушных судах. До появления этого Боинга-767 её флот составляли только Боинги-747.
---------------------------------------------------------------------------------
15 сентября в авиакомпании Royal Jordanian был принят в эксплуатацию A320-214, ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании Аэрофлот с бортовым номером VQ-BEJ. Новая регистрация - JY-AZB. Заводской номер - 4160, дата первого полёта - 08.01.2010.
Самолёт с самого начала попал в Аэрофлот, где отлетал 11 лет. В разгар пандемии был выведен из флота, возвращён лизингодателю и передан в Остраву, где отстаивался почти год, пока лизингодатель не нашёл нового оператора. В 2019 году самолёт обрёл ливрею Баскетбольного клуба ЦСКА, взамен ушедших из флота перевозчика самолётов, носивших её ранее.
---------------------------------------------------------------------------------
15 сентября в авиакомпании National Airlines был принят в эксплуатацию Boeing 747-4HAERF, ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании AirBridgeCargo с бортовым номером VP-BIM. Новая регистрация - N663CA. Заводской номер - 35237/1402, дата первого полёта - 01.04.2008.
Самолёт с самого начала попал в AirBridgeCargo, где отлетал 14 лет. 10 февраля этого года, за две недели до начала спецоперации был выведен из флота и передан лизингодателю, который в конце года пристроил его в американскую грузовую авиакомпанию.
---------------------------------------------------------------------------------
19 сентября SmartLynx Estonia передала в эксплуатацию Air Peace (вместе с экипажами) A320-214, ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании Аэрофлот с бортовым номером VQ-BCN. Новая регистрация - ES-SAX, не менялась. Заводской номер - 3954, дата первого полёта - 15.06.2009.
Самолёт с самого начала попал в Аэрофлот, где отлетал 11 лет. В разгар пандемии был выведен из флота, возвращён лизингодателю и передан в Остраву, где отстаивался полтора года, пока лизингодатель не нашёл нового оператора.
В феврале этого года самолёт взяла эстонская авиакомпания SmartLynx Estonia, которая занимается выполнением чартерных авиарейсов по заявкам и сдаёт воздушные суда в мокрую аренду другим операторам. В сентябре Air Peace из Нигерии заявила о нехватке самолётов для выполнения рейсов, так как ранее планировала массовые сокращения из-за роста стоимости керосина, но позже была поддержана местным правительством. Ей на помощь пришла компания из Эстонии, передав этот и другие самолёты.
---------------------------------------------------------------------------------
20 сентября флот авиакомпании Terra Avia пополнил Boeing 747-412. Самолёт ранее эксплуатировался в авиакомпании Трансаэро с бортовым номером EI-XLO. Текущая регистрация - ER-BOS. Заводской номер - 28025/1289, дата первого полёта - 24.10.2001.
Изначально самолёт попал во флот Singapore Airlines, которая летала на данном самолёте 11 лет, после чего вывела этот и другие самолёты данного типа из своего парка, оставив 7 грузовых.
В том же году самолёт передали в Трансаэро. Летом 2015 году самолёт обрёл спецливрею в виде отпечатков ладоней топ-менеджмента Трансаэро, которые тем самым стартовали акцию благотворительности на борту данного самолёта. Пассажиры данного самолёта могли заполнять заявления для пожертвования в благотворительный фонд для поддержки больных детей.
В октябре 2015 года самолёт перелетел в Теруэль, где остался стоять целых 7 лет. В этом году самолёт вновь поднялся в воздух. Его капитально восстановили и переделали в авиакомпанию Terra Avia из Молдовы. Летом над Теруэлем можно было снова наблюдать полёт самолёта в ливрее Трансаэро.
Terra Avia - небольшая чартерная молдавская авиакомпания. Специализируется как на пассажирских, так и грузовых рейсах. В 2019 году её сертификат эксплуатанта приостанавливался, но в 2021 году вновь был восстановлен.
---------------------------------------------------------------------------------
21 сентября флот авиакомпании Texel Air пополнил Boeing 737-8Q8(BCF)(WL). Самолёт ранее эксплуатировался в авиакомпании Сибирь с бортовым номером VP-BDF. Текущая регистрация - A9C-JNC. Заводской номер - 30672/1497, дата первого полёта - 23.04.2004.
Изначально самолёт попал во флот Malév Hungarian Airlines, где отлетал 8 лет до прекращения полётов компанией. В 2007 году на полтора года сдавался с экипажем в Livingston.
В 2012 году самолёт взяла себе авиакомпания Сибирь, которая сразу оснастила его винглетами, на что поскупились в Малеве. Самолёт изначально имел компоновку 12+148 кресел, но в 2017 году был перекомпонован в 8+168 за счёт сокращения одного ряда бизнес-класса. Отлетал 9 лет, после чего 19 марта 2021 года был выведен из флота авиакомпании и направлен в Таллин.
Летом этого года самолёт был переделан в грузовой вариант в Дзинане, КНР. В сентябре самолёт стал эксплуатироваться авиакомпанией Texel Air (Бахрейн) в интересах DHL, чью ливрею обрёл.
---------------------------------------------------------------------------------
28 сентября флот авиакомпании IndiGo пополнил A321-211(P2F), ранее эксплуатировавшийся в авиакомпании Аэрофлот с бортовым номером VP-BUM. Новая регистрация - VT-IKW. Заводской номер - 3267, дата первого полёта - 28.09.2007.
Самолёт с самого начала попал в Аэрофлот, где отлетал 11 лет.
В 2018 году самолёт был взят литовской чартерной авиакомпанией Avion Express, которая передавала его в аренду с экипажами авиакомпании Thomas Cook Airlines, а позже выполняла исключительно чартеры по заказам. В конце прошлого года был направлен в Сингапур для конверсии в грузовой, но из-за большой очереди конверсия затянулась почти на год.
Этот самолёт стал вторым грузовым А-321, переделанным в грузовик во флоте IndiGo. Необходимость перевозки грузов актуальна для всех, поэтому странно в нынешней ситуации в России почти никого не интересуют грузовые самолёты - их производство и конвертация.
---------------------------------------------------------------------------------
29 сентября флот авиакомпании SmartLynx Malta пополнил Airbus A321-211(PCF). Самолёт ранее эксплуатировался в авиакомпании Уральские авиалиии с бортовым номером VQ-BOF. Текущая регистрация - 9H-CGD. Заводской номер - 775, дата первого полёта - 21.01.1998.
Изначально самолёт попал во флот Airworld, которая позже была переименована в Flying Colours. Однако в её флоте самолёт не отлетал и года.
Спустя год после передачи самолёт направился на Ямайку, где принялся за перевозку местных пассажиров. Самолёт был назван в честь Портмора, пригорода Кингстона, столицы Ямайки. Город является одним из туристических центров Ямайки. В парке перевозчика самолёт отлетал 10 лет.
В 2009 году самолёт был принят во флот Turkuaz Airlines, небольшого турецкого перевозчика с парком из 6 самолётов. В 2010 году авиакомпания прекратила полёты, после чего самолёт оказался в России, во флоте Уральских авиалиний.
В Уральских авиалиниях самолёт отлетал ещё почти 10 лет. Уральские авиалинии преимущественно использовали А-321 для перевозки туристов на чартерных рейсах. Во время пандемии это прекратилось, однако самолёты какое-то время ещё полетали с грузами из КНР, после чего массово были выведены из флота. В прошлом году самолёт начали конфигурировать в грузовой, после чего передали в SmartLynx Malta для выполнения полётов в интересах DHL.
---------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/novaia-jizn-ekspluatirovavshihsia-v-rossii-samoletov-sentiabr2022-6355a5e323b65b0ff3fec37f 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.htmlhttps://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4