По чему ездили

May 17, 2011 21:53

В связи с моим предыдущим постом (http://transsib-ru.livejournal.com/37475.html) появилась идея написать немного о рельсах Транссибирской магистрали. Сразу стоит сказать, что буду благодарен за поправки и уточнения, если таковые найдутся. Не могу назвать себя фанатом ферроэквинологии, но тем не менее рельсы с маркировкой производителя - штука очень информативная и увлекательная.
Общаюсь я с ними уже двадцать с лишним лет, со времен маритуйской студенческой практики.
И увидали мы там таких "пенсионеров". 1901, 1903 годы - первая колея. Съемка 1982 г.




Во время строительства Транссиба несколько предприятий, судя по всему, получили специальный госзаказ. Маркировка "К.Ж.Д.", которая встречается практически на всех дореволюционных рельсах, точного объяснения пока не нашла - даже после консультаций с сотрудниками железнодорожных музеев. Но мы пришли к выводу, что с наибольшей вероятностью это значит "казенные железные дороги".
P.S.: похоже, эта версия блестяще подтверждается находкой рельса с надписью "Ч.Ж.Д."! http://yanlev.livejournal.com/7859.html

Надеждинский сталерельсовый завод Богословского горного округа (в современном городе Серов) был построен специально для обслуживания потребностей магистрали.


Вторым крупнейшим поставщиком был Демидовский завод в Нижнем Тагиле. Большинство сохранившихся с тех времен рельсов несут на себе клеймо "Демидова Н.Т.З." или "Надежд. зав. В.Б.Г.О."


Впрочем, доезжали до Сибири и рельсы более западных производителей.
Рельс Общества Путиловских заводов, 1895 г. Тоже с маркировкой К.Ж.Д.


Ю.Р.Д.М.О. - Южно-Русское Днепровское металлургическое общество (Каменское, Днепропетровская область). 1896 г.


Узкоколейный рельс Русско-Бельгийского металлургического общества - Р.Б.М.О. (Енакиево, Донбасс) (хранится в Баклани у Е.Красновой). Такие при строительстве Транссиба использовались для вагонеток.


Завод кн. Белосельского, 1894 г. снято в Слюдянке.

В 1930-е годы в процессе работы полотно стало обновляться более новыми рельсами. Они имели тот же профиль, что и дореволюционные (предположительно Р38), или были чуть тяжелее (Р43). Преимущественно это рельсы российских производителей, например, Кузнецкого металлургического завода (1930-50-е гг.)


Встречаются также керченские, надеждинские 1920-30-х гг. Однако и рельсы 1900-1910-х гг. также были распространены в действующих путях.

За время Великой Отечественной войны полотно Транссиба было значительно изношено потоком военных грузов. И после ее окончания, по-видимому, замена рельсов была достаточно масштабной - судя по тому, сколько их дошло до нашего времени. Помимо отечественных (из маркированных производителем это в основном кузнецкие) появились и американские, закупленные в годы войны или сразу после нее.
S.C.E.O.H., Колорадо, 1945:


Другой американский производитель - Карнеги:
http://www.flickr.com/photos/21/37435114/in/set-798975

Рельсы, которые я сперва посчитал германскими, вероятно, тоже американские. Возможно, из штата Огайо. UPDATE: благодаря помощи user_elis установлено, что круглая эмблема с S относится к Nippon Steel, а следовательно, эти рельсы попали на Транссиб после окончания Второй Мировой репарационным путем из Японии или Маньчжурии.




Рельс производства Betlehem Steel Corporation. Даты, кстати, интересные, особенно у этого - 1928 год... если это ленд-лиз, то из каких резервов они эти рельсы вытащили? А не поставлялись ли в СССР рельсы из США в 1930-х гг.?
Одна часть:


и другая часть его же:


Фото точно так же повернуто по часовой.

Снятые довоенные рельсы стали широко использоваться для вспомогательных целей, в качестве строительной арматуры, на "пасынки" телефонных и электрических линий.
Вот один из деревянных столбов на рельсовых пасынках (1926 г., Надеждинский завод), в г. Иркутске. Немного их уже осталось, сейчас применяют в основном бетонные пасынки.


Большое число пасынков от старых телефонных столбов и на действующей телефонной линии стояло вдоль Кругобайкалки в 1980-х и даже 90-х. В 2000-х годах телефонка была демонтирована, немногочисленные действующие провода низкого напряжения перенесены на новые железобетонные опоры ЛЭП, а практически все пасынки, вероятно, вывезли на лом.

Противосходные рельсы внутри основного пути на мосту через р. Медлянку, пос. Култук. Тоже "демидовские".


После постройки прямого маршрута через Андриановский перевал в 1940-х гг. и появления Иркутского водохранилища участок Слюдянка-Байкал стал тупиковым. Интенсивность движения по нему снизилась. Поэтому здесь сформировался своего рода заповедник старого железа. Выходило из строя оно медленно, а когда выходило, то на месте и применялось во вспомогательных целях. Часть рельсов оставалась в полотне вплоть до 1980-х годов. Например, на ст. Маритуй в действующих путях до сих пор стоят американские стрелки производства 1940-х гг. (P.S.: до 2000-х годов они были и на главном пути, а по состоянию на 2019 г. американские рельсы и стрелки остались только на боковых; к 2023 г. - уже только на первом пути, у перрона). В 80-х полотно Кругобайкалки было перешито на новое, с самым распространенным сейчас рельсовым профилем Р65. Тем не менее кое-где старые легкие рельсы в путях еще оставались. К примеру, в 2005 г. они встречались в порту Байкал:
http://www.flickr.com/photos/21/37435091/in/set-798975

В основном же сохранились только в непрямом назначении: мостовые противосходы, линии электропередачи из Култука к ангасольской подстанции и кое-где вдоль андриановского участка, слипы для выкатывания лодок из гаражей в воду. Наверняка немалое количество находится внутри каменных и железобетонных сооружений.
Интересно они использованы у ст. Танхой: из рельсов сделан автомобильный мостик через ручей.


Заметно, что сталь в большинстве случаев качественная, ржавлению поддается медленно, даже находясь постоянно в воде и много лет безо всякой смазки.
Некоторое количество старых рельсов можно увидеть в железнодорожных музеях, например, в Иркутске (о-в Юности). Богатый дорожный уголок есть в школьном музее пос. Култук. Вот, полюбуйтесь.


PS: с некоторых пор рельсовый стеллаж имеется и в Листвянке у Байкальского музея.

1930-е, 1940-е, 1900-е, артефакты, Восточно-Сибирская ж.д., 1910-е, Кругобайкалка, сооружения/объекты, XIX век, история, 1920-е

Previous post Next post
Up