"Примитивисты" - 1: "Les Barbus"

Jun 16, 2012 11:41

Рылся в архивах своего ЖЖ и обнаружил там два старых поста:
О коммунизме, романтизме и любви к природе - 1
Прелесть примитивов
(Внимание! Последнее сообщение содержит ненормативную лексику. Детям и подросткам до 18 читать не рекомендуется!)
Еще 2,5 года назад задумывал я серию постов о генезисе примитивизма в самом широком понимании, возводя его истоки к эпохе романтизма, опять же, в широком понимании.
Тезисно повторю, то, что уже говорил ранее.
Начиная с эпохи Проторенессанса европейское изобразительное искусство развивается в направлении максимального жизнеподобия изображения. Я бы сказал «фотографичности», но фотография появилась много позже. Или можно сказать «реалистичности», если не софийствовать по поводу термина «реализм».
Так вот, наивысшей точкой в развитии «жизнеподобия» в живописи можно считать искусство середины 17 в. (Веласкес, Вермеер и т.д.). Дальше развиваться было некуда - до изобретения фотографии оставалось еще 200 лет без малого. Поэтому общий вектор развития живописи в 18 веке - это движение в сторону от реализма. В сторону эстетизма, например (рококо). Разумеется и в 18-м веке жили великие реалисты (Каналетто, Шарден), но едва ли они сказали что-то новое по сравнению с 17 веком (если не считать техническое стороны - портативной камеры-обскуры, например).
Так вот, процесс развития искусства со второй половины 17 до конца 18 века можно представить, как движение вспять. При этом рококо будет стилистически соответствовать маньеризму, а неоклассицизм - Высокому Возрождению. Я об этом писал недавно, но немного в другом аспекте.
ИМ Разумеется, классицизм никуда не девался. Начиная с братьев Карраччи, классицистские тенденции то и дело появлялись в европейском искусстве. Но никогда они не были столь глобальными, как во второй половине 18 в.
По сути дела, неоклассиков (или «ультраклассиков», как их еще называли) во главе с Давидом можно назвать первыми примитивистами. Они отказываются от сложных пространственных и перспективных построений, предпочитая «фризовую» композицию. Их не привлекают изысканные линии рококо, наоборот, линии должны быть максимально просты. При этом «ультраклассики» все -же не переходят черту, отделяющую классическое искусство и доклассическое, т.е. «примитивное» в терминологии того времени.
Проблема любого радикала в том, что рано или поздно он начнет казаться не столь уж радикальным. Вот и Давида постигла та же участь в его стремлении к классике. Нашлись люди, которым показалось, что Давид не столь уж классичен.
Речь идет о группе «Бородачей» ("Les Barbus"), которых также называли «Мыслителями», или «Примитивистами». Это были молодые художники, ученики Давида во главе с Пьером-Морисом Каем (ок. 1779 - 1802/04) К сожалению, информации об этом объединении очень мало. Теоретических текстов после себя они не оставили, так что все, что о них известно, известно, в первую очередь с чужих слов.
«Примитивисты» видели основной задачей искусства выражение «чистой красоты». Их эстетическим идеалом была живопись итальянских «примитивов» (до Рафаэля) и скульптура ранней греческой классики (до Фидия). Как пишет А. Бенуа, все остальное искусство казалось им «манерным», «низменным» и «театральным», а особенно презрительно они относились к искусству Ренессанса, полагая, что с него началась деградация живописи. (Невольно всплывает Флоренский и иже с ним). Давиду, естественно, тоже доставалось за злоупотребление светотенью и слишком яркие локальные цвета. После того, как «Бородачи» выступили с открытой критикой «Похищения сабинянок» Давида, мэтр изгнал их из своей мастерской, и они поселились в каком-то заброшенном монастыре (некоторое время спустя так же поступят назарейцы).
Эксцентричными были не только взгляды на искусство. Уже само название группы свидетельствует об их внешнем облике. Это нам кажется обыденным - ну борода и борода. Но ведь следует вспомнить, что бороды вышли из моды примерно 150 лет назад (даже если брать мушкетерские бородки), и снова их начали отращивать только в конце 1830-х гг., так что ношение бород казалось очень смелым поступком. А основатель группы - Морис Кай ходил по улицам в древнегреческом костюме, чем вызывал насмешки прохожих.



Морис Кай.

Кроме Кая в группу входили Жан Брок, Пьер и Жозеф Франк, Пьер Дюкейлар, Перрье, а также известный писатель Шарль Нодье.
После ранней смерти Мориса Кая группа распалась, но ее влияние продолжалось еще по крайней мере десять лет. Критики негодовали, по поводу молодых людей, отрицавших искусство Возрождения и восхищавшихся итальянскими «примитивами» и древнейшей античностью, замечая, что при всех достоинствах произведений этих эпох «только извращенный или ограниченный ум может предпочесть их шедеврам созданным после них». «Извращенный или ограниченный» - как метко!
Сильное влияние «Бородачи» оказали и на такого крупного художника, как Доминик Энгр, бывшего их ровесником. В молодости Энгр увлекался творчеством художников кватроченто, Дюрера и Гольбейна, копировал рисунки с этрусских ваз. Увлечение «примитивами» так же не ушло от внимания критиков, замечавших, в частности, по поводу картины «Юпитер и Фетида», что Энгр «стремится приблизиться к эпохе зарождения живописи».



Энгр. Юпитер и Фетида, 1812.

Хотя, честно говоря, человеку сегодняшнего дня непонятно, что такого сверхархаичного в этой картине.
То же самое касается и других работ «Мыслителей». К сожалению, картин этих художников, созданных на рубеже 18-19 вв. до нас дошло очень мало. От самого Кая, кажется, не сохранилось совсем ничего. Но в целом, это вроде-бы довольно традиционный неоклассицизм, почти как у Давида (с учетном разности в уровне дарования), может, немного суховатый.



Жан Брок ( 1771 (по другим источникам, 1780) - 1850). Смерть Гиацинта, 1801.



Другая вертия той же картины.
 Статья об этой картине в Википедии: http://fr.wikipedia.org/wiki/La_Mort_de_Hyacinthe



Жан Брок. Школа Апеллеса.



Жан Брок. Смерть генерала Дезе, 1806.



Пьер Дюкейлар (1771-1845). Песни Оссиана.



Жан-Пьер Франк (1774-1860). Аллегория Франции перед походом в Египет, 1810. Картина довольно поздняя, поэтому едва ли по ней можно судить о живописи Франка в описываемый период. Впоследствии он стал довольно заурядным историческим живописцем и портретистом.
Думаю, главной заслугой «Бородачей» было именно открытие «примитивов» для искусства. Параллельно с этим «примитивы» открывались и историками искусства. Впервые за несколько столетий люди поняли, что образцом для подражания может быть не только то, что создано после Рафаэля. К чему это привело - все мы прекрасно знаем.
Ссылки:
О разном понимании реализма
Про абстракцию и не только
Про "линию красоты" и эволюцию стилей

классицизм, 19 век, стилизация, мода, цикличность, зрительное восприятие, диалог культур, средневековье, пассеизм, ренессанс, живопись, Франция, античность, история, 18 век, хронология, примитив, искусство, датировка, стили, 17 век

Previous post Next post
Up