Джейн Джекобс "Смерть и жизнь больших американских городов"

Feb 28, 2013 02:08

Книга двести пятьдесят девятая

Джейн Джекобс "Смерть и жизнь больших американских городов" (Jane Jacobs "The Death and Life of Great American Cities", 1961)
М: Новое издательство. 2011 г., 460 стр.

Классическая книга по урбанистике, во многом создавшая современную урбанистику. Наконец-то я ее прочитал! Почти полтысячи страниц убористого текста. На первых главах я подумал, что это типично-американская "книга одной идеи" - когда автор что-то придумал, а потом... - есть еще американская же пословица: "если у тебя в руках молоток, то весь мир вокруг - гвозди". Нет, эта книга не по пословице.

В книге четыре части, первые две посвящены этой самой основной идее, то есть вполне могли бы составить отдельную книгу. Какова же основная мысль этой книги? Начнем понемногу цитировать:

Улицы больших городов не только обеспечивают движение транспорта, а их тротуары - пешеходные части улиц - не только обеспечивают движение пешеходов. И улицы, и тротуары имеют много других функций, связанных с циркуляцией транспорта и пешеходов, но не тождественных ей, и как таковые эти функции по крайней мере столь же существенны для городской жизни.

Поддерживать безопасность - фундаментальная задача городских улиц и тротуаров.
Эта задача очень сильно отличается от всех функций тротуаров и улиц в малых городах или подлинных пригородах. Большие города - это не увеличенные копии малых и не уплотненные копии пригородов. У них есть базовые отличия от малых городов и пригородов, и одно из них - то, что большие города по определению полны незнакомцев. Для любого человека в большом городе незнакомцы - гораздо более привычное зрелище, чем знакомые. Более привычное зрелище не только в местах публичных собраний, но и у своих собственных дверей. Незнакомцами являются даже многие из живущих рядом, и по-другому не может быть просто-напросто из-за обилия людей на малом пространстве.
Коренное, базисное свойство успешного городского района - то что человек чувствует себя в безопасности на его улицах среди всех этих чужих людей. У него не должно автоматически возникать чувство угрозы. Район, который этого не обеспечивает, терпит неудачу и в других отношениях и создает как для себя, так и для города в целом множество проблем.

Это пока не основная мысль, но точное представление о книге и о ее предмете. Я выделил жирным две ключевые фразы: основное свойство большого города, фактически критерий, и критерий успешности района - пока без прояснения механизмов, как этого достичь. Мне очень импонирует четкость мысли автора, хотел бы я так.
Еще на что стоит обратить внимание - для Джекобс город это улицы. Не дома - именно улицы, открытые публичные пространства. Что получится, если из градостроительства вычесть архитектуру? Получится урбанистика, и вот это смещение взгляда на город - открытие и заслуга Джекобс.

Теперь перейдем к механизмам обеспечения безопасности на улицах:

Первое, что следует понять: общественное спокойствие больших городов (спокойствие на их тротуарах и улицах) лишь во вторую очередь поддерживается полицией, сколь бы необходима она ни была. Прежде всего оно поддерживается сложной, почти не воспринимаемой сознательно сетью контроля и слежения, сотканной самим населением. [...] Никакие полицейские силы не способны установить цивилизацию там, где сломаны нормальные механизмы повседневного, непринужденного ее поддержания.

Это истина, которую знают все: интенсивно используемая городская улица, как правило, безопасна. Пустынная городская улица, как правило, - зона риска. [...]
Чтобы улица большого города была способна выдерживать наплыв незнакомцев и даже повышать с их помощью уровень безопасности, что всегда происходит на успешных городских участках, она должна отвечать трем главным требованиям.
Во-первых, необходимо четкое разграничение между публичным и частным пространствами. Они не могут плавно перетекать друг в друга, как это бывает в пригородах и в жилых массивах, построенных по единому проекту.
Во-вторых, необходимы глаза, устремленные на улицу, - глаза, принадлежащие тем, кого можно назвать естественными владельцами улицы. Здания, приспособленные для того, чтобы иметь дело с незнакомцами и обеспечивать безопасность как местных жителей, так и незнакомцев, должны быть обращены к улице. Они не могут стоять к ней спиной или слепым боком и лишать ее зрения.
И, в-третьих, на тротуаре более или менее постоянно должны быть использующие его люди. Это важно как для увеличения за их счет числа полезных глаз, так и для того, чтобы у достаточного количества людей в зданиях вдоль улицы был стимул смотреть на тротуары. Мало кому нравится сидеть на крыльце или у окна и глазеть на пустую улицу, и почти никто этим не занимается. Но оживленная уличная жизнь - увлекательное зрелище для многих и многих.

Уличная безопасность достигается легче и непринужденней всего, с минимумом враждебности и подозрений именно там, где люди пользуются улицами добровольно, получают от этого удовольствие и в нормальных ситуациях даже не осознают, что осуществляют надзор.
Главным условием, создающим возможность такого наблюдения, является обилие магазинов и других общественных мест, расположенных вдоль тротуаров; особенно важно, чтобы среди них были заведения, работающие вечером и ночью. Основные категории таких заведений - магазины, бары и рестораны; они обеспечивают безопасность на тротуарах несколькими различными и сложными способами.

Вот теперь прозвучали все составляющие основной мысли этой книги. Это такая логическая цепочка:
1. Район успешен, если его улицы активно используются (сейчас это прозвучало в контексте безопасности, дальше будет в контексте общения, бизнеса и т.д.)
2. Людям интересны люди, так что использование улиц это автокаталитический процесс - и это хорошо, надо лишь создать условия для использования. Людей надо много и, главное, они должны быть постоянно (чтоб не час пик и мертвый сезон - постоянно в течение дня и ночи).
3. Интенсивное и постоянное использование улиц может обеспечить лишь разнообразие.

Ключевое слово прозвучало - разнообразие. Вся книга есть гимн городской сложности и городскому разнообразию. Если попытаться сжать книгу (по крайней мере первые две части) до одной фразы, то получится примерно: "чем более разнообразное использование допускает и предоставляет улица или иное публичное пространство (парк, к примеру), тем более успешен район, в котором она расположена".

Выше была рассмотрена функция безопасности, вот еще несколько цитат из книги, касающихся социальной жизни и детей на улице.

Социальная структура тротуарной жизни отчасти опирается на людей, которых можно было бы назвать самоназначенными публичными персонажами. Публичным персонажем становится всякий, кто постоянно контактирует с широким кругом горожан и в достаточной мере заинтересован в том, чтобы стать публичным персонажем. Публичный персонаж для исполнения своих функций не обязательно должен обладать особыми талантами и мудростью, хотя нередко он ими обладает. Человек просто должен быть на месте, и таких, как он, должно быть достаточно много. Его главное качество - публичность, то, что он имеет дело с множеством разнообразных людей. Благодаря ему передаются новости, представляющие уличный интерес.
В большинстве своем публичные тротуарные персонажи постоянно находятся на одних и тех же публичных местах. Это владельцы магазинов, баров и других заведений. Их можно назвать базовыми публичными персонажами. Все прочие публичные персонажи на тротуарах крупных городов зависят от базовых - по крайней мере косвенно, поскольку для них важно наличие постоянных уличных маршрутов к этим заведениям и их владельцам.

Жизнь тротуаров, насколько я вижу, проистекает не из каких-либо особых качеств или талантов, развитых в тех или иных группах населения. Она возникает в том случае, когда для нее есть конкретные, ощутимые условия, которые должны выполняться повсеместно и щедро. Это ровно те же условия, что необходимы для безопасности на тротуарах. Если этих условий нет, то нет и уличного общения между людьми.

Градостроители, по всей видимости, не понимают, как много взрослых нужно, чтобы воспитать стихийно играющих детей. Не понимают они и того, что пространство и игровые приспособления сами по себе детей не воспитывают. Они могут быть полезным подспорьем, но воспитывать детей и помогать им входить в цивилизованное общество способны только люди. [...]
В реальной жизни только через посредство рядовых взрослых на городских тротуарах дети воспринимают (если воспринимают вообще) первый фундаментальный принцип успешной городской жизни: люди должны нести некую толику публичной ответственности друг за друга даже в случае, когда они никак друг с другом не связаны. Этому нельзя научить на словах. Этому учатся на личном опыте, когда люди, не имеющие с тобой ни родственных, ни близких дружеских связей и формально за тебя никак не отвечающие, берут на себя толику публичной ответственности за тебя.

Реквизитом для всех этих разновидностей стихийной игры служит не какое-либо хитроумное оборудование, а всего-навсего свободное пространство в близкодоступном и интересном месте. Играть становится тесно, если тротуар слишком узок для всей совокупности его функций, и особенно тесно, если к тому же линия фасадов не имеет небольших углублений. Источником огромных возможностей для того, чтобы играть и слоняться, служат неглубокие ниши чуть в стороне от полосы, по которой идут пешеходы.

Тротуары шириной в девять-десять метров способны удовлетворить практически любые требования стихийной игры; к тому же они позволяют высадить деревья для тени и дают достаточно места пешеходам и тем взрослым, что гуляют по улице и ведут свою тротуарную жизнь. Увы, редко можно увидеть тротуар такой роскошной ширины. [...]
Шестиметровые тротуары, обычно не позволяющие прыгать через скакалку, но допускающие катание на роликах и игру в игрушки с колесами, все еще встречаются, хотя расширители мостовых мало-помалу с ними расправляются.

Здесь интересны наконец-то фактические данные по размерам. Вообще это засада читать эту книгу - образ современных российских городов абсолютно не соответствует тем очевидным умолчаниям, которые имеет ввиду автор. Мне постоянно приходилось вставлять вместо образов Пензы (я же хочу понять, как это на практике) то воспоминания о Праге, то центр Питера, то болгарские города, то вообще образы городов из американского кино (тут очень к месту "Бронксская история" - фильм Де Ниро, да и "Крестный отец" со сценами в итальянских кварталах).

Первая часть книги рассматривает само разнообразие, чем именно оно полезно; вторая часть рассматривает механизмы организации этого разнообразия - что надо сделать чтобы. Я просто процитирую сформулированные автором четыре условия - подробному анализу каждого из них в книге посвящена отдельная глава:

Для генерации полнокровного разнообразия на улицах и в районах больших городов необходимы четыре условия:
1. Район и как можно большее количество его составных частей должны исполнять минимум две первичные функции; предпочтительно - минимум три. Этим должно обеспечиваться присутствие людей, выходящих на улицу в разное время и с разными целями, но при этом использующих многие городские возможности совместно.
2. Кварталы в большинстве своем должны быть короткими. Это значит, что улицы и возможности свернуть за угол должны быть частыми.
3. В районе должны, перемежаясь, идти здания, различающиеся по возрасту и состоянию, включая немалое число старых, чтобы приносимые ими экономические плоды были различны. Это смешение должно быть достаточно тесным.
4. Необходима достаточно высокая концентрация людей, по каким бы причинам они здесь ни находились. В том числе - высокая концентрация людей, живущих в данном районе.
Необходимость выполнения четырех перечисленных условий - самый важный мой тезис в этой книге.

Небольшое пояснение к первому тезису: не должно быть жилых районов и офисных или творческих/культурных - наилучший результат дает смешение функций (не в равных пропорциях, разумеется).

Оптимальная длина квартала - 80-120 метров. Это настолько не соотвествует хрущевской застройке или современной многоэтажной, что надо выкинуть их из головы и представлять только исторический центр города - тогда понять сказанное можно. Ка применить его для остальной, основной по площади части города - надо думать, не знаю.

Мы рассмотрели первые две части книги; третья часть не слишком интересна - очень уж завязана на американские реалии, тем более за полвека наверняка поменявшиеся (книга действительно оказала влияние на управление городами). Впрочем, оценить четкость мысли автора можно и здесь - вот из главы про трущобы:

Ключевое звено для "вечных" трущоб - тот факт, что их покидают слишком многие и слишком быстро, а перед этим спят и видят, как бы уехать.

Пресловутая американская мобильность и съемное жилье - ясно, что в наших реалиях в городе трущоб как района просто не может быть, их обитатели скорее всего являются собственниками квартир, т.е. вполне привязанными к району жителями. В наших реалиях под описание "спят и видят, как уехать" скорее попадает деревня - она этим похожа на негритянские кварталы Нью-Йорка или арабские кварталы Парижа.

Четвертая часть книги состоит скорее из отдельных статей, напрямую не связанных с основной идеей начала книги. Завершается все философской главкой с методологическим анализом градостроительных взглядов и автора, и его "врагов". Автор правильно поставила эту главу последней - сначала смысл, и уж только дочитавшим (и не потерявшим интереса) - какими мыслительными приемами и аналогиями она к этому пришла. Меня эта главка заставила зауважать автора еще больше - не в силу содержания, скорее как свидетельство работы по осмыслению основ своего мышления и мышления оппонентов.

Книга обязательна к прочтению всех, интересующихся жизнью города. По крайней мере первые две части книги.
Прочесть книгу можно здесь: http://socioline.ru/book/dzhejn-dzhekobs-smert-i-zhizn-bolshih-amerikanskih-gorodov

Книги 3, Город

Previous post Next post
Up