Про "линию красоты" и эволюцию стилей

Jun 12, 2012 11:55



А продолжу, пожалуй, про Хогарта и его S-образные линии, благо, картинки нашел покачественнее.



На рис. 49 таблицы 1 Хогарт приводит такой ряд линий. Это перекликается с корсетами, о которых я говорил в предыдущем посте.



Еще выразительнее выглядят ножки для стульев, в основе которых лежат эти линии.



Вот что Хогарт пишет по этому поводу:
Хотя все виды волнообразных линий, если они правильно использованы, - декоративны, все же, строго говоря, существует лишь одна точная линия, которую следует называть линией красоты и которая в шкале этих линий (рис. 49 табл. 1) помечена номером 4. Линии 5, 6, 7, будучи слишком выпуклыми, становятся громоздкими, неуклюжими, и наоборот, линии 3, 2, 1, выпрямляясь, становятся посредственными и обедненными, как это показано на рисунке 50 таблицы 1, где они нашли применение в качестве ножек для стульев.

Я еще давно подумал, что эта таблица, по сути дела, наглядно иллюстрирует эволюцию художественного стиля.
Я уже писал о потенциале возбуждения, кривой Вундта и эффекте привыкания, но думаю, будет нелишне повториться еще раз. Зависимость удовольствия, получаемого от восприятия объекта, от потенциала возбуждения графически выглядит так:



Кривая Вундта.
На практике это примерно вот что. Допустим, вы любите сладкое. Если в печенье, или конфете сахара (или его заменителей) немного - удовольствие от этого невелико. Если слаще -удовольствие больше. Но если со сладостью перебрать, в какой-то момент вкус становится приторным и удовольствие от него снижается.
То же самое и с линиями.
Линии со слабым изгибом скучны и неинтересны для взора (посредственны и обеднены для Хогарта). Но если изгиб возрастает, линии становятся все более привлекательными. До определенного момента опять же. Затем их привлекательность начинает падать. И ножки и корсеты №№ 6-7 выглядят карикатурными.
Истина, как всегда, находится где-то посередине. Для Хогарта, это линия №4, я же лично, в настоящий момент более склоняюсь к № 3. Думаю, автор «Анализа красоты» был склонен верить в божественное происхождение этой линии и потому считал ее абсолютной истиной. Я же, как эволюционист, полагаю, что человеческое восприятие - штука непостоянная. Вкусы как отдельного человека, так и общества в целом меняются со временем.
То же самое и этими линиями. В какой-то момент и линия № 2 кажется привлекательной, но время идет, и вот уже линия 4 становится скучной. Разумеется, всему есть предел, и когда уже линия №7 особого интереса не вызывает, то глаз начинает искать что-то необычное. И на глаза ему попадаются линии № 2-3…
Думаю, европейское искусство прошло путь от линии № 1 к линии №7 в период с конца 15 до середины 17 в. В этом случае, линии № 1 соответствует позднее кватроченто, линиям № 2-3 - Высокий Ренессанс, линиям № 4-5 - маньеризм, линиям № 6-7 - барокко. Это если говорить про скульптуру и живопись.
Отчасти это совпадает с тем, что пишет сам Хогарт:
Когда Рафаэль увидел работы Микеланджело и античные статуи, он внезапно изменил свое отношение к прямым жестким линиям и так пристрастился к змеевидной линии, что довел ее до смешного излишества, особенно в своих драпировках; правда, превосходное умение наблюдать жизнь скоро избавило его от этого заблуждения.

Пьетро да Кортона в очень удачной манере применил эту линию в своих драпировках.

Нигде принцип этот не воплощен лучше, чем в некоторых картинах Корреджо, особенно в его картине «Юнона и Иксион». Однако пропорции его фигур иногда таковы, что их мог бы исправить простой, малюющий вывески живописец.

Между тем Альбрехт Дюрер, рисовавший по математическим правилам, не отклонялся в сторону «привлекательности» даже тогда, когда, рисуя с натуры, он должен был это делать, потому что пользовался своими собственными, не годными к употреблению правилами пропорций.



Дюрер. Ева.



Корреджо. Юпитер и Ио (или Семела). Во времена Хогарта называлась "Юнона и Иксион".

Дюрер не знает о «линии привлекательности», Микеланджело и позднему Рафаэлю она хорошо знакома, а Корреджо доводит этот принцип до совершенства. Среди мастеров Ренессанса затесался Пьетро да Кортона - академист.
В другом месте Хогарт говорит о величии образов Пармиджанино, и прощает ему даже сильно искаженные пропорции фигур.
А вот линии, которыми пользуется крупнейший представитель барокко Рубенс, не кажутся Хогарту слишком изящными:
Рубенс, рисунок которого очень своеобразен, пользовался широкой, плавно движущейся линией, которая, главным образом, и встречается во всех его картинах и придает им дух благородства. Но он, кажется, не был знаком с тем, что мы называем точной линией, о которой мы еще будем говорить подробно и которая придает тонкость произведениям лучших итальянских мастеров. Рубенс, скорее, перегружает контуры слишком смелыми изогнутыми линиями в форме буквы S.



Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа.

Хогарт резко отрицательно отзывается о современных ему любителях искусства, которым прямые ближе, чем изящные изгибы линии №4:
Существуют также серьезные возражения против пристрастия к прямым линиям, которые якобы создают истинную красоту форм человеческого тела, где им никогда и не следовало бы появляться. Посредственный конессёр считает, что профиль красив только при очень прямом носе, а если лоб сливается с ним в одну прямую линию, то он находит это еще более возвышенным. Я видел жалкие наброски, нацарапанные пером, которые продавались по значительной цене только потому, что здесь были изображены профили, подобные тому, который изображен между рис. 22 и 105 табл. 1. А такой профиль каждый человек может нарисовать с закрытыми глазами. Общее представление о том, что человек должен быть прямым, как стрела, и держаться совершенно выпрямившись, относится к тому же кругу идей. Если бы учитель танцев увидел своего ученика в легкой, изящно изогнутой позе Антиноя (рис. 6 табл. 1), он начал бы стыдить его, сказал бы, что он согнулся как бараний рог, велел бы ему поднять голову и держаться так, как держится его учитель (см. рис. 7 табл. 1).





Естественно, «посредственный конессёр», имеет куда менее искушенный глаз нежели Уильям Хогарт , и любая криволинейность для него - свидетельство неправильности, или вовсе неумения рисовать.
Интересно, что маньеристы ближе Хогарту, нежели мастера эпохи барокко. Вообще, в «галантную эпоху» интерес к маньеризму, в частности к Пармиджанино возрождается после «забвения» в 17 веке. Думаю, причина в том, что и маньеризм и рококо стадиально близки друг другу - если первый предшествует барокко, то второй стиль ему наследует. П стадиальная близость ведет за собой и близость стилистическую - обе эпохи соответствуют линиям № 4-5.
В архитектуре развитие стиля идет несколько иначе. Здесь, думается, линиям № 1-2 соответствует первая пол 16 в. (в Италии), а линиям № 6-7 - зрелое барокко - вторая пол 17 в. в Италии и первая пол. 18 в во всей остальной Европе (за исключением протестантского севера).
Дальше волна пошла на спад, достигнув минимума где-то к концу 18 столетия. А затем началась новая волна - с конца 18 по начало 20 века. Здесь неоклассицизм и ампир соответствуют высокому Возрождению, историзм середины второй пол 19 в. - барокко (примечательно. Что тогда же появляется такой стиль, как необарокко), а модерн, с его змеевидными линиями - рококо. Рококо и в буквальном смысле возрождается - вспомните мирискусников. Ну а конструктивизм и функционализм 1920-х - опять минимум и начало новой волны.
Писать про 20-й век я остерегусь, ибо «большое видится на расстояньи». Да и вообще, не относитесь слишком серьезно к тому, что я тут понаписал. Ибо реальность - она сложнее любых схем.
Ссылки по теме:
Почему привлекательна "линия карсоты"
Новые шестидесятые
О моде и "духе времени"
Про эффект привыкания, закон Пуаре и гофрированные воротники
О типах женской красоты
Еще немного искусствометрии
Про эволюцию размеров картин

классицизм, 19 век, модерн, стилизация, мода, цикличность, зрительное восприятие, рококо, Британия, эстетика, психология, Италия, диалог культур, ренессанс, живопись, Нидерланды, искусствометрия, случайность, параллели, 18 век, история, 20 век, 16 век, хронология, Европа, искусство, барокко, графика, стили, 17 век, культура

Previous post Next post
Up